Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате изучения дисциплины студент должен




Конспекты лекций

Тема1. Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы

Дополнительный материал к лекции

1. Актуальность и причины введения учебной дисциплины

В современном мире к числу наиболее актуальных проблем относятся проблемы экологического характера. Негативное воздействие антропогенных факторов на биосферу Земли привело к загрязнению и разрушению нормальных естественных условий окружающей природной среды. Глобальными экологическими проблемами являются: загрязнение среды токсикантами, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, резкое изменение погодных условий. Эти явления оказывают негативное влияние на генофонд, физическое состояние, психологическое и эмоциональное самочувствие человека. Взаимосвязь природных и социальных явлений и процессов является предметом исследования в самых различных областях науки: философии, политики, экономики, психологии, педагогики и экологии. Научные исследования свидетельствуют о том, что стихийные природные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты, угроза террористических акций являются факторами снижения уровня и качества жизни разных социальных и половозрастных групп населения. Экологические проблемы обуславливают трудную, а порой и опасную для здоровья и жизни человека, ситуацию. Поэтому экологические знания приобретают все большее значение в решении проблем социального, педагогического и психологического характера.

Учебная программа курса «Социальная экология» предназначена для студентов специальности 350500 «социальная работа» факультета психологии и социальной работы. Курс «Социальная экология» включен в систему учебных дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов социально-образовательной сферы. Необходимость введения курса «Социальная экология» в систему подготовки специалистов по социальной работе обусловлена, в первую очередь, основной целью будущей профессиональной деятельности – оказание помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в решении его личных проблем. Использование системы средств не только социального, но и природного компонентов окружающей среды является одной из перспективных технологий социальной помощи и психолого-педагогической поддержки человека в трудной жизненной ситуации. Разработка и реализация таких технологий в практической деятельности специалистов по социальной работе определяет основную цель курса «социальная экология». В тоже время, осознание и понимание студентами взаимосвязи, взаимовлияния и зависимости различных социальных процессов и природных явлений в окружающем мире является важным условием формирования научного мировоззрения, социокультурной мотивации и нравственных качеств социально зрелой личности студентов – будущих специалистов социально-образовательной сферы.

 

2. Определение понятия «социальная экология»

В научной литературе существуют различные определения сущности понятия «социальная экология». Многие исследователи рассматривают социальную экологию как частную социологию, изучающую специфические связи между человеком и средой его обитания (Д.Ж.Маркович и др.), другие определяют социальную экологию, как раздел общей экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой (В.А.Вронский и др.). Социальную экологию рассматривают как часть экологии человека. Представители данной научной школы определяют социальную экологию, как комплекс научных отраслей, изучающих связи общественных структур и человека с природной и социальной средой обитания (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин и др.).

Анализ сущности и характеристики этих понятий дает основание определить социальную экологию междисциплинарной областью естественных и социальных научных знаний.

Отсюда, социальная экология - это наука о строении и особенностях развития многоуровневых природных и социальных систем в их гармоничном взаимодействии.

Задание 1.

А) Определить основные категории, определяющие сущность понятия «социальная экология» - Социальная экология - новая научная дисциплина о взаимодействии человека, общества и природы;

Б) Используя данные категории, построить модель-схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимовлияние основных объектов изучения социальной экологии;

В) Привести доказательства и примеры взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости:

 

Природа – Человек/Личность;

Человек/Личность – Природа;

Социум – Природа;

Социум – Человек/Личность;

Человек/Личность – Социум.

Социальная экология – учебный предмет

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения социальной экологии: – формирование и развитие компетенций будущих специалистов, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с разными половозрастными и социальными подгруппами населения в различных сферах жизни общества на основе методологических принципов, теоретических и практических знаний социальной экологии.

Задачи:

- систематизация базовых понятий экологии и социального здоровья;

- овладение знаниями по основам социальной экологии;

- развитие представления о современных стратегиях экологически сбалансированного развития общества;

- овладение умениями использовать комплекс социально-экологических методик и технологий для решения профессиональных задач.

 

Результаты изучения социальной экологии

 

Процесс изучения дисциплины социальной экологии направлен на формирование следующих компетенций студентов:

 

Общекультурные компетенции (ОК):

· владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· быть готовым к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

· быть готовым использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

· владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК):

· быть способным к созданию социально - психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- и уметь правильно использовать основные понятия, термины социальной экологии и социального здоровья;

- иметь системные научные знания в области общей экологии, психологии личности, педагогики и социальных наук;

- современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека;

понимать:

- механизмы влияния загрязнения природы на отдельные биоценозы и организм человека;

- основы экологической составляющей национальной и международной безопасности;

- физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

уметь:

- уметь формулировать, объяснять причины и определять специфику основных экологических проблем конкретной территории (по месту жительства и на территории профессиональной деятельности);

- уметь определять и формулировать задачи конкретной природоохранной, профилактической деятельности, отбирать и разрабатывать систему оптимальных средств решения проблем социально-экологического характера;

- использовать в своей работе объективные оценки социально-экологических последствий принимаемых решений;

- использовать систему природных средств и ресурсов в профессиональной деятельности;

владеть:

- навыками исследования социально-экологических проблем в современном обществе;

- методикой социальной и психологической помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий.

Объем учебных часов

Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)  
Самостоятельная работа (всего)  
В том числе:  
Учебный проект  
Подготовка к лабораторным и практическим занятиям  
Аттестация: экзамен

 

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Основное содержание раздела дисциплины
      Методологические основы социальной экологии   Возникновение, развитие экологии и социальной экологии; основные понятия, категории, принципы экологии, социальной экологии и социального здоровья; взаимосвязь социальной экологии с педагогикой, психологией и социологией.
      Правовые аспекты социальной экологии   Экологическое право, охрана окружающей среды; экологическое развитие и безопасность; основы экологической составляющей национальной и международной безопасности, международное сотрудничество.
    Теоретические основы социальной экологии   Окружающая среда: характеристика природного и социального компонентов; экологическая культура; глобальные экологические и социальные проблемы современности; экологические аспекты и физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; механизмы влияния загрязнения природы на отдельные биоценозы и организм человека; экология социопатий; современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.
      Методические аспекты социальной экологии   Методика исследования социально-экологических проблем в современном обществе; методика выявления причин основных экологических проблем конкретной территории; методика природоохранной, профилактической деятельности по решению проблем социально-экологического характера; методика оценки социально-экологических последствий принимаемых решений; методика социальной и психологической помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий.
      Практические аспекты социальной экологии   Мониторинг качества окружающей природной и социокультурной среды; мониторинг уровня и качества жизни человека, семьи, общества; экологические проблемы социальной работы; социальная и психологическая помощь человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий; природа как средство социальной помощи и психолого-педагогической поддержки человека и социума.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...