Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети декабря. Откуда в России либералы и почему у них ничего не получилось




Другое популярное направление русского западничества, самое, пожалуй, известное — это, конечно же, либерализм. И идеологически, и генетически русский либерализм восходит к декабристам, однако, нужно заметить, что декабризм — также явление вторичное, выросшее во многом из масонских лож, которые в России появились еще при Екатерине Великой. В русском масонстве было два основных направления: консервативно-религиозное и просветительско-мартинистское. Первое направление группировалось вокруг т. н. «елагинских лож», находившихся под негласным покровительством Екатерины (Иван Перфильевич Елагин был директором придворного театра и, разумеется, регулярно докладывал императрице о своей деятельности). Второе направление было сформировано более молодым и революционно настроенным поколением, яркими представителями которого были Новиков, Радищев, Шварц и т. д. В начале 1790-х гг это направление было разгромлено, причем главную роль в разгроме сыграла главная тогдашняя русская «спецслужба» — Тайная экспедиция Сената. Когда в 1796 году Екатерина умерла, Павел I, не любивший матери, приказал освободить арестованных.

Это-то второе направление и подхватили, как эстафету, декабристы. С идеологической точки зрения это был достаточно сумбурный набор романтических представлений об истинном благе и общественном договоре, т. е. основная мысль была в том, что русское самодержавие нужно заменить конституционной монархией по образцу английской; по большому счету, это была просто мода того времени, как модными бывают штаны или шляпы. В самом деле, собирается какая-то дворянская молодежь и рассуждает «между лафитом и клико» о том, что было бы неплохо ввести в России конституцию. Предполагалось с этой целью созвать Учредительное собрание.

" За всё хорошее против всего плохого! " Декабрист Каховский на Сенатской площади убивает героя войны 1812 года генерала Милорадовича

Скорее всего, всё это так и осталось бы разговорами, однако, случилось нечто удивительное: провал мятежа 26 (14) декабря 1825 года, казнь его руководителей и ссылка в Сибирь рядовых членов внезапно сформировали вокруг великосветских балбесов ореол героев и мучеников, пострадавших за правое дело. Либеральные идеи начали стремительно набирать популярность среди русских дворян, которые в XIXвеке стали в принципе мельчать, озападниваться и откалываться от русского народа как такового. Просвещенный, хорошо образованный дворянин, знающий несколько языков, умеющий танцевать мазурку и потолковать о Ювенале, перестал быть своим для русского мужика, который был вынужден пахать в поте лица для того чтобы прокормить семью. Идеологией этого замыкающегося на себя дворянского класса и стал либерализм как некое представление о том, что у нас в России всё плохо, а вот на Западе всё хорошо.

К началу XXвека дворянский либерализм трансформировался в достаточно странную политическую силу, требовавшую реформ, но при этом мало задумывавшуюся о русском народе, т. е. главном потребителе предполагаемых социальных преобразований. Очень точно по этому поводу высказался Сергей Юльевич Витте: «Дворянство сто лет добивалось конституции, но только для себя». Русское дворянство всё более разорялось и мельчало, переходя из положения непосредственных владельцев земли в статус земских начальников и либеральных преподавателей университетов. Т. е. сын или внук барина, еще недавно поровшего своих крепостных и вырывавшего им ноздри щипцами, был теперь земским деятелем, который закончил университет и набрался в столицах умных слов про свободу мысли, парламент и конституцию. На практике же такой сынок или внучок мало чем отличался от батюшки: он смотрел на крестьян свысока, с пренебрежением. Эти барчуки никого и никогда не собирались «освобождать», они просто пытались выбить себе удобное место в новом, капиталистическом мире, и английская модель, с парламентом (в который, что логично, избирались бы те же земцы) и конституцией (которая лишала бы реальной власти царя, но развязывала бы руки идейным наследникам декабристов), была им чрезвычайно выгодна.

Именно такого рода либералы и стали главными бенефициарами «революции 1905 года». Провальная русско-японская война привела к массовым выступлениям по всей России. В январе в Петербурге в результате провокации, устроенной священником-социалистом Гапоном, погибло более 100 рабочих. В июне вспыхнул бунт на броненосце «Потемкин». К осени ситуация накалилась до предела, началась всеобщая забастовка, и в результате царь Николай IIбыл вынужден, перекрестившись, подписать знаменитый манифест 30 (17) октября 1905 года, даровавший всем подданным Российской империи свободу печати, совести, собраний, союзов и т. д. Утверждался законодательный парламент — Государственная дума. Т. е. либералы неожиданно легко получили всё то, за что боролись 80 лет, и представлявшая их интересы Конституционно-демократическая партия (кадеты) стала большинством в Думе.

Как мило всё начиналось: " Слава женщинам – борцам за свободу! "

Отречение Николая II от власти в марте 1917 года сделало либералов фактическими правителями России. Однако Временное правительство не смогло удержать власть, потому что широкой поддержки народных масс у них не было. У либералов был шанс показать себя, но они этот шанс бездарно профукали, начав делать непопулярные политические ходы, прежде всего, решив продолжать Первую мировую войну «до победного конца». И в итоге либеральная клика, растеряв политический рейтинг, была естественным образом смещена большевиками. 11 декабря (28 ноября) 1917 года Советское правительство издало «Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции»: «Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов». Собравшееся 19 (6) января 1918 года Учредительное собрание погрязло в бесконечных спорах, и в результате было закрыто матросом-анархистом Железняком, произнесшим знаменитую фразу: «Караул устал». Т. е. декабристская программа 1825 года с треском провалилась. Учредительное собрание русскому народу оказалось не нужно, потому либеральные «баре» и «интеллигенты» были давно уже не народ, а западническая «элита».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...