Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Основная часть. г). Десять заповедей МНЕМОЗИНЫ. Занятие 5. Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти». д) Упражнения для тренировки памяти.




4. Основная часть.

а). Все люди обладают памятью. Человек получает информацию по разным каналам, соответственно виды памяти тоже различны:

· двигательная

· образная

· эмоциональная

· кратковременная

· оперативная / от нескольких секунд до нескольких дней/

· долговременная

· механическая /не опирающаяся на понимание/

· смысловая

· и другие.

Каждому человеку важно знать особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала.

б). Тестирование различных видов памяти (таблица у каждого ученика).

Тест № 1 Тест №2 Тест №3 Тест №4
Кратковременная Зрительная Слуховая Логическая

Теперь с помощью тестов определим, какой вид памяти у вас развит лучше.

ТЕСТ №1. Предъявляется ряд цифр на пять секунд. Необходимо записать цифры подряд по памяти. Пример: 9, 3, 7, 2, 6, 8, 0, 5, 4, 7, 3 ……

Норма –семь цифр. Результат записывается в таблицу в первый столбец.

ТЕСТ №2. Предлагается в течение десяти секунд посмотреть на девять картин, изображенных на плакате, затем по памяти написать название предметов, которые запомнили. / Девять предметов – исключительная,

6-8 хорошая, 5 –среднее, меньше пяти – недостаточно/.

ТЕСТ №3. Читается три раза равномерно, с перерывом в одну секунду ряд чисел: 642, 893, 578, 762, 463, 739, 327, 146, 423, 951, После этого требуется записать их по памяти в любом порядке. / Каждое правильное число- 10% /.

ТЕСТ №4. Читается один раз с интервалом в две секунды десять пар слов: Луч- солнце, медь – свинец, сучок- елка, год – месяц, нуль –число, свет –заря, шум – водопад, дом – обед, нож – вилка, лист – дерево. Через десять секунд перерыва читаются только первые слова, вторые слова пары нужно вспомнить и записать. / Норма составляет не менее 60% - 6 пар /.

Итак, какой вид памяти у вас развит лучше?

в). Феноменальная память. Из истории известно немало людей, обладающих феноменальной памятью.

- Например, согласно древним хроникам, великие полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени каждого своего воина. А ведь их было до тридцати тысяч в войске.

- Хранитель ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, по рассказам, владел 57 иностранными языками.

- А итальянский пианист, дирижер и композитор Ферруччи Бузони с одного раза запоминал и позже мог воспроизвести любую из услышанных когда-либо мелодий.

- Знаменитый шахматист Александр Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

г). Десять заповедей МНЕМОЗИНЫ.

· До такой памяти нам еще далеко, но если пользоваться заповедями МНЕМОЗИНЫ / греческой богини памяти/, то кто знает…. Давайте их прочтем:

1. Внимание – резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желание, заинтересованности в новых знаниях – тем лучше запомнится.

2. Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить ненадолго, надолго, навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условие для лучшего запоминания.

3. Используйте смысловое запоминание: а/ поймайте; б/ установите логическую последовательность: в/ разбейте материал на части и найдите в каждой части “ключевую фразу” или “опорный пункт”.

4. Знайте о таком эффекте: если решение какой – либо задачи прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решенными задачами.

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

6. Начинайте повторять материал “ по горячим следам”, лучше перед сном и с утра.

7. Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.

8. Все, что вы учите, старайтесь применять, Настоящая мать учения – не повторение, а применение.

9. Где это возможно, используйте мнемотехнику: - искусственные приемы запоминания: - а/ связь с тем, что хорошо запоминается / например: каждый охотник желает знать, где сидит фазан –название цветов солнечного спектра – красный оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый/; б/группировка последовательности цифр; в/ рифмование; г/ использование ритма, д/ пропевание и др.

10. Если результаты по каким – либо тестам окажутся лучшими, то во время учебы вам следует опираться именно на этом вид памяти. Если результаты плохие, не падайте духом и не теряйте надежды – память поддается тренировке и при желании ее можно улучшить.

Занятие 5.

Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти»

Цель:  определение особенностей памяти учащихся; продолжение знакомства с приёмами рационального запоминания и рекомендациями по развитию памяти.

