Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарские занятия




1-2 Предмет и метод социологии. Натурализм и понимающая социология Дюркгейм Э. Социальные факты как вещи / Философия и методология эмпирической социологии. Издательский дом ГУ-ВШЭ. М., 2004. С. 208-220. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» / Философия и методология эмпирической социологии. Издательский дом ГУ-ВШЭ. М., 2004. С. 222-240.
  Методология социологического исследования.   Обсуждение примеров социологических исследований, выполненных на одну и ту же тему, но с применением различных методологических стратегий.  
4. Основные этапы социологического исследования. Как читать научные тексты Методологический разбор социологического текста (выбор текста на усмотрение семинариста)
  Хозяйство и общество. Специфика социологического подхода к анализу хозяйства.   Обсуждение текстов, прочитанных студентами дома, с целью выявления специфики методологического подхода экономической социологии по сравнению с экономической теорией. Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 21-34. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и сис-тем. 1993. № 1. С. 24-40.   Вопросы для обсуждения: Зачем экономисты стремятся к упрощению своих моделей? Что означает, что экономисты стремятся добиться редукции к обыденному, в то время как экономсоциологи - проблематизации обыденного? Почему для экономсоциологов так важна задача проблематизации повседневности? Какой смысл экономическая теория и экономическая социология вкладывают в идею методологического индивидуализма? Поясните утверждение с точки зрения экономической теории и с точки зрения экономической социологии: "Рабство - неестественное явление для современного европейского общества". Почему явление экономического империализма критикуется социологами? В чем состоит идея социологического империализма?  
  Социальная укорененность экономического действия. Многообразие логик организации хозяйственной жизни Деловая игра «Строительство дороги в регионе Бордо». В рамках семинара студенты делятся на семь команд, каждая из которых получает описание определенной ролевой позиции, исходя из которой необходимо сформулировать и аргументировать свое мнение по поводу того, уместно ли, и, если да, то при каких условиях, окажется строительство скоростной трассы в живописном природном регионе Бордо. Цель игры состоит в том, чтобы студенты увидели, что различные типы акторов могут руководствоваться различными логиками обоснования своего мнения по одному и тому же вопросу, и что более важно, – механику выстраивания компромиссного коллективного решения в хозяйственной жизни. Текст для домашней подготовки к семинару: Тевено Л. Какой дорогой идти? Моральная сложность "обустроенного" человека // Журнал социологии и социальной антропологии. –2000. –Т.3. –№3. – С.84-111.
  Рынок как форма организации хозяйства   Проведение мини-конференции. Студенты заранее делятся на группы и готовят презентации по текстам, иллюстрирующим различные экономсоциологические подходы к анализу рынков. В рамках данного занятия решается две задачи: на примере анализируемого эмпирического материала осуществляется знакомство с экономсоциологическими подходами к изучению рынков; благодаря тому, что студенты получают рекомендации по подготовке презентации, а также отзыв от преподавателя по итогам сделанных докладов, развивается навык презентации результатов научного исследования.   Список текстов для подготовки презентаций:   Слейтер Д. Забирая рынок у экономистов // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 29–45. Зелизер В. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века // Экономическая социология (электронный журнал), 2010. Т. 11. № 2. C. 54—72 Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33–59. Евстратова А. П. Память как товар: социальное конструирование спроса на рынке профессиональной фотосъёмки в Москве // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 4. С. 95–115  
  Государство как встроенная хозяйственная автономия   1. Разбор теоретического текста на семинаре. Преподаватель делит студентов на группы, каждая из которых получает часть текста, изучение которого предварительно задано всем студентам на дом. После пятиминутного обсуждения группа должна емко и содержательно изложить свою часть текста. Текст к обсуждению: Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология. 2004. Т.5. № 2. С.37-56.   Вопросы для обсуждения текста:   1. В чем состоит основная суть старой парадигмы анализа взаимоотношений государства и рынка. 2. Что такое экстерналии, и какими они бывают? 3. Что такое общественное благо? 4. Какие пять типов государств можно выделить в рамках старой парадигмы? Сформулируйте основные черты каждого из типов. 5. За что критикуют старую парадигму. 6. В чем суть новой парадигмы анализа взаимоотношений государства и рынка, как она видит взаимоотношения между двумя этими акторами. 7. Какая из парадигм – старая или новая – видится Вам более продуктивной?   2. В оставшееся на семинаре время один из студентов делает доклад по тексту, эмпирически иллюстрирующий только что разобранный теоретический текст. Текст для доклада: Крылов Д.А. Конструирование рынка нанотехнологий в России: благодаря и вопреки государству // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 3 С. 58–81.  
