Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3. Мобильность и воспроизводство




1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

ТИПОЛОГИЯ МОБИЛЬНОСТИ

Стратификация связана с мобильностью: первая отражает деление общества на слои, а вторая – "нарушение" границ между ними. Социальная мобильность, по определению введшего этот термин П.Сорокина, – это любое передвижение индивида, или социального субъекта, или ценности, с одной социальной позиции на другую, т.е. любое изменение их социального положения. По М.Руткевичу, мобильность уже: это изменение индивидом, семьей места в социальной структуре, т.е. их переход из одних социальных групп и слоев в другие. Тем самым, как отмечает В.Ильин, не все формы социальной мобильности касаются стратификации прямо. Потому Ильин выделяет по критерию качества передвигающегося объекта две формы мобильности:

1) Перемещение самих статусных позиций таксономических рангов, не отраженное у Сорокина и доминирующее в эпохи социальных революций и глубоких реформ (в России с 1917 по начало 30-х и с конца 80-х по начало 90-х гг.). При этом одни позиции поднимаются, другие – спускаются: из-за Октябрьской революции сословие помещиков (групповая позиция) и класс буржуазии были ликвидированы, а в итоге перестройки позиция мелкой и средней буржуазии, находившаяся внизу социальной пирамиды (риск лишиться всего, невозможность свободно распоряжаться доходами, низкий престиж), резко выросла. Речь идет не о людях, а об их позициях: не теневик Иванов поднялся по социальной лестнице, а позиция предпринимателей.

2) Перемещение индивидов и групп индивидов из одних статусных позиций в другие в вертикальном и горизонтальном направлениях, например, из школы в вуз, КБ, в пенсионеры. Второй вид мобильности является основным при стабильной системе: стоит структура, а люди перемещаются по ее ячейкам. Ильин отмечает рассогласованность этих видов мобильности: в начале 90-х годов статус аппарата КПСС приблизился к социальному дну, но сама номенклатура перекочевала в коммерческие и госструктуры, повысив личный статус.

Не все позиции и индивиды передвигаются в условиях радикальных перемен. О.Шкаратан пишет, что Октябрьская катастрофа не привела к полному обновлению элит. Руководство экономикой осталось в руках управляющих трестами. Также складывается новая элита и сейчас. Вчерашние руководящие товарищи преобразились в господ. Но, если в первом случае не было серьезной мобильности директоров, во втором – статус позиций директоров даже вырос.

Мы определяем социальную мобильность как передвижение социального субъекта в социальном пространстве (социальной структуре), связанное с изменением его статуса или ситуса.

ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ

Очевидно принципиальное различие между мобильностью в закрытом, замкнутом и открытом обществах. Мобильность вверх в закрытом обществе, отмечает О.Шкаратан, ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие ожидаемых благ, стремятся к радикальным переменам. Среди лиц, мобильность коих обращена вниз, часто оказываются те, кто по образованию и способностям готов к руководству. Так образуются две группировки, отвергающие существующий строй. Среди решающих факторов вертикальной мобильности (особенно средней страты) такого общества Шкаратан выделяет государство, армию, церковь.

В замкнутом (по Шкаратану, этакратическом) обществе реальные показатели мобильности засекречены (сведения о социальном происхождении учащихся привилегированных спецшкол и МГИМО). О масштабах реальной мобильности можно судить по итогам патологической индустриализации и урбанизации: в РСФСР 3/4 людей жило в городах; 1/3 работников занималась преимущественно умственным трудом, миллионы были репрессированы. Шкаратан отмечает специфику социальных механизмов продвижения: в открытых обществах это в основном стихийный процесс, а в тоталитарных – управляемый, обусловленный идеологией и закрытыми инструкциями о социальном происхождении, национальности, преданности режиму претендентов на посты. Поэтому в составах Политбюро 1965-84 г. выходцы из интеллигенции составляли лишь 18%. В составе высшего правящего слоя 8,5% имели родителями квалифицированных рабочих и 8% – интеллигенции, преобладали маргиналы, а интеллигенты предпочитали для детей "академическую" карьеру.

Среди основных факторов мобильности П.Сорокин выделял такие "лифты" карьеры, как армия, церковь, школа, каналы политической карьеры (государственная служба и партийный "рост"), профсоюзы, СМИ, семья, предприятия. Для открытого общества, по мнению Шкаратана, характерны прежде всего партии, профсоюзы, общественные организации, семья, причем значительное продвижение вверх ослабляет семейные связи. Версии о кардинальной роли образования как фактора мобильности данный автор называет иллюзиями, ибо образованные в иерархии власти и собственности занимают те же позиции, что и их малообразованные родители. Само высшее образование также стратифицировалось, разделившись на элитарное, повышенное, "среднее" и с низким уровнем. Поэтому система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит "лифтом" по выравниванию позиций.

