Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риски, связанные с видом банка.




Риски в банковской деятельности.

Понятие риска. Классификации рисков.

Внешние риски.

Внутренние риски.

Понятие риска. Классификации рисков.

Понятие риска.

Риск - невозможность предсказать со 100%-й уверенностью то, что процесс, события произойдут и дадут ожидаемый результат.

Результат может быть как положительный, так и отрицательный результа­ты, соответственно и понятие риска подразделяется на:

«чисто риск (результатом которого могут быть отрицательные последствия, например, невозвращение кредита);

«риск - шанс (результатом которого могут быть положительные последствия, например, валютный риск - получение выигрыша за счет увеличения курса валюты, инвестиционный риск - повышенные курса ценных бумаг).

Принципы, лежащие в основе управления рисками: информация, анализ, страхова­ние, финансирование и т.д.

В рисках-шансах имеются:

«факторная сторона (отклонение от ожидаемого хода процесса);

«результативная сторона (последствия этих отклонений).

Различают объективный и субъективный методы расчета вероятности.

«Объектив­ный метод основан на определении частоты, с которой происходили те или иные события. Точность метода зависит от объема информации, необходимой для определения частоты событий.

«Субъективный метод основан на предположениях относительно результатов событий на основе личного опыта. Точность метода зависит от объема информации, которой располагают эксперты, и от их квалификации, и поэтому субъективные оценки вероятности сильно меняются.

Наиболее приемлемый подход - сочетание объективного и субъективно­го методов.

Риску подвержены практически все виды банковской деятельности.

КБ стремятся не избегать риска, а учитывая, что он существует объективно, принять риск. Для банков риск-шанс проявляется как возможность получения дополнительной прибы­ли, а риск - как вероятность потерь, например:

· потери части доходов;

· осуществления дополнительных расходов;

· потери части собственных ресурсов (капитала).

Классификация рисков.

Общая классификация рисков.

«Общие риски - для всех объектов экономики (аварии, пожары, землетрясения и т.п., а также грабежи, социальные потрясе­ния, эпидемии и т.д.).

«Рыночные риски - для всех объектов экономики, действующих в условиях рынка.

«Банковские риски - проявляются в деятельности банков.

Классификации банковских рисков:

1. По времени: ретроспективные, текущие и перспективные. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способов их снижения дает возможность более точно прогнозиро­вать текущие и перспективные риски.

2. По уровню: низ­кие, умеренные и полные.

3. По основным факторам возникновения:

«экономические - риски, связанные с неблагоприятными изменениями в экономической деятельности самого банка или в экономике страны (например, риск своевремен­но выполнять платежные обязательства).

«политические - рис­ки, связанные с неблагоприятными изменениями в политике.

4. По месту возникновения:

«Внешние риски - риски, не связанные с де­ятельностью банка.

«Внутренние риски - риски, связанные с деятельностью банка.

 

Рис. 5.1 Основные виды банковских рисков.


Внешние риски.

Страновой риск.

Страновые риски связанны с политико-экономической стабильностью стран в которых банки осуществляют свою деятельность.

Для оценки этого риска применяются рейтинговые методы, одним из которых является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оце­нок проводят анализ четыре раза в год. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты раз­ных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100% (табл. 5.1). Каждый воп­рос оценивается по балльной шкале и имеет 5 вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск.

Существуют другие методики оценки странового риска:

· методика Швейцарс­кой банковской корпорации;

· методика журнала "Euromoney" (ежегодная публикация).

