Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема б. Социальные науки, их классификация

Тема. Познание.

Тема 1. Познание мира

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.

Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.

Вопрос о возможности познания мира:

- Агностицизм - отрицает полностью или частично возможность познания мира.

- Скептицизм - выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

- Оптимизм - утверждает принципиальную познаваемость мира.

Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня:

Чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом).

Рациональное позна­ние — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Формы чувственного познания:

- Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

- Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

- Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания:

- Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

- Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

- Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное — умозаключение от частного к общему.

Дедуктивное — умозаключение от общего к частному.

Получаемое по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (empeiria — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Чувственное познание: Непосредственность, выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Рациональное познание: Опора на результаты чувст­венного познания • Абстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений.

Интуиция — вид познания, в котором проявляется способ­ность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не со­ответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Тема 3. Истина, ее критерии. Относительность истины

Истина — знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания.

Критерий истины — это то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины: соответствие законам логи­ки; соответствие ранее открытым законам той или иной на­уки; соответствие фундаментальным законам; практика; про­стота, экономичность формы; парадоксальность идеи.

Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование ре­альной действительности, осуществляющаяся в определен­ном социокультурном контексте.

Практика — критерий истины: пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Тема 4. Виды человеческих знаний

Знание — результат познания действительности, со­держание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира,

Виды знания:

Житейское: Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

Научное

Практическое: Овладение вещами, преобразование мира.

Художественное: Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное: Отражение реальности в логических понятиях и категориях.

Иррациональ­ное: Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания.

Личностное: Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности.

Тема 5. Научное познание

Научное познание — особый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

— рациональность, связанная с непротиворечивостью, до­казательностью и системностью;

— проверяемость;

— высокий уровень обобщения знаний;

— универсальность;

— использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

Уровни научного познания:

Эмпирический - выявление объек­тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей

Теоретический - выявление фундаменталь­ных закономерностей, обна­ружение за видимыми прояв­лениями скрытых, внутрен­них связей и отношений.

Формы научного познания

Научный факт - отражение объективного факта в человеческом созна­нии

Эмпириче­ский закон - объктивная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема - осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза - на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов,

Теория - наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

Методы научного познания:

Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

Универсальные методы научного познания:

Анализ и син­тез, дедукция и индукция, ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Тема б. Социальные науки, их классификация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...