2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Необходимо учитывать диалектику стабильности и изменчивости структуры общества, социальной мобильности и репродукции, преемственности его компонентов. Абсолютизация устойчивости консервирует устаревшие подходы, не позволяет вовремя заметить зарождение новых процессов и слоев в обществе, определенную "рокировку" соотношения глубины социальных различий. Такой подход характеризует догматиков, долго сводивших все многообразие общественных отношений к наличию двух классов и одного слоя и отрицавших рождение новых слоев, а также ряда маргинальных и люмпенизированных слоев и групп с "особыми интересами". Свойственная же радикалам абсолютизация изменчивости не дает возможности определения классов и слоев, их интересов и статуса, роли в обществе, ведет к релятивизму, отрицанию реальности социальных структур и страт и к волюнтаризму, представлениям об индивидах, совершенно независимых от социальных институтов. Опирается эта позиция на наработки доктрин методологического индивидуализма, этнометодологии или феноменологии.

В целом концепция мобильности, взятая без учета процессов социального воспроизводства, абсолютизирует значение социальных перемещений. Если бы в обществе все непрерывно меняли свой статус, то затруднительно было бы накапливать необходимые для социализации и профессионализации знания, умения и навыки и передавать накопленный опыт по поколениям: профессиональный опыт ассенизатора мало пригоден программисту ЭВМ, опыт строителя или механизатора – президенту, а этика дворянки – швее. Поэтому же бессмысленно гордиться не своими достижениями, а пролетарским, дворянским или этническим происхождением. Социальные перемещения, включая территориальную миграцию (в город, на целину, на КамАЗ, в Сибирь, за рубеж), часто рождают несоциализированных маргиналов, потерявших связь с прежней культурой, этническую и классовую идентификацию и не освоивших новые связи и культуру. В реальности же этносы, классы и слои живут по своим законам и выживают путем самовоспроизводства или исчезают независимо от мобильности индивидов.

Это толкает ученых к анализу социального воспроизводства как равноправного с мобильностью процесса. По О.Шкаратану, теория мобильности придает перемещениям индивида универсальную роль в изменении социальной структуры, хотя на деле они являются формой латентного процесса социального воспроизводства отношений и индивидов. Суть концепции воспроизводства П.Бурдье в том, что, сколько бы людей ни переходило из слоя в слой, общее соотношение между ними в каждый период остается неизменным и все факторы мобильности лишь закрепляют существующие различия, воспроизводя все классы и слои вновь и вновь. Высшие классы воспроизводятся путем права наследования и ограничения доступа к привилегированному образованию и к высшим постам в экономике и политике. Социальное закрытие ведет к вынужденному воспроизводству и депривированных классов. Еще небезызвестный литературный герой Бальзаминов сетовал на несправедливость традиции, по которой богатые женятся на богатых, а бедные на бедных. И верно, мезальянсы редки и еще реже дают счастливую семью. А родители передают статус детям, воспроизводя социальную иерархию.

ТИПЫ И ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА

По аналогии с экономикой социальное воспроизводство делят на простое, суженное и расширенное: соответственно, с сохранением, сокращением и ростом численности слоя, его образования, квалификации.

По критерию способности индивида решать противоречие между неизменностью воспроизводства и развитием А.Ахиезер выделяет три типа воспроизводства: деструктивное; простое (статичное); интенсивное. Первому свойственно отставание культуры и квалификации индивида от роста сложности воспроизводства, рождающее неспособность противостоять энтропии, застою, падению эффективности труда. Люди второго типа стремятся к адаптации, идеалу неизменности, противостоят инновациям. Третий тип ориентирован на инновацию и развитие, на критику и неудовлетворенность status quo.

О.Шкаратан подразделяет внешние факторы воспроизводства (развитие институциональной структуры) на факторы макросреды (институты образования, воспитания, профподготовки, медицины, бытового обслуживания; накопления, воспроизводства и передачи информации), мезосреды (территориальной среды воспроизводства индивида – системы рабочих мест, социальной инфраструктуры города, местного управления) и микросреды (социальной среды самого индивида: семья, соседи, друзья).

