Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучить основные этапы проектирования реляционных баз данных.




Учебное электронное издание

 

 

Минск 2014


УДК 004.67(076.5)

ББК 32.97

 

Авторы:

Н.В. Дашкевич

 

Рецензенты:

С.С. Карпович, и. о. заведующего кафедрой «Новые материалы и технологии» ИПК и ПК БНТУ, кандидат технических наук;

С.А. Квасюк, старший преподаватель кафедры «МЭО» БНТУ

 

В пособии представлены задания к лабораторным работам, приведены необходимые указания к их выполнению, приведен список учебной литературы. Контрольные вопросы в конце каждой лабораторной работы позволяют выполнить самостоятельную проверку полученных знаний.

Выполнение лабораторных работ требует комплексного подхода и предполагает знание основ информатики и вычислительной техники, наличие навыков работы с офисными приложениями.

Пособие может быть полезно студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений при изучении основ работы с базами данных.

 

 

Белорусский национальный технический университет

пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.(017) 292-77-52 факс (017) 292-91-37

Регистрационный № БНТУ/ФММП51-25.2014

 

 

ã Дашкевич Н.В., 2014

ã БНТУ, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Лабораторная работа № 1

ОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ СУБД MS ACCESS. РАБОТА С СУЩЕСТВУЮЩИМИ РЕЛЯЦИОННЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ.. 5

Лабораторная работа № 2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СРЕДСТВАМИ

СУБД MS ACCESS. 10

Лабораторная работа № 3

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ.. 30

Лабораторная работа № 4

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ ТИПА ВЫБОРКИ.. 54

Лабораторная работа № 5

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ С ВЫЧИСЛЕНИЯМИ. ЗАПРОСЫ С ПАРАМЕТРАМИ.. 86

Лабораторная работа № 6

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ЗАПРОСЫ.ИТОГОВЫЕ ЗАПРОСЫ. ЗАПРОСЫ НА ПОИСК ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ЗАПИСЕЙ.. 97

Лабораторная работа № 7

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ. 117

Лабораторная работа № 8

СОЗДАНИЕ SQL-ЗАПРОСОВ.. 132

Лабораторная работа № 9

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЧНЫХ ФОРМ.. 154

Лабораторная работа № 10

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КНОПОЧНЫХ ФОРМ.. 175

Лабораторная работа № 11

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТОВ СРЕДСТВАМИ MS ACCESS. 185

Лабораторная работа № 12

РАЗРАБОТКА ПРЕЗЕНТАЦИИ БАЗЫ ДАННЫХ СРЕДСТВАМИ MICROSOFT POWERPOINT. 193

Литература.. 200


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работа специалистов экономического профиля на современном этапе развития рыночных отношений связана с необходимостью накопления, структурирования, классификации данных с целью их последующего анализа. Современная качественная обработка полученных результатов невозможна без использования компьютерных информационных технологий, значительное место в которых занимают системы управления базами данных (СУБД).

В настоящее время управление каким-либо процессом основано на обработке различной первичной информации, поэтому большинство предприятий испытывает необходимость в наличии баз данных и специалистов, способных управлять этими процессами. Рациональное управление процессами требует от специалистов экономического профиля свободного владения технологиями структурирования и обработки данных средствами современных СУБД.

Изучение дисциплины «Информационные технологии» дает студентам возможность получить знания в области современных СУБД, теории и практике проектирования и эксплуатации реляционных БД, которые могут встретиться как в учебном процессе, так и в последующей работе специалистов экономического профиля. Представленный комплекс лабораторных работ позволяет заложить фундамент основных сведений теории баз данных и их проектирования, а также на практике освоить приемы создания и управления реляционными БД.


Лабораторная работа № 1
ОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ СУБД MS ACCESS.
РАБОТА С СУЩЕСТВУЮЩИМИ РЕЛЯЦИОННЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ

Цель работы:

1) получить начальные навыки работы с СУБД MS Access;

2) изучить основные понятия теории баз данных, назначение основных элементов оконного интерфейса;

3) приобрести практический опыт модификации существующей базы данных и работы со справочной системой MS Access.

Порядок выполнения работы

1. Запустить СУБД MS Access (Пуск | Все программы | Microsoft Office | Microsoft Access 2010).

