Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации




Оцените собственное поведение в конфликтной ситуации с помощью предлагаемого теста.

Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно Вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2, редко – 1 балл.

В конфликтной ситуации я:

1 Угрожаю или дерусь.

2 Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3 Ищу компромисс.

4 Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5 Избегаю противника.

6 Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7 Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8 Иду на компромисс.

9 Сдаюсь.

10 Меняю тему.

11 Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

12 Пытаюсь найти исток конфликта. Понять с чего все началось.

13 Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

14 Предлагаю мир.

15 Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов.

Ключ к тесту: А (1, 6, 11),

В (2, 7, 12),

С (3, 8, 13),

Д (4, 9, 14),

Е (5, 10, 15).

Определите, в какой колонке сумма баллов оказалась самой высокой, это и есть Ваш стиль разрешения конфликтов.

А – «жесткий стиль разрешения конфликтов». Вы до последнего стоите на своем, защищая свои позиции, и во что бы то ни стало стараетесь выиграть. Вы уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора пытаетесь предложить альтернативу, ищете решение, которое удовлетворило бы обе стороны.

В – компромиссный стиль. С самого начала Вы согласны на компромисс.

Г – мягкий стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на его сторону, отказываясь от своей точки зрения.

Д – уходящий. Ваше кредо – вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 

Сущность понятия «конфликт»

Конфликты возникают в любых человеческих взаимоотношениях, и отношения «учитель — ученик», «учитель-учитель» здесь не являются исключением.

По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа, из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учителей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.

Практически все люди, когда они думают о конфликтах, мыслят в терминах «победа», «поражение», эта ориентация превалирует и в школе. Многие учителя считают, что они могут быть только строгими или попустительскими, твердыми или мягкими, разрешать или запрещать. Взаимоотношение с учениками воспринимается как непрерывная война, соревнование. Вполне понятно, что и школьники считают педагогов своими естественными врагами - диктаторами, которым нужно сопротивляться, либо «тряпками», об которых можно вытирать ноги.

Культура разрешения конфликтов имеет большое воспитательное и дидактическое значение. Для того чтобы дать характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те и ли иные закономерности. К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, инцидент. Рассмотрим их.

Конфликт - (латинское слово - столкновение) процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.

Признаки конфликта:

· Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так.

· Недоразумение — мы делаем ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за отсутствия понимания.

· Напряжение - состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действий, взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувство к оппоненту значительно изменяются к худшему.

· Кризис - человек в своем воображении, а иногда и на самом деле, становится способным на крайности.

· Инцидент - какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция), которая может вызвать раздражение или волнение, через несколько дней она нередко забывается, но возможно послужит началом борьбы между участниками конфликта.

Конфликт возникает тогда, когда есть участники (или инициаторы конфликта), противоречия, конфликтная ситуация, инцидент.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникающих противоречий.

При взаимодействии людей всегда существуют противоречия:

· Мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

· Взглядов, убеждений:

· Понимания и интерпретации информации;

· Ожиданий, позиций;

· Оценок и самооценок;

· Знаний, умений, способностей;

· Эмоциональных и психических состояний;

· Целей, средств, способов осуществления деятельности.

Перед наступлением конфликта, когда утрачивается равновесие в классе, происходит нарушение общения.

 

Сигналы конфликтов

На вербальном уровне:

· Ограничение и удержание информации (ученик знает ответ на вопрос, но не скажет). Например: «Кто разбил стекло? Вова, ты же был в классе». - «Да я не узнал его. Он спиной стоял».

· Ложь — намеренное искажение информации для сохранения своих позиций.

· Группировка - применяется как средство группового давления. Например: «Посмотрите, дети, на Смирнова. Он опять шумит. Он нас явно не уважает».

· Нокдаун - агрессия, при которой происходит награждение необщепринятыми прозвищами.

· Избежание - частые пропуски, просьба перевести в другой класс.

· Экспедирование — когда школьник, прервав учителя, высказывает свое мнение.

· Перемена темы. Например: «Витя, где твое домашнее задание?» - «Да, мама просила у Вас спросить, когда она сможет подойти к Вам поговорить».

· Укороченные фразы. Ребенок и раньше был не очень речист, но сейчас может побить все рекорды составителей телеграмм. «Приду, сдал, сделаю, это не так, нет, не буду, устал».

Невербальные симптомы:

· Вздохи, явно не к месту, когда человек вздыхает, как будто у него на плечах все тяготы мира. Например: «Витя, ты сегодня видел Евдокимова?» — (глубокий вздох) «Нет, не видел».

· Нерешительное молчание. Вы можете заметить, что школьник вроде бы делает попытки заговорить с вами, речевые усилия видны на лице, но нет почему-то слова остаются невысказанными.

· Напряженные движения лицевых мускул (человек может «играть» желваками, когда смотрит на Вас и когда говорит).

· Отворачивание. Раньше ребенок смотрел на Вас, когда говорил его лицо было развернуто в вашу сторону. Теперь же он старательно отводит глаза в сторону и отворачивается, да же если он просто говорит, какое сегодня число.

· Пропуски во внимании. Вы оставили ребенка, и разговор происходит наедине. Он Вас, кажется, слушает, кивает головой в знак согласия, а потом, вдруг, в середине фразы прерывает и спрашивает: «Что Вы говорите»?

· «Дудлинг» рисование ребенком различных узоров, фигурок, во время разговора с Вами.

Формы конфликтов:

· противостояние,

· противоборство,

· разногласие,

· противодействие,

· разъединение.

Содержание конфликтов:

· бытовые,

· детские,

· профессиональные,

· психологические.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...