Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные даты жизни и творчества Поля Гогена




 

1848, 7 июня – в Париже, в семье журналиста Кловиса Гогена и Алины Шазаль родился сын, Эжен Анри Поль Гоген.

1849 Семья отправляется в Перу (август). 30 сентября умирает Кловис. 1855– Возвращение во Францию с овдовевшей матерью. В Орлеане Поль посещает коллеж, затем поступает в семинарию.

1862 – Поль приезжает в Париж, чтобы готовиться к поступлению в военно-морское училище.

1865–1871 Служит в военном флоте, сначала курсантом, потом младшим лейтенантом, затем – матросом третьего класса. В апреле 1871 г. оставляет морскую службу. По рекомендации Ароза становится биржевым маклером и делает первые шаги в живописи.

1873, 22 ноября – женитьба на Метте Софи Гад.

1876 Выставляет пейзаж в Салоне. Покупает картины Мане, Сезанна, Писсарро и др.

1878 Знакомится с Писсарро, рисует и пишет в духе импрессионистов.

1879 – Участвует в четвертой выставке импрессионистов. Во время отпуска работает с Писсарро в Понтуазе.

1880 Участвует в пятой выставке импрессионистов. Выставляет семь картин.

1881 Участвует в шестой выставке импрессионистов. Выставляет восемь картин и две скульптуры; получает высокую оценку Гюисманса. Летом отправляется с Сезанном и Писсарро на этюды в Понтуаз.

1882 Принимает участие в седьмой выставке импрессионистов. Выставляет 12 картин и пастелей.

1883 Оставляет работу в банке. Уезжает в Руан к Писсарро с женой и пятью детьми.

1884 Живет в Руане, затем переезжает с женой в Копенгаген, там пытается организовать выставку своих картин; выставка запрещена Академией.

1885 – Возвращается из Дании, оставив там семью (июнь). Затем отправляется в Бретань, где ссорится с Дега. Возвращается в Париж. На короткое время едет в Лондон.

1886 Выставляет 19 картин на восьмой выставке импрессионистов.

Ссорится с Сёра. Июнь – живет в Понт-Авене, встречается с Бернаром. Зимой встречается в Париже с Винсентом Ван Гогом. Мечтает о поездке в тропики.

1887 Вместе с Шапле делает керамику. 10 апреля – отправляется в Панаму, работает на строительстве канала. Затем с Лавалем едет на Мартинику, где оба заболевают. В ноябре возвращается в Париж; снова встречается с Ван Гогом.

1888 – Февраль – октябрь – живет в Понт-Авене. Работает с Бернаром, Лавалем и де Хааном. Пишет картину «Иаков, борющийся с ангелом». Ноябрь – выставляется в галерее Тео Ван Гога. 23–24 октября приезжает к Винсенту Ван Гогу в Арль. 24 декабря – ссорится с Винсентом и возвращается в Париж.

1889 – Январь – март – живет в Париже. Затем едет в Понт-Авен с Лавалем и Серюзье, позднее живет в Ле Пульдю с де Хааном (октябрь)

1889 – ноябрь 1890). Выставляется в Брюсселе с «Группой двадцати». Во время Всемирной выставки организует групповую выставку в кафе Вольпини. Через Бернара знакомится с Орье, пишет для него несколько статей.

1890 – Январь – июнь – живет в Париже. Мечтает побывать в Тонкине, на Мадагаскаре и Таити. Возвращается в Бретань. Зимой посещает символистов в кафе «Вольтер». Признан вождем художников-символистов. Дружит с Орье, Морисом, Редоном, Малларме и др. Решив уехать, подготавливает распродажу своих произведений.

1891 – Вся зима – в жестокой нужде. Работает в мастерской де Монфреда, делает скульптуры. Выставляется в Салоне Марсова поля, а также с «Группой двадцати» в Брюсселе. Яростные нападки бельгийской критики. 22 февраля – аукцион в Отеле Друо дает удовлетворительные результаты. Разрыв с Бернаром. Начало марта – едет в Копенгаген навестить семью. 23 марта – банкет в честь Гогена под председательством Малларме. 4 апреля покидает Париж, 8 мая прибывает на Таити. Поселяется в Матайэа, подальше от столицы.

1892 Переписывается с женой, Монфредом, Серюзье. Живет с Техурой. В феврале-марте серьезно болен: кровохарканье. Подумывает об отъезде, подает прошение о репатриации. Жена собирает его картины в Париже для выставки-продажи в Копенгагене. Гоген посылает семь таитянских полотен Монфреду. Собирается покинуть Таити в начале следующего года.

