Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4 Инвестиционные проекты корпорации как основа прироста стоимости




2. 4 Инвестиционные проекты корпорации как основа прироста стоимости

Формирование компьютерной имитационной модели действующего предприятия и оценка стоимости бизнеса

Для оценки бизнеса применяются различные методики и их комбинации. Одним из методов оценки может служить финансовое моделирование. Интегрировав в систему управленческого учета финансовую модель, можно получить оперативную и актуальную информацию о состоянии бизнеса и использовать эти данные для определения его стоимости. В результате можно сконцентрироваться на стратегии и сэкономить время для принятия верных решений.

Используйте пошаговые руководства:

- Excel для финансового директора

- Управленческий учет в вашей компании

- Подведение итогов полугодия

Финансовое моделирование используется для оценки инвестиционных проектов, формирования долгосрочной инвестиционной программы, бизнес-планирования, анализа рисков, оценки альтернативных сценариев развития бизнеса при разработке стратегии, а также для оценки стоимости компании, проекта или бизнеса в целом.

При этом финансовая модель не только увязывает экономические показатели всего бизнеса (с выделением продуктовых групп, проектов, направлений, ЦФО), но и позволяет сымитировать потоки денежных средств планируемой деятельности и оценить финансовое состояние бизнеса в перспективе с учетом реализуемых проектов.

Особое внимание при разработке финансовой модели компании следует уделить драйверам стратегии и целевым показателям. Их не должно быть слишком много, но они должны достоверно отражать положение дел в компании, уровень конкурентоспособности, степень эффективности ее деятельности, уровень технических компетенций и ресурсных возможностей. Итак, с чего же начать финансовому директору? Рассмотрим ключевые факторы, которые помогут разработать эффективную финансовую модель предприятия.

Этапы разработки финансовой модели

Этап 1. Собираем исходные данные для формирования финансовой модели, а затем внимательно анализируем качество первичных данных, которое зависит от множества факторов: наличия необходимой аналитики и детализации в учете, применения единой методологии и стандартов в холдинге. Преемственность и культура управленческого учета на предприятии позволит финансовому директору сделать данный этап менее трудоемким и энергозатратным.

Этап 2. Структурируем информацию и определяем основные ключевые факторы (драйверы) модели. Как правило, к ним относятся оборот, выручка, расходы, амортизация, CAPEX, OPEX, EBITDA, чистая прибыль и т. д. Ключевые параметры модели формируются на основе макро- и микроэкономических показателей, а также основных приоритетов стратегического развития бизнеса. Например, при формировании финансовой модели заводов особое внимание уделяется загрузке производственных мощностей по номенклатуре продукции. Если номенклатурных позиций много, операция становится достаточно трудоемкой: расчет производится исходя из плана продаж и плана выпуска производства с учетом технических возможностей, оснащенности (наличия необходимого оборудования, производственной мощности, трудовых ресурсов и профессиональных компетенций). Производственная мощность определяется на основании паспортной производительности оборудования и планового фонда рабочего времени. Коэффициент использования мощности свидетельствует о степени использования оборудования и загрузке производственных мощностей. Рассчитывается данный коэффициент как отношение годового выпуска продукции к среднегодовой производственной мощности.

При планировании выпуска продукции (на основании плана продаж) производственные подразделения рассчитывают существующие паспортные мощности, требуемую мощность с учетом плановых продаж, вводимые дополнительные мощности, коэффициент загрузки и потребность в дополнительных инвестициях.

В условиях многономенклатурного производства резинотехнических изделий (от конвейерных лент и промышленных рукавов высокого давления до мелких штучных изделий для медицинской промышленности) в процессе анализа специалисты холдинга RubEx Group фиксировали разную степень загрузки для продуктовых групп: более востребованная рынком продукция оказалась ограничена возможностями нашего производства.

 Этап 3. Создаем имитационную модель денежных потоков, доходов и расходов, баланса – каркаса финансовой модели с взаимоувязанными показателями. Модель должна быть удобной, четкой, понятной, использовать общепринятую терминологию (как правило, МСФО). В стандартном виде она должна содержать следующие основные параметры:

- прогнозные формы управленческого учета и отчетности (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс);

- основные финансово-операционные показатели (амортизация, структура долга и выплаты процентов, CAPEX и т. д. ).

