Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирования природоохранной деятельности предприятия




Производственная деятельность предприятия, связанная с использование природных ресурсов, охраной и восстановлением природной среды, получила название природопользование. Регулирование природопользованиясочетает в себе формы и методы государственного, производственного и рыночного регулирования процессов природопользования, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах и сохранение безопасной окружающей природной среды.

В условиях развития белорусской экономической модели основное место в регулировании природопользования отводится государственному регулированию, которое подразумевает деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в данных отношениях и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Государственное регулирование производственной деятельности в области охраны окружающей среды включает в себя две составляющие: организационную и нормативно-правовую.

Организационная составляющая — это совокупность органов и организаций, осуществляющих государственное экологическое управление. Государственное экологическое управление осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. К специально уполномоченным республиканским органам можно отнести:

─ Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь;

─ Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь;

─ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

─ Министерство здравоохранения Республики Беларусь;

─ Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

─ Государственный комитет погидрометеорологии и т.д.

В реализации экологической функции государства участвуют также иные государственные органы и должностные лица, а также государственные организации, выполняющие отдельные функции республиканских органов государственного управления.

Нормативно-правовая составляющая государственного регулирования природопользованием включает в себя ряд нормативных правовых актов Республики Беларусь. Основополагающими нормативно-правовыми актами являются Конституция Республики Беларусь и закон «Об охране окружающей среды». Конституция определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств, гарантирует права граждан на получение объективной информации о состоянии окружающей среды. Существует также ряд документов, определяющих порядок использования и охраны отдельных компонентов природной среды и устанавливающих соответствующую специфику хозяйственной деятельности. К ним можно отнести Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс, Законы «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности» и др.

Одной из составных частей механизма государственного регулирования природоохранной деятельности предприятий является экологическое нормирование производственных процессов. Оно позволяет устанавливать предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду, способствует сохранению генетического фонда флоры и фауны, обеспечивает экологическую безопасность людей, рациональное использование природных ресурсов.

Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей антропогенного воздействия на экосистему в пределах ее экологической емкости, не приводящего к нарушению механизмов саморегуляции. Главная цель экологического нормирования: обеспечить взаимоприемлемое сочетание экономических и экологических интересов. [68, c.102]

Основу экологического нормирования в Республике Беларусь составляет показатель предельно допустимой концентрации. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, грунтов, других пород. Иными словами, ПДК — это нормативное количество загрязняющих веществ в окружающую среду, которое при постоянном контакте или воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для предприятий устанавливаются следующие виды нормативов:

─ нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ);

─ нормативы допустимых сборов загрязняющих веществ (ПДС);

─ нормативы образования отходов производства;

─ нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

─ нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;

─ нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

─ нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь.

Нормативы предельно допустимых выброса и сброса устанавливаются с учетом производственных мощностей предприятий (объектов) в соответствии с действующими нормативами ПДК. ПДВ и ПДС утверждаются по химическим веществам структурными подразделениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и по микроорганизмам структурными подразделениями Санитарно-эпидемиологической службы.

Норматив образования отходов производства представляет собой установленное предельное количество отходов определенного вида, образуемое при производстве единицы продукции или энергии, выполнении работ или оказании услуг. Нормативы образования отходов производства определяются на основе технологических регламентов, удельных нормативов расходов сырья и образования отходов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, регламентирующей производство продукции или энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсовустанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации с учетом природных особенностей территорий.

При нарушении вышеуказанных нормативов специальным предписанием органов охраны окружающей среды или санэпидемнадзора производственная деятельность предприятий может быть приостановлена, ограничена или прекращена.

Важным элементом механизма государственного регулирования производственной деятельности предприятий-природопользователей являются оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, которые носятпредупредительное значение, так как проводятся до начала планируемой хозяйственной и иной деятельности предприятия.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экологическая экспертиза ¾ это проверка соответствия проектных решений планируемой деятельности природоохранному законодательству.

Цели оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы в общем виде принципиально совпадают и заключаются в максимальном предупреждении вероятных негативных воздействий на окружающую среду предстоящей хозяйственной деятельности, предусмотренной документацией или проектом.