2. Изучить основные элементы окна СУБД MS Access и их назначение (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Окно СУБД MS Access

1 – строка заголовка,

2 – лента,

3 – представление Backstage,

4 область навигации,

5 – кнопки управления окном,

6 – строка статуса (строка состояния),

7 – панель индикаторов,

8 – маркеры изменения размеров окна,

9 – рабочая область,

10 – горизонтальные и вертикальные полосы прокрутки.

3. Открыть учебную базу данных «Борей» (вкладка Файл, Доступные шаблоны, Борей).

4. Изучить структуру окна базы данных Борей, назначение основных элементов (рис. 1.2). Изучить количественный состав объектов БД Борей, их содержание и назначение.

Рис. 1.2. Окно базы данных «Борей»

 

5. Используя справку MS Access изучить назначение основных объектов БД.

6. Открыть таблицу «Клиенты» в режиме Таблицы с помощью КЗМ либо двойным щелчком по имени. Затем с помощью панели навигации или непосредственным вводом данных в соответствующие поля добавить в таблицу 5 новых клиентов (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Панель навигации

 

Сохранить введенные данные и перейти в режим Конструктора с помощью вкладки Главная | Режим| Конструктор, чтобы изучить структуру данной таблицы. Сравнить режимы отображения таблицы, закрыть объект. Переименовать таблицу «Клиенты» в «Новые клиенты» используя КЗМ | Переименовать либо клавишу F2.

Сохранить открытую таблицу «Новые клиенты» как объект форма, задав ей имя «Покупатели», используя при этом вкладку Файл | Сохранить объект как, ввести имя нового объекта, а в поле со списком как выбрать тип объекта Форма (рис. 1.4).

 

Рис. 1.4. Окно «Сохранение объекта»

 

Открыть таблицу «Товары» в режиме Таблицы. Поменять местами поля «Наименование» и «Категория», предварительно выбрав команду Отменить закрепление всех полей в КЗМ. Скрыть поле «Описание» выбрав команду Скрыть поля в КЗМ. Изменить ширину поля «Кол-во в позиции» используя команду Ширина поля в КЗМ. Для записей таблицы увеличить высоту строк выбрав команду Высота строки в КЗМ.

В таблице «Товары» (в режиме таблицы) закрепить поле Код товара (Закрепить поля). Используя горизонтальную полосу прокрутки или клавишу Tab, вывести на экран поля Минимальный запас, Категория. Какое поле при этом будет находиться у левого края окна таблицы?

Вернуться к первому столбцу таблицы. Отменить закрепление поля Код товара.

7. Выбрать категорию объектов «Запросы», открыть запрос «Закупки товаров». Просмотреть структуру этого запроса в режиме Конструктора, а затем в режиме SQL, воспользовавшись вкладкой Главная | РежимКонструктор или Режим SQL. Закрыть запрос.

8. Открыть форму созданную в задании 6 под именем «Покупатели». Просмотреть и сравнить структуру отображения формы в режиме Формы и в Режиме Конструктора. Добавить в форму 2 записи.

9. Открыть отчет «Телефонная книга клиентов» и изучить его структуру в режиме Конструктора и в режиме Предварительного просмотра. Сравнить результаты отображения отчета в различных режимах.

10. Изучите взаимосвязи таблиц в базе данных «Борей», воспользовавшись командой Схема данных на вкладке Работа с базами данных.

11. Завершить работу с базой данных «Борей».

 

Содержание отчета

1. Название и цель работы.

2. Формулировка заданий и результаты их выполнения.

3. Список контрольных вопросов и ответов на них.

4. Выводы.

5. Список использованных источников.

Контрольные вопросы

1. Структура окна СУБД MS Access и назначение его основных элементов.

2. Структура окна базы данных и назначение его основных элементов.

3. Основные понятия теории баз данных: «база данных», «система управления базами данных», «реляционная база данных», «поле», «запись».

4. Состав и назначение объектов базы данных: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули, страницы доступа.

5. Основные приемы работы с существующей базой данных.

6. Режимы отображения объектов.

7. Изменение размеров и порядка следования структурных единиц.


Лабораторная работа № 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СРЕДСТВАМИ
СУБД MS ACCESS

Цель работы:

1) изучить этапы проектирования базы данных;

2) изучить и реализовать процесс создания новой БД средствами MS Access для конкретной предметной области.

Порядок выполнения работы

Изучить основные этапы проектирования реляционных баз данных.

Проектирование реляционной базы данных состоит из 4-х этапов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...