Этап 4. Сравниваем финансовые модели для альтернативных сценариев, вариантов реализации проектов или стратегии бизнеса.

Этап 5. Остается протестировать модель и проверить основные показатели, их взаимосвязь, сопоставимость данных, отсутствие ошибок.

Оформляется и структурируется финансовая модель для представления внешнему пользователю.

Остановимся подробнее на содержании основных блоков. В блоке с исходными данными и допущениями содержатся макроэкономические параметры и отраслевые специфические аспекты. Блок расчетов должен содержать подробные аналитические данные с выручкой по компонентам/продуктовым группам, включая продажи в натуральных показателях и цены для потребителей. Себестоимость по продуктовым группам включает сумму всех затрат на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг в разрезе элементов затрат и калькуляционных статей:

- прямые (переменные) затраты, всего (сырье и основные материалы, зарплата основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, топливо и электроэнергия на технологические цели, амортизация);

- общепроизводственные расходы.

Блок основных отчетов включает ОДДС, ОПУ, баланс, а в аналитический блок входят: расчет ставки дисконтирования, финансовые и инвестиционные показатели (EBITDA, долг/EBITDA, EBITDA/проценты по кредитам, соотношение собственных и заемных средств, чистый долг, свободный денежный поток (в том числе до обслуживания долга), срок окупаемости, коэффициент покрытия долга, анализ чувствительности, IRR и другие показатели).

Определение стоимости компании:

Финансовая модель вполне может служить для акционера инструментом, который помогает ответить на наиболее актуальные вопросы:

- сколько же может стоить бизнес;

- как изменилась его стоимость за последний год;

- как повлияли те преобразования или нововведения.

Реальная стоимость бизнеса – это больше философское понятие, нежели расчет средней суммы каких-то значений. Ответ всегда диктует рынок. Однако для начала переговоров необходима отправная точка, а значит, требуется создание объективной цены в конкретный момент времени.

Методика с классическим подходом, на основе которого стоимость компании определяется при помощи нескольких методов, позволяющих исключить влияние нестандартных факторов. Она рассчитывается как разница между суммой дисконтированных денежных потоков (DCF) и среднего значения стоимости компании, вычисленной по трем методикам, за минусом суммы чистого долга:

На практике для быстрой оценки стоимости бизнеса и для анализа привлекательности сделок M& A часто используют методику расчета по величине EBITDA, которую умножают на коэффициент (5, 7, 10 и так далее, в зависимости от специфики бизнеса и отрасли). Это действительно мощный аргумент при проведении первичных переговоров. Именно о EBITDA идет речь, когда топ-менеджеры и собственники бизнеса анализируют прибыльность основного вида деятельности компании, определяют эффективность предприятий холдинга, стоимость бизнеса в целом и вектор его развития. EBITDA активно применяется для адекватного сравнения с отраслевыми аналогами, используется как моментальный индикатор деятельности компании для принятия решений в краткосрочном периоде.

EBITDA остается одним из наиболее значимых KPI, характеризующих работу топ-менеджмента, поскольку концентрация исключительно на финансовом результате (чистой прибыли) не отражает реального состояния бизнеса. Показатели по итогам года не учитывают стратегических долгосрочных решений, результат которых можно будет оценить спустя три-четыре года, хотя именно они влияют на успех развития и увеличение стоимости бизнеса для собственников.

Отдельно стоит остановиться на вопросе расчета стоимости актива в виде незавершенного объекта строительства. Учитывая, что он рассматривается с точки зрения не только понесенных затрат, но и как актив, способный генерировать выручку и доход в будущем, рассчитываем валовой доход от него за вычетом операционных расходов, то есть чистый операционный доход (ЧОД), в терминологии МСФО – Net Operating Income, NOI.

NOI не учитывает в полной мере потенциал роста доходов актива, поэтому целесообразно рассчитывать стоимость объекта на момент выхода на плановые показатели по загрузке мощностей. Таким образом, стоимость актива рассчитывалась как сумма оценки стоимости и денежных потоков за, приведенная к текущему моменту времени. Стоимость актива рассчитывается на основе матричного подхода (по ставке капитализации и ставке дисконтирования) и определяется как серединное значение в матрице.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...