1893 – В мае отплывает во Францию. 3 августа прибывает в Марсель с четырьмя франками в кармане. Живет в Париже, в мастерской Монфреда. Получает наследство после смерти дяди, скончавшегося в Орлеане. Снимает мастерскую на улице Верцингеторига, живет с яванкой Аннах, устраивает еженедельные приемы. Ноябрь – персональная выставка у Дюран-Рюэля. Оказывает влияние на «набидов».

1894 – Февраль – едет в Бельгию на выставку группы «Свободная эстетика». Смотрит в музеях картины Мемлинга и Рубенса. Апрель – едет в Бретань. В Конкарно, во время драки из-за Аннах, получает серьезную травму ноги, два месяца проводит в постели. Аннах обкрадывает его. Гоген принимает решение уехать в Океанию, и на этот раз – навсегда. 22 ноября в Париже друзья-символисты устраивают в его честь банкет в «Варьете».

1895 – Февраль – выставки в мастерской Гогена и в Отеле Друо. Распродажа дает ничтожные результаты. Март – новые выпады Бернара. Ссора с Шуффенекером. Распродав по возможности картины, 8 июля Гоген садится на корабль. Прибыв на Таити, арендует клочок земли, строит хижину на берегу моря и живет там с вахиной Пахурой. Зимой 1895/96 года – болеет.

1896 Весна – ложится в больницу в Папеэте; в августе выходит из больницы. Жестокая борьба за выживание – отсутствие денежных поступлений из Франции. Шуффенекер собирает пожертвования. Несмотря на болезни и нужду, Гоген продолжает напряженно работать.

1897 Обострение отношений с католическим духовенством и колониальными властями. Апрель – узнает о смерти дочери Алины. Переселение на новое место. Работает над рукописью «Ноа-ноа» и думает о смерти. Создает картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

1898 – Январь – Гоген пытается покончить жизнь самоубийством. Прибытие денег из Франции временно облегчает положение (февраль). Монфред безуспешно предлагает художнику вернуться на родину. Март – май – новая волна безденежья и отчаяния. Гоген устраивается делопроизводителем в Управление общественных работ (до января следующего года). Выставка его полотен у Воллара в Париже (ноябрь-декабрь).

1899 – Январь – продажа картин после выставки у Воллара приносит ничтожную сумму. Пахура рожает сына Эмиля (19 апреля). Картина «Материнство». Недоразумения с туземцами. Ссора с прокурором. Выступления в газете «Осы». Гоген основывает собственную газету «Улыбка» (август). Продолжение нападок на администрацию. Сентябрь – снова занимается живописью и резьбой по дереву.

1900 – Январь – предложение Воллара, обеспечивающее Гогену регулярное поступление денег. Апрель – выход девятого и последнего номера «Улыбки». Заключение соглашения с Волларом. Коллекционер Бибеско покупает пять картин Гогена и предлагает свои услуги в дальнейшем. Решение финансовых проблем, но новое ухудшение здоровья (последние месяцы года). До феврагя 1901 года – пребывание в больнице.

1901 – Апрель – пишет Монфреду, что хочет перебраться на Маркизские острова, «где еще сохранилось людоедство». В мае сообщает Монфреду и Воллару свой будущий адрес – остров Хива-Оа (Доминика). Август – продает свой участок и перебирается на новое место, на Хива-Оа. Взяв в аренду участок, строит «Дом наслаждений» (сентябрь-октябрь). Новый подъем творчества (картина «Видение», сочинение «Католицизм и современное сознание»).

1902 Успешно работает и отсылает 20 полотен Воллару. Март – столкновение с администрацией из-за нежелания платить налоги. Серьезные конфликты с католическим духовенством, светскими властями и жандармерией (июль). Гоген строит планы возвращения в Европу. Занимается литературным трудом.

1903 – Январь – циклон на Маркизских островах разрушает дом Гогена. Конфликт с администрацией и жандармом Клавери. Возбуждение дела против художника. 31 марта – вынесение приговора: три месяца тюрьмы и штраф 500 франков. Болезнь прогрессирует.

3 мая Гоген умирает.

 

 


[1] Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1962.

 

[2] Калитина Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–XX веков. Л., 1990.