Среди факторов макросреды надежным каналом воспроизводства является образование, что обосновал П.Бурдье, считавший, что преимущества привилегированных и образованных детей закрепляются особыми педагогическими методами, отношениями с учениками, отбором учебных курсов и методов селекции, что усиливает классовое и культурное неравенство. Другим фактором воспроизводства является культура: каждое поколение застает в наличии технику, технологию, культурные традиции, направленные на приспособление людей к устойчивой среде. Массовая коммуникация во многом разрушительно действует на прежние формы трансляции культуры (общение, фольклор), затрудняя воспроизведение прежнего опыта социальной жизни, но ускоряя распространение ее передовых форм.

Важным фактором мезосреды является застойное дублирование статуса по поколениям на селе и в городках, где остаются люди гармоничные, по Л.Гумилеву, не имеющие желания, необходимости и шансов изменить профессии родителей. "Огни большого города" привлекают стремящихся повысить статус мигрантов (См. фильмы "Карнавал", "Москва слезам не верит"). В крупных полифункциональных городах социальная мобильность выше, т.к. больше шансов приобщения к культуре, образованию, удовлетворения бытовых нужд, разнообразия занятий, а прирост образования от начала работы до 35 лет в 2 раза больше, чем в среднем, и в 4 – чем в малом городе. Даже в городах выходцы из села и городков не ориентированы на творческие профессии, медленнее продвигаются, им менее доступно разнообразие мест труда. Мы оговоримся, что в эпохи перемен сельчане могут продвинуться в регионах, потеснив в правящей элите горожан, что связано с этническим ренессансом и касается не творческих профессий, а власти, где малообразованные экс-сельчане, несмотря на независимость статуса от успехов в работе и от народа, чувствуют себя неуверенно в силу элементарного бескультурья (когда, например, сельский учитель, став завроно в Казани, поучает учителей: "Я как заврона говорю, пощему нас обязовали").

В рамках факторов микросреды П.Сорокин отводил ключевую роль семье и школе. По Шкаратану, родители с престижными занятиями используют свои социально-экономические ресурсы, чтобы дать отпрыскам хорошее образование, что помогает тем занять престижные рабочие места. Бурдье выделяет культурный (языковую и культурную компетенцию: чтение книг, посещение музеев, театров, концертов, освоение манеры речи и общения) и образовательный капитал (дипломы и ученые степени, полученные благодаря классовой позиции родителей) как фактор воспроизводства классовых привилегий. Ломоносовы редки, и хотя образование – путь к контролю в экономике, но есть области, где без стартового капитала не занять высокой социальной позиции. Связь социально-профессионального статуса индивидов с таким же статусом родителей теснее, чем с уровнем образования.

ФАКТОР ЖИЛИЩНОЙ СЕГРЕГАЦИИ

Социальное воспроизводство включает в себя и известную жилищную сегрегацию по социальным признакам. На Западе конкуренция за лучший район начинается с самосегрегации привилегированных слоев и ведет к вытеснению обездоленных в худшие районы. Район поселения, социальное окружение сильно влияют на воспроизводство классов: выходцы из лучших районов занимают места во всех элитах, из худших – сохраняют свое депривированное положение. Объясняется такая жилищная сегрегация по-разному, исходя из акцентирования тех или иных факторов, воздействующих на развитие социальной конфигурации города: ученые, стоящие на позициях детерминации урбанизации материальными факторами, придерживаются или теории городской экологии (экологический детерминизм), или классовой доктрины (экономический детерминизм); те же, кто объясняет расселение духовными факторами, подразделяются на сторонников объективистских трактовок в рамках социокультурной концепции (культурный детерминизм) и приверженцев решающей роли субъективных решений властей – по теории городского менеджеризма (идейно-политический детерминизм).

Экологический подход связан с теорией городской экологии Р.Парка и Э.Берджеса. Она опирается на попытки Г.Спенсера применить к обществу теорию Ч.Дарвина о естественном отборе и приспособлении к окружающей среде. При этом средой называется город (как аналог живого организма), а горожане – особой популяцией (аналог вида животных). Проживание людей в городе трактуется "в стиле Маугли", наподобие жизни животных в лесу. Главная сила изменений - конкуренция горожан за дефицитные ресурсы (землю), основной принцип – "человек человеку – волк" или "стая против стаи". В итоге самые приспособленные группы приходят к господству, углубляется разделение труда, облегчая адаптацию, создается ряд природных территорий, заселяемых группой, приспособившейся к ней, как медведи к лесу. Город тяготеет к равновесию, восстанавливаемому путем воспроизводства: если расовая, этническая или иная социальная группа покидает свою природную территорию, то ее место занимает иная группа, чья жизнь и даже уровень делинквентности схожа с первой. Эта теория иллюстрируется концепцией концентрических зон Берджеса, утверждавшего, что в городе формируются 5 концентрических колец, начиная от центра:

1) Деловой центр, где расположены лучшие увеселительные заведения, магазины и рынки, офисы, банки и службы сервиса, но никто не живет.

