Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и способы повышения качества и конкурентоспособности продукции

Тема 19. Обеспечение конкурентоспособности продукции

 

Вопросы:

 

1. Понятие конкурентоспособности продукции

2. Значение и способы повышения качества и конкурентоспособности продукции

 

 

Понятие конкурентоспособности продукции

 

В целом понятие конкурентоспособности характеризует свойство объекта удовлетворять определенную конкретную потребность в сравнении с аналогичными объектами данного рынка. Конкурентоспособность можно рассматривать относительно самых разнообразных объектов: проектно-конструкторской документации, технологии производства продукции, отдельного проекта, отдельной фирмы (предприятия), отрасли, региона, страны в целом.

 

Конкурентоспособность предприятия означает его способность к эффективной хозяйственной деятельности и обеспечению прибыльности в условиях конкурентного рынка. Иначе говоря, конкурентоспособность предприятия — это способность обеспечить выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции, т. е. такой, которая имеет какие-либо преимущества по сравнению с продукцией других товаропроизводителей.

 

Конкурентоспособность товаров закладывается, еще на стадии их проектирования. В процессе производства материализуются наиболее важные (определяющие) элементы конкурентоспособности изделий: качество и затраты. Моделирование и определение уровня конкурентоспособности продукции является необходимой предпосылкой ее продажи (реализации) на соответствующем рынке. Общепринятая схема оценки конкурентоспособности представлено на рис. 18.1.

 

Определяя конкурентоспособность товара, производитель продукции должен обязательно знать требования потенциальных покупателей и оценку потребителей. Поэтому формирование конкурентоспособности продукции начинается с определения существенных потребительских свойств (потребностей покупателя), по которым оценивается принципиальная возможность реализовать продукцию на соответствующем рынке, где покупатели постоянно будут сравнивать ее характеристики с товарами конкурентов относительно меры удовлетворения конкретных потребностей и цен реализации.

 

Для определения конкурентоспособности продукции ее продуценту нужно более-менее точно знать:

 

- конкретные требования потенциальных покупателей (потребителей) к предлагаемому на рынке товару;

- возможные размеры и динамику спроса на продукцию;

- расчетный уровень рыночной цены товаров;

- ожидаемый уровень конкуренции на рынке соответствующих товаров;

- определяющие параметры продукции основных конкурентов;

- наиболее перспективные рынки для соответствующего товара и этапы закрепления на них;

- срок окупаемости затрат, связанных с проектированием, продуцированием и продвижением на рынок нового товара.

 

 

 

Рис. 18.1 – Схема оценки конкурентоспособности продукции предприятия на рынке

 

Значение и способы повышения качества и конкурентоспособности продукции

 

Социально-экономическое значение повышения качества и конкурентоспособности продукции состоит в том, что мероприятия такой направленности содействуют формированию более эффективной системы хозяйствования в условиях рыночных отношений. Социально-экономическая эффективность повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции, изготовляемой предприятием, проявляется в следующем:

 

1) высококачественная и конкурентоспособная продукция всегда полнее и лучше удовлетворяет общественно- социальные потребности в ней;

 

2) повышение качества продукции является специфической формой проявления закона экономии рабочего времени: общая сумма затрат общественного труда на изготовление и использование продукции более высокого качества, даже если достижения таковой связано с дополнительными расходами, существенно уменьшается;

 

3) конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стабильность фирмы, а также получение максимально возможной прибыли;

 

4) многоаспектное влияние повышения качества (и, как следствие, конкурентоспособности продукции) не только на производство и эффективность хозяйствования, но и на имидж и конкурентоспособность предприятия в целом отражено на рис. 18.2.

 

 

Рис. 18.2 – Многонаправленное влияние повышения качества и конкурентоспособности продукции на производство и имидж предприятия

 

 

На уровень качества и конкурентоспособности продукции влияет много разноплановых факторов. Достичь необходимого уровня качества и конкурентоспособности реализованных на соответствующих рынках можно различными способами, скоординированными во времени и пространстве.

По содержанию и направленности эти факторы можно объединить в четыре взаимосвязанные группы (рис. 18.3):

1. технические;

2. организационные;

3. экономические;

4. социальные.

 

Рис. 18.3 – Основные пути (факторы) повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятия

 

 

Среди технических факторов повышения качества продукции и ее конкурентоспособности нужно особо выделить постоянное совершенствование проектирования, технико-технологической базы предприятия. Это объясняется тем, что надлежащий “фундамент” технического уровня и качества изделий, как уже было сказано, формируется в процессе их проектирования. Именно в этом цикле осуществляется комплекс лабораторно-исследовательских и конструкторских работ, направленных на обеспечение необходимых (желательных, ожидаемых) технико-экономических параметров образцов продукции. О решающем значении стадии проектирования для достижения уровня качества в соответствии с требованиями рынка, свидетельствует хотя бы тот факт, что более 50 % отказов технических систем происходит из-за дефектов, допущенных при проектировании изделий. Достижение запроектированного уровня качества любой продукции возможно лишь в условиях высокой технической оснащенности производства, применения новейшей технологи, строго соблюдения технологической дисциплины.

 

К важнейшим и эффективным способам целенаправленного повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом и национальном рынках целиком оправданно относят улучшение стандартизации как главного инструмента фиксации и обеспечения заданного уровня качества. Это объясняется тем, что именно сами стандарты и технические условия отражают современные требования потребителей к техническому уровню и другим качественным характеристикам изделий, выражают тенденции развития науки и техники.

 

Рыночные условия хозяйствования предусматривают активное и широкое использование организационных факторов повышения качества продукции на всех предприятиях. К приоритетным из них относятся: внедрение современных форм и методов организации производства и управления им, позволяющих эффективно применять высокоточную технику и прогрессивную (бездефектную) технологию; совершенствование методов технического контроля и развития массового самоконтроля на всех стадиях изготовления продукции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...