 

[3] К ним часто присоединяют и Тулуз-Лотрека; см., напр.: Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. III. М., 1993. Впрочем, иногда Тулуз-Лотрека относят и к импрессионистам; см., напр.: Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

 

[4] Слова В. Прокофьева. Цит. по: Дмитриева Н. Винсент Ван Гог. М., 1984. С. 381.

 

[5] Из числа книг на русском языке, посвященных непосредственно Гогену, можно назвать: Кантор-Гуковская А. Поль Гоген. Л. — М., 1965 и Перрюшо А. Жизнь Гогена. М., 1989. Из обобщающих работ, кроме вышеназванной книги Ревалда, отметим: Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973; Калитина Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–XX веков. Л., 1990; Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989.

 

[6] Справедливости ради заметим, и Декс подчеркивает это, что жена никогда не пыталась понять Гогена и расценивала его творчество лишь как средство добыть деньги.

 

[7] Из альбомов отечественного производства отметим: Поль Гоген. Альбом / Авт. — сост. А. Кантор-Гуковская, Л., 1977. Собрания картин Гогена в музеях России представлены альбомами, изданными Эрмитажем и Музеем Пушкина, напр.: От Моне до Пикассо. Л., 1989.

 

[8] Говоря о «научности», Гоген имеет в виду неоимпрессионистов, которые пытались опереться на достижения оптики и к которым одно время примыкал и Писсарро.

 

[9] «Наби» (др. — евр.) — «Пророки»; самоназвание группы художников конца XIX века, в которую вошли Дени, Серюзье, Боннар, Вюйар и др.

 

[10] Выделение наше. — А. Л.

 

[11] В. Крючкова (Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994) считает, что символизм характерен для картин «французского и первого таитянского периодов» творчества Гогена. С этим трудно согласиться, ибо его самое «символическое» полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» относится к последнему периоду его океанийского творчества (1897).

 

[12] Пластические искусства / Под ред. А. М. Кантора, 1994.

 

[13] Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989. С. 70.

 

[14] Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989. С. 101.

 

[15] «Примитивизм» Гогена особого свойства и связан с поисками моделей народного искусства прошедших эпох (в частности, древнеегипетского, кхмерского, таитянского). Он резко отличается от «примитизма» как художественного направления начала XX века, представленного во Франции Анри Руссо (1844–1910), имени которого Декс даже не упоминает.

 

[16] Источники называют и другие имена: Мари Пьер, Тереза. (Прим. науч. ред.)

 

[17] Дивизионизм (от фр. division — разделение) — живописная система, основанная на разделении цветового тона на четко различимые мелкие мазки чистых цветов; другие названия — пуантилизм, неоимпрессионизм. (Прим. науч. ред.)

 

[18] Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — художественный прием, подражающий принципам перегородчатой эмали (клуазонне) и состоящий в активно прорисованном контуре, заполненном плоскостями цвета. (Прим. науч. ред.)

 

[19] Гоген отправился в Лондон, чтобы встретиться там с испанскими революционерами. В Англии он пробыл около трех недель, оттуда отплыл в Дьеп. (Прим. науч. ред.)

 

[20] Со времени отделения от мужа Метте окрестила маленького Поля на датский манер — Пола. (Прим. науч. ред.)

 

[21] Напомним, что Эдуар Мане умер в 1883 году. (Прим. науч. ред.)

 

[22] Пуантилизм (от фр. point — точка) — то же, что «дивизионизм» или «неоимпрессионизм». Основатель пуантилизма — Ж. П. Сёра. (Прим. науч. ред.)

 

[23] То есть Теодором Руссо. (Прим. науч. ред.)

 

[24] По другим данным Сёра умер от рака горла. (Прим. науч. ред.)

 

[25] Ар нуво (art nouveau) — французское название стиля модерн, утвердившегося в большинстве стран Европы в конце XIX — начале XX века. (Прим. науч. ред.)

 

[26] Urbi et orbi (лат.) — городу и миру, то есть на весь мир, всем и каждому. (Прим. науч. ред.)

 

[27] То есть несовершеннолетним; намек на одноименный роман В. Набокова. (Прим. науч. ред.)

 

[28] Во веки веков (лат.).

 

[29] Намек на так называемое «Дело Дрейфуса», волновавшее в те годы французское общество. (Прим. науч. ред.)

 

[30] Дадаизм и экспрессионизм — авангардные направления в европейском и американском искусстве первой половины XX века (1905–1920); сюрреализм — направление, господствовавшее в живописи 20–50-х годов XX века.

 

[31] Клуазонне (от фр. cloison — перегородка) — перегородчатая эмаль. (Прим. науч. ред.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...