д) Упражнения для тренировки памяти.

1. На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете, тем лучше. / Нет ошибок – 10 баллов, 1-2 ошибки – 8 баллов, 3-5 ошибок – 5 баллов, 6 и более – 1 балл/.

2. Внимательно посмотри на эту картинку 20 секунд. Вспомни какие предметы находились на столе, и представь, в какой последовательности они упадут, если стаскивать скатерть со стола. / Нет ошибок – 10 баллов, 1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки –4 баллов, 4 ошибки –2 балла, 5 и более –1 балл. /

3. Это упражнение можно выполнять вдвоем. Перед тобой набор из двенадцати открыток – шесть по две одинаковых. Они перемешаны. Надо запомнить, где лежат одинаковые открытки. После запоминания открытки переворачивают и ты начинаешь выполнять упражнение. Открывается первая открытка, например, это “жук” и ты должен указывать, где лежит второй такой же “жук”. На это дается две попытки. Если ты не нашел жука, то упражнение выполняет твой напарник. Все открытки, перевернутые ошибочно, снова переворачиваются картинками вниз, когда “жук” найден, открывается вторая открытка и т. д. / Не могу –1б, могу, но не все – 5 б, могу легко все запомнить – 10 б. /

Даже тесты, которые мы использовали для определения видов памяти, тоже могут служить как упражнения для тренировки.

е) Как запоминали знаменитые люди. А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди.

1. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, пол которой был сделан из расколотых бревен, а стеклами в окнах служили вырванные из тетрадей и смазанных жиром, листки бумаги. В школе имелся только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу “гудящий улей”. В этом “гудящем улье” Линкольн приобрел привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь; он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты. “Он надоел мне ужасно, - говорил его компаньон. – Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю. “ Его память была необыкновенно цепкой. “Мой ум, - говорил он, - подобен куску стали. Очень трудно выцарапать в нем что- либо, но уже почти невозможно стереть однажды написанное. ” Чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, он пользовался двумя органами чувств. Можете делать тоже самое. Идеальными было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать, и попробовать на вкус.

2. Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его выступления. Вот что он рассказал: “Тридцать лет назад я каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер в помощь себе мне приходилось иметь листок с записями, чтобы не сбиться. Записи представляли собой первые слова абзацев, их было одиннадцать. Это было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что- либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картину. Я знал их наизусть, но не как не мог запомнить их последовательность. Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! Тогда мои страдания кончились. За две минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз. Я выбросил рисунки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть века, и текст той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать назад, но я мог бы снова написать его по тем же картинкам – они остались в моей памяти”.

3. Каирский университет аль - Азхар – один из крупнейших в мире. Это мусульманское учебное заведение, имеющее 21 тысячу студентов. На вступительном экзамене от каждого поступающего требуется знание наизусть Корана. Как арабские студенты умудрялись совершать подобные подвиги, кажущиеся невероятным? Посредством повторения. Вы можете запомнить почти бесконечное количество материала, если будете достаточно часто повторять его. Повторяйте сведения, которые вы хотите запомнить, пользуйтесь ими. Применяйте их. Употребляйте новое для вас слово в разговоре. Называйте нового знакомого по имени, если хотите запомнить его имя. Упоминайте в разговоре моменты, о которых вы хотите говорить в публичном выступлении. Сведения, которые используются, закрепляются в памяти.

ж) Другие способы запоминания. А вот интересно узнать какими способами запоминания пользуетесь вы? / узелок на память “ крестик” на руке, возвращаешься на то место, откуда ушел и т. д. /

У древних американских индейцев существовал обычай – носить с собой пузырьки с благовониями. Присутствуя при каком-то значительном событии, которое им хотелось запомнить до мельчайших подробностей, они вдыхали аромат одного из пузырьков. По прошествии времени, желая воспроизвести в памяти это событие, индейцы, вдыхали аромат, ассоциативно запоминали происходившее.

5. Заключение. Итак, теперь вы знаете: у кого какой вид памяти развит лучше; как улучшить свою память, с помощью каких упражнений. И в заключении я хочу раздать памятки “ Как развивать память” и упражнения для тренировки. Через месяц мы с вами встретимся и вы продемонстрируете свои успехи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...