Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции росгострах надзора




Рыночная экономика не исключает, а, как показывает мировой опыт, предполагает и широко использует государственное регулирование страховой деятельности в целях обеспечения стабильности функционирования страхового рынка с учетом его значимости для экономики, производства и защиты прав и интересов граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственное регулирование страховой деятельности может проявляться в различных формах, в том числе путем принятия законов, регулирующих страховые отношения, установления в интересах общества и его граждан обязательного страхования, проведения специальной налоговой политики, установления различного рода льгот страхования компании, а также посредством создания особого правового механизма, обеспечивающего контроль (надзор) за созданием и функционированием (деятельностью) страховых предприятий и организаций.

Выполнение этих функций возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах, и в ряде из них, например в Великобритании, страховое дело которой имеет давнюю традицию, государственное регулирование деятельности страховых компаний проводится на уровне закона и является объектом постоянного совершенствования и пристального внимания со стороны парламента.

Вопрос о возможности и целесообразности введения в нашей стране страхового надзора дискутировался в процессе обсуждения различных вариантов проекта закона о страховании. Высказывались различные суждения. Представители ряда независимых страховых коммерческих структур высказывали мнение, что страховой надзор необходим и оправдан только в странах с развитой рыночной инфраструктурой и не должен создаваться в РФ, стоящей в самом начале формирования рыночной экономики и становления рынка страховых услуг, так как государственное регулирование страховой деятельности якобы потенциально содержит в себе опасность стать препятствием и тормозом на пути развития страхового бизнеса.

Представители другой точки зрения считали, что государственное регулирование страхования необходимо потому, что в условиях становления рыночной экономики, как никогда раньше, остро встает вопрос о защите страхователей, как физических лиц – граждан, так и юридических – организаций, предприятий. Страхователей необходимо оградить от возможных злоупотреблений чрезмерными тарифами, недоплат при выплате страховых возмещений и т.д. Отмечалось также, что государственное регулирование страховой деятельности должно защищать интересы не только клиентов страховых компаний, но и самих страховщиков от возможного банкротства, от монополизма нарождающихся страховых структур, стремление к которому уже наблюдается. Правовое регулирование необходимо также для соблюдения финансовой устойчивости страховых операций, которые проводят страховые компании, целесообразности инвестиций средств, которыми они располагают.

Задача создания правового государства и цивилизованного рынка не может откладываться на неопределенный период. Именно право как социальный регулятор способно и должно давать четкие ориентиры, упорядочить и регламентировать те или иные общественные отношения, в том числе и в сфере страхования, предотвратить анархию в страховой деятельности, охранять права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Подтверждением правильности такого подхода является принятый 10 февраля 1992 г. Указ Президента РФ №133 “О государственном страховом надзоре Российской Федерации”, в котором постановляется в целях обеспечения эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства образовать Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор России).

Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ в настоящее время регулируется Законом РФ “О страховании”.

Государственный надзор за страховой деятельностью учрежден согласно ст. 30 Закона в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

Основными функциями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и объективности страховой деятельности;

д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным Законом к компетентности ФС России по надзору за страховой деятельностью;

е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Для выполнения поставленных задач ФС России по надзору за страховой деятельностью наделена соответствующими правомочиями. Так, она имеет право:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для решения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений, организаций, в том числе банков, а также граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представленной ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действия лицензий этих страховщиков впредь до установления выявленных нарушений или принимать решения об отзыве лицензии;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, выполняющих страхование без лицензий.

Важно отметить, что вопрос о ликвидации страховых предприятий, организаций, компаний, фирм, имеющий принципиально важное значение для свободы предпринимательства в сфере страхования, отнесен законодателем к компетенции арбитражного суда.

Судебный порядок является наиболее демократичным и объективным способом разрешения споров. Поэтому норму Закона “О страховании”, устанавливающую такой порядок, следует рассматривать как положительный момент в регулировании страховых отношений. Это тем более важно, если учесть, что в процессе разработки проекта Закона высказывались предложения о наделении правом решать вопрос о ликвидации страховых организаций, компаний, ведомству, выполняющую функцию надзора за страховой деятельностью. В современных условиях, когда страховой рынок находится в стадии формирования, когда не изжиты, сильны тенденции монополизма и ведомственного диктата, когда независимые новые страховые структуры нуждаются в государственной политике поддержки их деятельности, гарантиях независимости и свободы в рамках, очерченных законом, такое решение представляется единственно правильным.

Закон РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” устанавливает, что отдельные виды предпринимательства могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). К таким видам деятельности относится страхование.

Закон РФ “О страховании” наделяет правом выдачи страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности Госстрахнадзор.

Разрешительный порядок является необходимым условием для занятия страховой деятельностью. Страховые компании, фирмы, организации, не получившие лицензию, не вправе заниматься такого рода предпринимательством.

ОБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ

1. Объектами страхования жизни могут быть имущественные интересы, связанные с дожитием граждан до определенных возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью (страхование жизни).

2. Объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней).

3. Объектами медицинского страхования могут быть имущественные интересы, связанные с оплатой организации и оказания медицинской и лекарственной помощи (медицинских услуг) и иных услуг вследствие расстройства здоровья физического лица или состояния физического лица, требующих организации и оказания таких услуг, а также проведения профилактических мероприятий, снижающих степень опасных для жизни или здоровья физического лица угроз и (или) устраняющих их (медицинское страхование).

4. Объектами страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества).

Объектами страхования финансовых рисков в имущественном страховании могут быть имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов физических лиц, юридических лиц (страхование финансовых рисков).

5. Объектами страхования предпринимательских рисков могут быть имущественные интересы, связанные с риском возникновения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе с риском неполучения ожидаемых доходов (страхование предпринимательских рисков).

6. Объектами страхования гражданской ответственности могут быть имущественные интересы, связанные с:

1) риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или Российской Федерации;

2) риском наступления ответственности за нарушение договора.

7. Объекты, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, относятся к личному страхованию, объекты, указанные в пунктах 4 - 6 настоящей статьи, относятся к имущественному страхованию.

8. Если федеральным законом не установлено иное, при осуществлении страхования допускается комбинация объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования, предусмотренным пунктами 4 - 6 настоящей статьи, и личного страхования, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, или только объектов личного страхования, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящей статьи (комбинированное страхование).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...