2) Зона перехода, упадка, смешанная зона, внутренний город, где земля разрабатывается для офисов, супермаркетов и отелей из-за расширения центра. В итоге зона запущена, владельцы не желают ремонтов, ожидая роста цен на землю для ее продажи. Это район гетто, легкой промышленности или индустрии услуг, многоквартирных домов с непостоянным населением, высокой преступностью и без общинной сплоченности.

3) Рабочий район – более стабильный, чем смешанная зона.

4) Пригороды среднего класса (односемейные особняки чиновников и интеллигенции).

5) Привилегированная зона, окраины города являются зоной проживания высшего и высшего среднего класса и политической и творческой элиты, ездящих на работу в город из деревни, но стиль жизни этой элиты и крестьян резко различаются. Иногда выделяются еще 2 зоны: 6) Сельскохозяйственные районы, прилегающие к городу; 7) Районы, удаленные от городов. Берджес рассматривал свою теорию в качестве идеального типа.

Экономические детерминисты Дж.Рекс и Р.Мур выдвинули теорию жилищных классов. Привилегированные слои изолируют свой район, взвинчивая цены на землю в лучших секторах. Поэтому жилищные классы обычно географически сегрегированы и социально неравны. По Рексу и Муру, все хотят, но не все могут иметь жилье в пригороде, из-за чего начинается борьба между жилищными классами, доступ в которые регулирует богатство. Думается, действительно жилищная социальная сегрегация ведет к формированию двух жилищных классов: собственников жилья и арендаторов. Собственники жилья подразделяются на два крупных слоя: 1) владельцев сдаваемого в найм жилья (буржуазия): 2) владельцев лишь собственного жилья (мелкая жилищная буржуазия), включающих хозяев как односемейного дома, так и вилл, особняков. Арендаторы включают в себя: 1) постоянно живущих в односемейном арендуемом доме; 2) квартиросъемщиков; 3) снимающих комнату в доме, отеле, общежитии; 4) обитателей ночлежек. Лучшие районы застраиваются кварталами роскошных частных домов, принадлежащих постоянно живущим здесь самым зажиточным горожанам, и прекрасных вилл, владельцы которых переезжают сюда на лето, привлеченные близостью прекрасных пляжей и безопасностью, ибо здесь фактически нет преступности и "нехороших компаний" для детей. Однако критики обоснованно утверждают, что эти классы производны от базисных, социально-экономических.

Культурный детерминизм опирается на социокультурный подход, выделяющий функции города как ядра культуры: систематическую инновацию; критику и отбор самого ценного; хранение и ретрансляция интеллектуального ресурса общества, – обеспечивающих воспроизводство общества как целого, преемственность, "связь времен" и взаимодействие людей и социальных групп на территории именно города, поскольку предметные средства культурной записи (архитектоника, письменность) сформировались в городах, несоизмеримо повысив информационные возможности хранения элементов культуры. Культурный центр города может не совпадать с географическим центром. Поэтому Х.Хойот предложил концепцию секторов, упрощающую теорию зон, Ч.Хэррис и Э.Улльман – версию многоядерности. Например, в Казани университетский и политический центр расположен в центральном Вахитовском районе, издательский – при въезде в Заречье, авиационные предприятия – в Авиастроительном районе, химические – на окраинах.

Идейно-политический детерминизм проявился в концепции городского менеджеризма. По определению Р.Пела, этот подход выделяет роль социальных менеджеров, например, членов совета по жилищному вопросу или менеджеров строительных организаций, в распределении городских ресурсов. Исследования деятельности менеджеров часто сосредоточивались на идеологиях и ценностях, направляющих их решения. Тем самым считается, что расселение категорий горожан на разных территориях определяется не объективными, а лишь субъективными факторами, мнением социальных менеджеров. Этот подход подвергался критике за абсолютизацию относительной независимости и свободы действий городских менеджеров. Последние исследования акцентируют сдерживающее воздействие экономических факторов или бюрократических правил на менеджеров.

