Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экскурсия «Путешествия по Царскому Селу»




Экскурсия «Путешествия по Царскому Селу»

Фрагмент: «Загадки одной скульптурной композиции»

 

Автор: Гордюшова Вера, ученицы 5«Б» класса ГБОУ СОШ № 552

Творческое объединение «Следопыты» ДДТ «Павловский»

Руководители:  Зимарева Наталья Альфредовна,

педагог ДО ДДТ «Павловский»

Сытикова Светлана Васильевна,  

учитель начальных классов

 

В городе Пушкине во дворике на Кадетском бульваре мы нашли скульптурную группу, изображающую мальчика и девочку, прячущихся под зонтом, по которому  струями стекает вода.

Оказывается, эти детишки давно спасаются от дождика в разных городах России.

 

 

 ЧЕЛЯБИНСК.

Этот фонтан был установлен в Саду общественного собрания города Челябинска ещё до революции - в 1909 или 1910 году. Сам же городской сад был разбит на месте берёзовой рощи в 1908 году. Известно, что это была единственная скульптура в дореволюционном Челябинске. В саду можно увидеть копию, а оригинал находится в Челябинском областном краеведческом музее.

 

ОРЕНБУНГ.

Аналогичную скульптуру (правда, без зонта и без фонтана) можно найти на первом этаже Оренбургской клиники восстановительного лечения в Караваевой роще. Отлита она, по всей видимости, из чугуна. Отследить время и источник её появления мне не удалось, но оренбуржцы уверенно говорят о дореволюционном происхождении.

САМАРА.

Этот фонтан благополучно дожил до наших дней. Установлен он был в Струковском саду тоже до революции, в 1890-х годах (т. е. даже раньше, чем в Челябинске). В 1900 году был установлен фонтан у Благородного собрания. Фонтан с мальчиком и девочкой можно лицезреть и сейчас. Зонтик, правда, куда-то ветром унесло.

САРАПУЛ.

Здесь такой же фонтан появился тоже до революции, перед дачей купца П. А. Башенина. Фонтан сохранился до наших дней, но уже давно не работает - говорят, дренажная система пришла в полную негодность.

Фигурки детей уцелели, но теперь их едва можно разглядеть под слоем краски.

 

ГУРЗУФ.

Это, пожалуй, самый известный из фонтанов «Первая любовь»  в дореволюционной России. Существует несколько открыток с его изображением. Фонтан «Первая любовь» не сохранился.

 

УФА.

Точно такой же, как и в Челябинске, фонтан «Первая любовь» стоял в Уфе в Ушаковском парке (после революции парк им. Александра Матросова, ныне парк имени Ленина). В середине просторной чаши - каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем - мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода», - так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, старожил Борис Леонидович Попов (цитата из журнала «Уфа»).

  Мы выяснили, что автор скульптурной композиции - русский скульптор, график и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913).

  Он родился 21 августа (2 сентября) 1836 года в петербурге в семье директора ПЕРВОГО в мире Лесного института. Детство провел в ЛЕСНОМ. В 1852—1860 г. г. - учился в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни.

 

Экскурсия «По пушкинским местам»

Фрагмент: «Село Михайловское»

 

Автор: Новиков Павел, ученик 5«А» класса ГБОУ СОШ № 552

Творческое объединение «Следопыты» ДДТ «Павловский»

Руководители:  Зимарева Наталья Альфредовна,

 педагог ДО ДДТ «Павловский»

Сытикова Светлана Васильевна,  

учитель начальных классов

 

Маршрут экскурсии: 1-я остановка – «Музей-лицей А. С. Пушкина»;  2 остановка – «Дом-дача Китаевой».

Царскосельский лицей.   Почему лицей? Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее. «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «... разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Александр Пушкин поступил в лицей, потому что родной дядя (Василий Львович) воспользовался своими связями, чтобы определить племянника в это учебное заведение. Но это не уменьшает умственных способностей поэта.

Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы. В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

В Царскосельском лицее было запрещено носить очки. Это было сделано из-за того, что этот аксессуар вошел в моду, и многие люди даже с хорошим зрением использовали его для щегольства. В лицее подобное поведение было запрещено.

Почти у всех лицеистов были прозвища. Больше всего их было у Кюхельбекера — он был предметом насмешек.

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. Самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

 

Составитель и редактор сборника

Сафонова Татьяна Константиновна,

координатор конкурса «Юный экскурсовод»,

методист, педагог ДО ДДТ «Павловский»

 

 

Компьютерная верстка: Т. К. Сафонова

Павловск 12 декабря 2021 года

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...