  Неформальная экономика. Социологический подход к феномену коррупции Семинар проводится в форме игры «Брейн-ринг». Студенты делятся на две команды и отвечают на предлагаемые преподавателем вопросы после краткосрочного обсуждения.   Игра проводится на основе текста, заданного на дом: Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. 2003. Т.4. № 5. С.34-53. Вопросы для работы с текстом: Каковы различия между легальным, внелегальным, теневым и криминальным сектором неформальной экономики. Что такое сетевое доверие? Почему теневая экономика не может существовать в отсутствии между ее участниками сетевого доверия? Почему борьба теневой экономикой с помощью ужесточения формальных правил неэффективна? Почему слишком детализированный и строгий аппарат учета неформальной экономики оказывается злом, а не благом? В какой мере культура является фактором развития и сдерживания неф ормальной экономики?
  Домашняя экономика Подготовка текста к обсуждению. Барсукова С.Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2004. № 9. С.20-30.   Вопросы для работы с текстом: Какие альтернативы рыночной форме организации хозяйства существуют? Антропологический, сетевой и историко-социологический подходы к анализу дара: суть и особенности? Можно ли говорить о реципрокном обмене как о безвозмездном? Что значит, что реципрокный обмен является комбинацией альтруизма и рынка? В чем состоят отличия реципрокного обмена от рыночного? В чем состоят отличия реципрокного обмена и патрон-клиентских отношений?
  Социология денег   Обсуждение текста: Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 58-72.   Вопросы для обсуждения: Каким образом до выходы работ В. Зелизер социологи оценивали влияние денег на социальные отношения? В чем состоит альтернативная концепция денег, предлагаемая В. Зелизер? Государственные деньги – единственная форма денежных средств, используемая в обществе? Что такое «бухгалтерия жестяных банок»? Что такое «целевые деньги»? Характерны ли они только для первобытного общества или могут встречаться и в современном? Что значит, что деньги социально множественны? Приведите примеры «институциональных» денег. Объясните, в чем заключается их социальный смысл? Что такое «домашние деньги» и как этот пример показывает ограниченность рациональной модели денег? При каких условиях деньги приобретают моральную ценность, и когда они, напротив, становятся «грязными деньгами»? Приведите пример, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю? Объясните причины данного явления с позиций теории социальной множественности денег?  
  Социология потребления и социология вещей   1. Обсуждение текста: Бурстин Д. Дж. Сообщества потребления // ТHESIS. T. 1. 1993. Вып. 3. С. 231-254 (http://ecsocman.hse.ru/db/msg/90850). Вопросы для обсуждения: Какие причины обусловили революцию в одежде, пережитую США, и какие последствия эта революция имела с точки зрения социальных процессов? Как развитие общественного транспорта изменило потребительское поведение жителей Америки? Что такое «дворцы потребления»? В чем состояла инновационность происходящих в них процессов? Почему введение единых фиксированных цен способствовала демократизации торговли? В чем состояла особенность магазинов «пять и десять»? Что появление подобных магазинов изменило на социальном уровне? Какие социальные последствия имело развитие почтовой службы? Что такое сообщества потребления? Как реклама создает сообщества потребления? Как в США начала 20 века происходила коммерционализация праздников?   2. Презентация и обсуждение доклада по тексту: Гурова О. От товарища к товару: предметы потребления в советском и постсоветском обществе. В кн. Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. С.35-48.
  Социология организаций   Обсуждение текста: Скотт Р. Конкурирующие логики в здравоохранении: профессиональная, государственная и менеджериальная // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 27–44.    
  Рыночное ценообразование как социальный процесс   Обсуждение текста: Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. – 2008. – Т. 9. – № 3. – С. 33-59.  
  Маркетизация современной жизни. Социальные эффекты общества аудита   Обсуждение текста: Ткач О. А. 2009. Уборщица или помощница? Варианты гендерного контракта в условиях коммерциа­лизации быта. В кн.: Здравомыслова Е., Роткирх А., Тёмкина А. (ред.). Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. Коллективная монография. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; 137–188.
  Сравнительный анализ хозяйственных систем Деловая игра на основе текста: Дор Р. Различия японской и англо-саксонской моделей капитализма // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. С. 65-75. URL: http://ecsoc.hse.ru/ Студенты заранее делятся на две группы, каждая из которых презентует портрет одной из национальных моделей капитализма, анализируемых в тексте. На семинаре осуществляется сравнение презентованных моделей, выделение их общих и различающихся черт. 2. Написание письменной части домашней работы.
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...