Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерактивная сторона общения.




Структура общения

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Многие часто отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Итак, в процессе общения реализуется вся система отношений к человеку. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ включения индивидов в социальную жизнь и как способ развития самих индивидов. В процессе общения формируется духовный мир человека.

Существуют множество определений процесса общения. Известный психолог Г.М.Андреева рекомендует выделить в нем три взаимосвязанных составляющих: коммуникацию, социальную перцепцию и интеракцию.

 

Коммуникация - обмен информацией между общающимися.

Интеракция - организация взаимодействия.

Социальная перцепция - восприятие и познание друг друга партнерами по общению.

Конечно, в реальной жизни каждая из сторон общения не существует изолированно от других, и выделение этих составляющих возможно только для анализа и составления программы тренинга навыков общения.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» - производное от латинского слова обозначающего «общее» или «разделяемое всеми». Ориентированная на большие массы людей информация называется массовой, а процесс ее передачи с помощью технических средства связи определяется как массовая коммуникация. Массовая коммуникация помогает индивиду сформировать общую картину мира, получить представление об обществе, в котором он живет, расширить круг общения, невзирая на расстояния. Рассматривая структуру коммуникативного процесса, различные авторы делали акценты на тех или иных составляющих.

Структура коммуникативного процесса.

Модель Аристотеля.

Аристотель выделял три компонента коммуникации: ОРАТОР – РЕЧЬ АУДИТОРИЯ.

Модель Г.Лассуэлла. Он выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому поводу? - С каким эффектом?

Отвечая на каждый из этих вопросов, мы составим себе представление о конкретном коммуникативном процессе.

Модель ИСКП.

ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ - ПОЛУЧАТЕЛЬ.

ИСТОЧНИК - создатель сообщения.

СООБЩЕНИЕ - это информация, которую передает источник получателю. Большинство сообщений передается в вербальной, т.е. словесной форме. Однако сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика и графические изображения).

Инфомация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она_ рассчитана на стимулирования какой-либо деятельности. Стимуляция может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения.

КАНАЛ - средство, с помощью которого передается сообщение.

ПОЛУЧАТЕЛЬ - это компонент, ради которого происходит коммуникация: индивид, группа индивидов, массовая аудитория.

ЭФФЕКТ КОММУНИКАЦИИ - это изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения.

Существуют три основных типа результатов коммуникации:

а) изменения в знаниях получателя;

б) изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

в) изменение поведения получателя сообщения, такого, как голосование, покупка товаров или своевременный приход на работу.

Эффективность информации обусловлена:

• природой источника сообщения;

• особенностями формы и содержания самих сообщений;

• той обстановкой, в которой люди их получают.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - это реакция получателя на сообщения источника.

Это учет источником реакции получателя на сообщение. Обратная связь делает коммуникация динамическим двусторонним процессом. Чем активнееиспользуется в коммуникативном процессе обратная связь, тем он эффективнее. Руководители обязаны знать эту специфику и иметь эффективную обратную связь.

Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был. Необходимо помнить о двух условиях организации обратной связи.

1. Вступая в общение с подчиненными, предусматривайте конкретный способ обратной связи. Например, личная беседа или собрание рабочей группы.

2.Внимание к людям. Необходимо постоянно наблюдать за поведением тех, с кем вы общаетесь. Научитесь отмечать и понимать выражение глаз, тон голоса, жесты. Внимательно следите за всем, что говорят и что делают люди.

Интерактивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с организацией их совместной деятельности. Центральным понятием выступает социальная связь. Она представлена как последовательное осуществление актов взаимодействия: пространственный контакт - психический контакт - социальный контакт (совместная деятельность) - взаимодействие - социальное отношение.

Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяет:

• действующий субъект;

• объект или субъект, на который направлено воздействие;

• средства или орудие действия;

• метод действия или способ использования средств взаимодействия;

• реакция индивида, на которого воздействуют.
Еще один подход - трансакционный анализ, его описал Берн. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций:

• Родитель («Надо!),

• Ребенок («Хочу),

• Взрослый («Хочу» и «Надо»),

Эти позиции никак не связаны с социальной ролью, это лишь психологическое описание определенной стратегии поведения. Взаимодействие эффективно, если трансакции «дополняют» друг друга.

Эффективность взаимодействия зависит от понимания ситуации участниками совместной деятельности. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Так, в американской культуре на приветствие и вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!», хотя они могут быть и не столь хороши. Для нашей культуры свойственно отвечать как есть, чаще фиксируя внимание на негативных сторонах жизни.

Ученые выделяют такие способы взаимодействия, как конкуренция и кооперация. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, который обладает двумя чертами:

• Разделение единого процесса деятельности между участниками

• Изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Конкуренция концентрируется на более яркой ее форме – конфликте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...