Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание на самоподготовку.




ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

УТВЕРЖДЕНО на ЦМК медико-профилактических дисциплин Председатель: д.м.н., профессор Ковальчук В.К. ___________________________ «__» _____________ 200__ г. Протокол № ___ УТВЕРЖДЕНО на методическом совещании кафедры Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Шаркова В.А. _______________________________ «___» _______________ 200 г. Протокол № ___

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для студентов

По подготовке и проведению практического занятия

«Клиническая микробиология возбудителей

бактериальных зоонозов – бруцеллеза, туляремии,

сибирской язвы»

Факультеты лечебный, педиатрический,

Медико-профилактический

III курс, V семестр

Продолжительность занятия 3 академ. час.

Составитель: проф. Шаркова В.А.

Владивосток, 2009 г.

 

Тема: Клиническая микробиология возбудителей бактериальных зоонозов бруцеллеза, туляремии, сибирской язвы.

1. Мотивация: За последние годы значительно активизировались природные очаги бруцеллеза, сибирской язвы, туляремии на территории России и сопредельных стран СНГ Очаги данных инфекций встречаются в Смоленской, Оренбургской, Ярославской, Архангельской, Рязанской, Ивановской областях. Возбудители включены в реестр бактериологического оружия. Относится к ООИ. Все это обязывает врачей знать характерные признаки названных заболеваний, уметь своевременно поставить диагноз, пресечь распространение инфекции, хорошо ориентироваться в профилактических средствах и приемах, знать принципы лечения.

2. Цель обучения, воспитания и развития:Изучить этиологию, биологические свойства возбудителей, таксономическую характеристику, патогенез зоонозов, характерные особенности клинического течения и иммунитета. Научить рационально выбирать материал для исследования в зависимости от характера течения заболевания, забору, направлению его в лабораторию, выбору методов лабораторной диагностики, способам расшифровки результатов лабораторных исследований.Ознакомление со способами, принципами, средствами профилактики и лечения.

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

3. Задачи обучения и воспитания:

3.1. Студент должен знать:

Историю вопроса (открытие, изучение возбудителей). Заслуги отечественных исследователей в борьбе с особо опасными бактериальными зоонозами.

2. Таксономию возбудителей зоонозов. Генетические взаимосвязи (антигенное родство бруцелл и бактерий туляремии; иерсиний, сибиреязвенных бацилл – антракоидов).

3. Этиологические и патогенетические механизмы болезнетворности бактериальных зоонозов:

- роль микроорганизма (факторы болезнетворности, резистентности, характер изменчивости);

- роль макроорганизма (естественная резистентность, входные ворота и пути распространения инфекции, развитие инфекционного процесса, формирование иммунитета).

4. Роль внешней среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционного процесса.

5. Краткую клинико-эпидемиологическую характеристика (термины: природно-очаговая, зоонозная инфекция, источник – пути передачи – реципиент, группы эпидемического риска, клинические формы).

6. Методы лабораторной диагностики:

- материал для исследования, правила его забора и транспортировки, оформления направления;

- методы: микробиологический, иммунологический, биологический, аллергологический, фагодиагностика, их возможности. Целесообразность использования. Комплексная оценка.

7. Принципы терапии.

8. Основы общей и специфической профилактики. Средства и методы.

3.2. Студент должен уметь: сопоставлять биологические свойства возбудителей зоонозов с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования. Уметь забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики (РА, РПГА, РИФ, ИФА). Знать состав и назначение диагностических препаратов. Уметь оценивать результаты бактериологического, серологического, биологического исследований, внутрикожной пробы. Уметь выбрать препараты для специфической терапии и профилактики зоонозов.

3.3. Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетических факторов и др. и соответственно выбор метода и материала исследования) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента;

- обратить внимание на вклад в изучение проблемы отечественных ученых.

Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии Учебное время
I Вводная часть: - организация занятия; - определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения; - вводный контроль исходного уровня знаний студентов 20-25 минут
II Основная часть занятия: - определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов - самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем; - обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии - итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме). 90 минут  
III Заключительная часть занятия: - подведение итогов занятия; - текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов - определение общих и индивидуальных заданий для СДС во внеучебное время; - оглашение плана практического занятия следующего занятия 20-25 минут

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия).

2. Сформулировать цель занятия.

3. Контроль исходного уровня знаний.

4. Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме, согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

5. Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных и эпидемических данных, выбрать метод и материал для лабораторного исследования; обосновать;

– на основании выше перечисленного и данных лабораторных исследований указать предположительный диагноз;

- проанализировав возможные причины развития инфекционной патологии и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса, наметить план и сроки специфической и неспецифической профилактики;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития с особенностями этиологического компонента, клиническими проявлениями, выбором материала исследования и сроков его забора;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса, особенности антигенной характеристики возбудителя, обосновывая выбор метода экспресс-диагностики, особенно в условиях высокой контаминации возбудителя;

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации;

– обосновать основы этиотропного и специфического лечения и профилактики.

Задание на самоподготовку.

7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):

1. Принципы классификации бактерий.

2. Физиология бактерий. Условия культивирования бактерий

3. Уничтожение микробов в окружающей среде: стерилизация, дезинфекция.

4. Антигены бактерий. Процессы, происходящие с антигеном в макроорганизме.

5. Инфекционный процесс, его формы, факторы патогенности микроба.

6. Структура и функции иммуноглобулинов различных классов. Динамика антителопродукции.

7. Вакцинопрофилактика (живые, инактивированные, химические).

8. Противомикробные препараты: антибиотики, антисептические и дезинфицирующие вещества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...