В нашей стране все теории жилищной сегрегации слабо применимы, поскольку "городской менеджеризм" в лице генеральной линии КПСС был направлен на миксацию населения с целью его нивелирования, кроме номенклатурного района с охраняемыми домами в центре поселения и прикрепленными к ним спецшколами, спецполиклиниками и спецраспределителями дефицитных и качественных товаров и услуг. Поэтому жилищная политика служила не социальному воспроизводству лучших черт отдельных слоев, а (внешне) социальной мобильности и (реально) победе и воспроизведению худших черт "улицы". Поясним это.

В СССР государство само распределяло жилье: 1-м этапом было "выселение буржуазии" и "уплотнение" ранее привилегированной интеллигенции путем заселения в их кварталы, дома и квартиры рабочих, люмпенов и мигрантов из села, приведшее к известному уравниванию условий проживания большинства граждан путем разделения крупных дореволюционных и "сталинских" квартир на "коммуналки" (принцип "одна семья – одна комната"). Номенклатура и высшие специалисты заселялись по принципу "одна семья – одна квартира". Разруха, вызванная Отечественной войной, так и не была преодолена при Сталине в силу обветшания городов и ускоренной урбанизации. Миллионы людей жили в подвалах, бараках и общежитиях.

2-м этапом распределения жилья стало выделение его по принципу "одна семья – одна квартира" благодаря массовому строительству "хрущевок" с 1957 г. В итоге большая часть советской массовой интеллигенции, рабочих и маргиналов (колхозников, хлынувших в города после выдачи им паспортов) получила к 1970 г. изолированные квартиры с совмещенными удобствами, "проходными" комнатами и низкими потолками в 5-этажных домах новых районов. При этом "эгалитаризация", а точнее, перемешивание этих социальных слоев в жилищном, а, значит, и образовательном, сервисном, коммуникативном отношениях, продолжалась, что затрудняло социальное воспроизводство лучших черт интеллигенции и квалифицированных рабочих. Эта социальная миксация вкупе с массовым освобождением сотен тысяч зэков вели к превалированию культуры и ориентаций низших слоев населения: как в школьном классе (при обязательном неполном среднем образовании), так и во дворах и на улицах, в транспорте и очередях преобладали уголовная мораль, тюремные ценности и авторитеты. Перепланировка кварталов снизила контролирующую роль дворников и участковых. Эта уголовная мораль начала просачиваться даже на заводы и в армию. Каналами социального воспроизводства интеллигенции и продвинутых рабочих оставались лишь вузы, техникумы, НИИ и передовые заводы ВПК.

3-й этап распределения жилья – заселение людей в современные благоустроенные квартиры в 1970-1990 гг. – мало что изменил в плане условий социального воспроизводства, за исключением роста социальной анонимности, когда жители одного подъезда 9-этажки, построенной в новых, удаленных от центра микрорайонах, не знакомы друг с другом и исчезают дворы, замененные открытыми кварталами. Благоприятные условия для социального воспроизводства оставались лишь у номенклатуры и приближенных к ней высших специалистов, но в силу обветшания жилищного фонда в их районах, соседствовавших с трущобами, заселенными люмпенами, спившимися или неполными семьями, не имевшими шансов на получение современного жилья.

Лишь с 1991 г. начинается весьма специфическая, но жесткая жилищная сегрегация, когда номенклатура и криминалитет, став классом, господствующим в экономике и политике, обеспечивают себе благоприятное социальное окружение, включая поселки привилегированного жилья, специальные детсады, школы, коммерческие и иные избранные вузы.

В Казани центр пережил несколько трансформаций:

а) в XIX в. территория старого Вахитовского района включала кварталы преимущественно русской университетской интеллигенции, а за Булаком и Кабаном располагались две татарские слободы (Старая и Новая);

б) в XX веке центр, несмотря на обновление, захирел и стал смешанной зоной (по этническому составу и обветшалости);

в) ныне центр скуплен "новыми русскими" и номенклатурой, быстро обновляется, застраивается престижными особняками.

Несмотря на политику ликвидации трущоб путем продажи старых секторов Вахитовского, Кировского и иных районов Казани нуворишам и выселения исконных жителей в бесплатно предоставляемые новые квартиры на окраинах, до сих пор старые районы являются копией Гарлема, гетто. "Спальные" же районы ("кварталы", Горки, Азино) депривированы в коммуникационном, культурном плане, здесь высок уровень делинквентности, т.к. в условиях социальной анонимности и незащищенности населения начинают превалировать девианты, получающие квартиры вперемежку с квалифицированными и законопослушными гражданами. Интеллигенция и продвинутые рабочие нищают, не имея шансов на жилье, гарантирующее заслуженные ими комфорт и безопасность. Вряд ли при независимости муниципальной власти от населения удастся выправить ситуацию.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...