Принципиальная разница между указанными процедурами заключается в их задачах. Так основной задачей ОВОС является определение, исследование и анализ вероятности вредных воздействий планируемых производственных процессов на окружающую среду и возможных экологических, социальных и экономических последствий такого воздействия, т.е. в данном случае речь идет о прогнозе ожидаемых воздействий на окружающую среду. При этом изучается не только физическая величина факторов, оказывающих воздействие (объем выбросов или сбросов, концентрация вредных веществ), но и ожидаемые изменения в различных компонентах окружающей среды: воде, воздухе, почве, ландшафте, фауне и флоре, взаимосвязи между всеми этими факторами, а также возможное влияние осуществления деятельности на здоровье человека, историко-культурные ценности и социально-экономические условия.

Суть предупредительного назначения экологической экспертизы выражается в том, что она совершается в виде предварительной проверки соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Ее задачами являются:

─ определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящее время и в будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;

─ проверка соответствия проектируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям природоохранного законодательства;

─ определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природной среды. [68, c.122]

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Республики Беларусь, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. ОВОС в обязательном порядке проводят согласно перечню видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, утверждаемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (Приложение 1).

Система экологического контроля и обоснования хозяйственной деятельности реализуется через форму выдачи специальных разрешительных документов ¾ лицензий.

Лицензирование природопользования является важнейшей частью государственного регулирования в области природопользования в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии, т.е. документа удостоверяющего право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Экологическое лицензирование — это предоставление субъектам хозяйствования специальных разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, и закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах. Таким образом, лицензирование представляет собой разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности.

Целью экологического лицензирования является максимальное снижение отрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и предотвращения вреда, который может быть нанесен интересам общества и здоровью людей.

В систему лицензирования природопользования входят:

- специальные лицензии на право пользования (добычи, изъятия) одним видом ресурсов, а также на право выбросов, сбросов и размещения отходов;

- лицензии на комплексное природопользование, которые устанавливают экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения природной среды предприятием. [69, с.248]

Лицензия на комплексное природопользование в отличие от специальных лицензий не дает права на определенный вид природопользования, а лишь регламентирует условия последнего исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий. [69, 248]

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» №450 от 1 сентября 2010 г. был упрощен порядок получения лицензия, а также сокращен перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение разрешения. В настоящее время в Республике Беларусь необходимо получение лицензий при осуществлении следующих видов деятельности, связанных с природопользованием и воздействие на окружающую среду:

- производство радиоактивных веществ и (или) изделий на их основе, включая их хранение;

- деятельность по обращению с радиоактивными отходами;

- обращение с озоноразрушающими веществами;

- использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.

Однако помимо лицензии законодательством Беларуси предусмотрен ряд документов, имеющих разрешительный характер:

─ разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

─ разрешение на специальное водопользование;

─ разрешение на хранение отходов производства;

─ разрешение на захоронение отходов производства;

─ акт, удостоверяющий геологический отвод;

─ лесорубочный билет, ордер и лесной билет и др.

Перечисленные документы являются самостоятельными элементами разрешительной системы в области охраны окружающей среды.

 

24.3. Налоговая система в области природопользования

Основы налогообложения в области природопользования в Республике Беларусь закреплены в налоговом кодексе, согласно которому в состав республиканских налогов и сборов включены:

─ земельный налог;

─ экологический налог;

─ налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

При расчете каждого из указанных видов налогов существуют свои особенности в виде определения налоговой базы, методики расчета и т.п. Так расчет земельного налога основывается на кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель и утверждается ежегодно Президентом республики.

К основным видам налога в области природопользования можно отнести экологический налог (другими словами это налог за загрязнение окружающей среды) и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Экологический налог в Республике Беларусь взимается за:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сброс сточных вод;

- хранение, захоронение отходов производства;

- ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки.

В соответствии с законодательством для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога. Определение размера платы экологического налога осуществляется на основании формулы: [68, c.135]

где Эн загр — размер экологического налога;

Сн загр — нормативная ставка платы при сбросе (выбросе) i-го загрязняющего вещества за 1т. (1 м3) или нормативная ставка за 1 т. (1 м3) отходов, подлежащих хранению или захоронению;

mi — объем сброса (выброса) i-го загрязняющего вещества;

К — понижающие или повышающие коэффициенты;

i=1…n — количество загрязняющих веществ.

Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от степени токсичности загрязняющих веществ. Так, загрязняющие вещества, выбрасываемые от стационарных источников, классифицируются по четырем классам опасности, и наибольшая ставка налога взимается за выбросы I класса опасности, к которым относятся кадмий, никель, озон, асбестосодержащая пыль, ртуть, свинец, хром шестивалентный. Соответственно наименьшая ставка взимается за выбросы загрязняющих веществ IV класса опасности, таких как аммиак, бутан, метан, оксид углерода, углеводороды, этанол (этиловый спирт) и др.

Ставки налога за сброс сточных вод установлены в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс: водоемы, водотоки, подземные вод, недра.

Ставки налога за хранение и захоронение отходов производства дифференцированы в зависимости от их опасности для окружающей среды. Различают отходы, содержащие вторичные материальные ресурсы, неопасные и опасные отходы, которые делят на четыре класса опасности. В целях рационального использования природных ресурсов, в частности использования вторичного сырья, стимулирования внедрения мало- и безотходных производств наибольшая ставка (практически в 2,5 раза выше ставки для наиболее опасных отходов I класса опасности) утверждена для отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы.

В целях стимулирования экологической деятельности предприятий (организаций) законодательством предусмотрен дифференцированный подход к взиманию экологического налога. Так, к ставкам экологического налога (формула 24.1) применяются следующие понижающие коэффициенты, применяемые для поощрения природ пользователей:

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива для получения тепловой и (или) электрической энергии — 0,5;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения — 0,27;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата— 0,9;

- за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;

- за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе невозобновляемые источники энергии— 0,5; возобновляемые источники энергии— 0,2.

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, включаются предприятиями (организациями) в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается за использование:

─ песка формовочного, стекольного, строительного;

─ песчано-гравийной смеси;

─ грунта для земляных сооружений;

─ глины;

─ камня строительного, облицовочного;

─ воды (поверхностной и подземной);

─ минеральной воды;

─ соли калийной, каменной;

─ нефти;

─ мела, известняка и доломита;

─ железных руд;

─ торфа;

─ мореного дуба;

─ янтаря;

─ золота;

─ виноградной улитки;

─ личинок хирономид;

─ зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);

─ гадюки обыкновенной;

─ бурого угля;

─ горючих сланцев.

Размер налога определяется следующим образом: [68, c.134]

где Эн испол.. — экологический налог за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;

Сн испол. — нормативная ставка платы за использование 1га, 1т. или 1 м3 i-го природного ресурса;

Vi — объем используемого i-го природного ресурса;

i=1…n — количество используемых природных ресурсов.

За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов включаются предприятиями (организациями) в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), а выплачивается из прибыли предприятия.

Кроме перечисленных видов налога в Республике Беларусь имеется ряд неналоговых платежей, в частности: плата за лесные пользования; платежи в области обращения с объектами растительного и животного мира; арендная плата за пользование земельными участками, участками лесного фонда, водными объектами. Указанные виды платежей устанавливаются и регулируются соответствующими законодательными актами. Так в соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь система платности лесопользования включает плату:

─ за отпуск древесины основных лесных пород на корню;

─ заготовку живицы;

─ побочные лесные пользования;

─ заготовку второстепенных лесных ресурсов;

─ пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

─ деловую древесину в заготовленном виде, полученную при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок;

─ дрова топливные (за исключением дров топливных, реализуемых населению).

Размер платы за лесные пользования исчисляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, исходя из утвержденных такс (размеров платы), а также цен и объемов лесных пользований.

Платежи в области охраны и использования растительного мира регулируются Законом Республики Беларусь «О растительном мире». Установлены следующие виды платежей: за специальное пользование объектами растительного мира; удаление объектов растительного мира; ввоз в Республику Беларусь или вывоз из Республики Беларусь дикорастущих растений, их частей или дериватов; выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира.

Платежи в области охраны и использования животного мира установлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире» и взимаются в следующих формах: экологического налога (плата за изъятие, добычу виноградной улитки, личинок хирономид (комара звонца); государственной пошлины за предоставление права на охоту; платы за пользование объектами животного миром (промысловая охота и рыболовство, закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий.

Арендная плата взимается за использование земельных Участков, участков лесного фонда (для ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях), за пользование водными объектами (для ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...