Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценные бумаги как объекты гражданских прав




Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК).

Ценная бумага отличается от других документов тем, что она имеет тесную связь с воплощенным в ней правом, т.е. право не может быть осуществлено без предъявления бумаги, за искл случаев, оговоренных законом (ст.148 ГК).

Признаки ценной бумаги:

1. письменная форма (форма ЦБ определяется законом – письменно или определенным способом фиксации, н-р, в виде записи в электронных или обычных реестрах. Владелец бездокументарных ЦБ обычно имеет сертификат), если ЦБ выпущена с нарушение формы, то она является ничтожной.

2. строго формальный характер, т.е. ЦБ должна содержать установленные законом для данного вида ЦБ реквизиты, при отсутствии обязательных реквизитов ЦБ является ничтожной.

3. Абстрактный характер. Осуществление права, выраженного в ЦБ отрывается от того правоотношения, в связи с которым она была выдана, для повышения ее оборотоспособности и надежности. (п.2 ст.147 ГК – отказ от исполнения обязательства, вытекающего из ценной бумаги, со ссылкой на отсутствие основание обязательства либо на его действительность не допускается).

4. Свойство публичной достоверности, т.е. против держателя ЦБ нельзя выдвигать требования, основанные на его отношениях с прежними держателями ЦБ.

 

Классификация ЦБ:

По видам эмитентов (лиц, осуществляющих выпуск ЦБ):

  1. государственные (выпускаются РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями)
  2. корпоративные (выпускаются частными юридическими лицами)

 

По способу легитимации законного держателя:

  1. именные (Законным держателем является лицо, указанное в тексте этой ЦБ, либо в спец реестре. Передать именную ЦБ можно путем уступки права требования (цессии). акция
  2. ордерные (держателем является лицо, которое стоит последним в перечне индоссаментов – передаточных надписей. Передать ордерную бумагу можно совершив на ней передаточную надпись – индоссамент). вексель
  3. предъявительские (законным держателем является лицо, которое осуществляет ее предъявление. Указаний на владельца в тексте ЦБ нет, передается такая ЦБ путем вручения ее другому лицу. Эти ЦБ наиболее оборотоспособны). Банковские сберегательные книжки на предъявителя

ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня ЦБ, новые виды ЦБ могут дополняться федеральными законами. К ЦБ относятся: государственные облигации, облигации, сертификаты, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и приватизационные ЦБ)

Информация как объект гражданского права.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы ее представления.

Черты информации.

1. обладатель (владелец) информации имеет монопольное право на нее. Владелец это субъект, осуществляющий владение и пользование информационными ресурсами, технологиями и средствами их обеспечения, а также реализующий правомочие по распоряжению ими в установленных законом пределах.

2. Неограниченность срока охраны: информация охраняется пока существуют условия ее охраноспособности.

3. Универсальный характер, т.к. это могут быть различные сведения.

Коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

 

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

 

Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

 

 

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;

5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

 

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...