Таблица 5.1. Анкета индекса БЕРИ

  Вопрос   Уд. вес вопроса, в %          
  Политическая стабильность в стране партнера (анализируется частота и специфика социальных и политических конфликтов с элементами прогноза).            
  Отношение к иностранным ин­вестициям и прибылям (прово­дится анализ размеров расходов на социальные нужды, касающи­еся не только банков, но и всех других предприятии, возмож­ности быстрого расширения всей финансово-кредитной сис­темы, возможности репатриации части прибыли).            
  Степень национализации (грани­цы анализа определяются воз­можностью безвозмездной экспроприаций - 0 баллов и конча­ются предоставлением разного рода преимуществ - 4 балла; определяется также специфика каждого из них).            
  Вероятность и степень девальва­ции валюты и анализ внешних и внутренних факторов, влияю­щих на нее (рассматриваются методы, смягчающие ее воздей­ствие на деятельность банков, их филиалов и других банковских учреждений).            
  Состояние платежного баланса (результаты получаются путем оперативного анализа баланса счетов и общего баланса), а так­же влияние различных факторов на доходы собственных и иностранных инвесторе.            
  Бюрократические вопросы (уро­вень государственного регулирования, скорость осуществления таможенных формальностей, ва­лютных переводов и других по­добных операций, оператив­ность деятельности всех звеньев денежно-кредитной системы).            
  Темп экономического роста.            
Темп роста валового продукта (ВП) ниже 3% в год. 2,5          
Темп роста ВП с 3 до 6%.            
Темп роста ВП с 6 до 10%. 7,5          
Темп роста ВП выше 10%.            
  Конвертируемость валюты.            
  Анализ выполнения договорных обязательств (выборочный и реже сплошной анализ с опреде­лением факторов, влияющих по­ложительно или отрицательно)            
  Расходы на заработную плату и уровень производительности труда            
  Возможность использования экспертов и услуг (оценивается реальная и квалифицированная помощь, которую банк может получить и оказать в процессе своей деятельности в области юридических и маркетинговых консультаций, бухгалтерии, тех­нологии и др.)            
  Организация связи и транспорта            
  Взаимоотношения с государст­венными органами и общественными организациями            
  Условия получения краткосрочного кредита            
  Условия получения и использо­вания долгосрочного кредита и собственного капитала            

 

Валютный риск

Валютный риск (риск курсовых потерь) - возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов и связан с международным характером рынка банковских операций.

Валютные риски подразделяются:

· коммерческие, т.е. связанные с нежеланием или невозможностью должника (гаранта) рассчитаться по своим обязательствам;

· конверсионные - риски валютных убытков по кон­кретным операциям.

Риск стихийных бедствий.

Риск стихийных бедствий или как его еще называют форс-мажорных обстоятельств (РФО) зависит от стихийных явлений природы и от разного рода ог­раничений со стороны государства.

 


Внутренние риски.

Классификация рисков.

1. Риски, связанные с видом банка;

2. Риски, связанные с характером банковских операций:

· Риски пассивных операций

· Риски активных операций

· Процентный риск.

· Портфельный риск.

· Риск ликвидности.

· Валютный риск.

· Транспортный риск.

· Риск банковских гарантий.

Риски, связанные с видом банка.

«В специализированных банках риски связаны, в основном со специализацией банка, например в инноваци­онных банках - риски, связанные с кредитованием новых техно­логий; в ипотечных банках - риски связаны с кредитованием под залог жилья и земли.

«В отраслевых банках самое главное значение для уровня рисков имеют вид и специфика конкретной отрасли.

«В универсальных банках существуют риски обоих типов (специализированные и отраслевые).

Транспортный риск.

Классификация транспортных рисков впервые была приведена Международной торго­вой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г. - правила ИНКОТЕРМС (последняя коррекция - 1990 г.).

Классификация транспортных рисков (по степени и по ответственности) - группы Е, F, С и D.

1. Группа Е включает одну ситуацию - поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски прини­мают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара по­купателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конеч­ного пункта - принимается покупателем и его банком.

2. Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответст­венности и рисков:

а) FCA (Free Carrier/named place), это означает, что риск и ответ­ственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в условленном месте;

б) FAS (Free Along Side Ship/named port of deshuation ), это оз­начает, что ответственность и риск за товар переходят от по­ставщика (и его банка) к покупателю в определенном договором порту;

в) FOB (Free On Board/named of Shipment) означает, что прода­вец и его банк снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.

3. Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не прини­мают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:

а) CFR (Cost and Freight/named port of deshuation). Продавец и его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в мо­мент загрузки корабля;

б) CIF (Cost, Insurance, Freight / named port of deshuation) означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;

в) СРТ (Carriage Paid To / named place of deshuation), т.е. прода­вец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответст­венность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточ­ный пункт транспортировки) риски полностью переходят от про­давца и его банка к покупателю и его банку;

г) CIP (Carriage And Insurance Paid To/ named place of deshuation) означает, что риски переходят от продавца' к покупателю в опре­деленном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме то­го, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

4. Группа D - все транспортные риски ложатся на продавца. Ситуации:

а) DAF (Delivered At Frontier/named place), т.е. продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк;

б) DES (Delivered Ex Ship/named port of deshuation) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту ко­рабля;

в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid) /named port of deshuation) - передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

г) DDU (Delivered Duty Unpaid/named place of deshuation) - продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, поте­ри, хищения и пр. товара до определенного договором места (ча­ще всего это склад) на территории покупателя;

д) DDP (Delivered Duty Paid/named place of distillation) - продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.

Если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести опла­ту в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему рань­ше.

 

Таблица 5.2. (таблица У. Стэнтона). Выбор вида транспорта с целью снижения уровня транспортных рисков.

(* Stanton W.Y. Fundament of Marketing, 6th ed. Copyright, 1981.)

    Вид транспорта
  Критерии выбора железнодорожный водный автодорожный трубопроводный воздушный
  Скорость Средняя Самая низкая Высокая Низкая Высокая
  Уровень затрат Средний Самый низкий Большой Низкий Самый высокий
  Надежность доставки Средняя Низкая Хорошая Высокая Средняя
  Возможный ассортимент товара Самый большой Достаточно большой Средний Очень ограниченный Частично ограниченный
  Количество обслуживаемых рынков Большое Ограниченное Неограниченное Очень ограниченное Выше среднего
  Соображения на счет товаров Самый удобный для больших количеств продукции Удобнее всего для больших количеств продукции Товары с высокой ценой, требующие доставки в короткие сроки Жидкие и газообразные продукты Дорогая и скоропортящаяся продукция

Риск банковских гарантий.

В практике КБ используется банковская га­рантия, основными элементами которой являются сумма, условия и срок выплаты.

Типы бан­ковских гарантий:

1. Гарантия выполнения договора или гарантии доставки (performance bond, delivery guarantee).

Назначение - предоставляют организациям, которые должны:

«произвести доставку какого-то товара;

«обеспечить услугу;

«выполнить инжиниринговую работу.

Объект гарантии - выполнение договорных обязательств, в про­тивном случае банк обязан выплатить определенную сумму поку­пателю (потребителю).

Модификацией этой гарантии является га­рантия уровня выполнения (performance guarantee, performance bond), которая используется только при выполнении строитель­ных, монтажных и других конкретных инжиниринговых работ производственного назначения. В этом случае банк обязывается выплатить определенную сумму при полном или частичном невы­полнении договорных обязательств.

2. Гарантия торга (bid bond, participation bond) - предоставляется участникам торгов выполнения взятых на себя обязательств. В случае невы­полнения условий торгов банк также должен выплатить опреде­ленную сумму потерпевшей стороне.

3. Гарантии аванса (advance-payment guarantee) используются при выполнении больших заказов по строительству сооружений.

Так как заказ выполняется в течение длительного периода времени, исполнитель должен быть уверен, что по окончании работы потребитель не передумает и не откажется произвести выплаты. Со своей стороны, потребитель должен быть уверен, что получит заказанный товар в нужном количестве и качестве и точно в срок. При невыполнении обязательств банк должен выплатить опреде­ленную сумму потерпевшей стороне. Иногда сумма гарантий ав­томатически уменьшается по мере выполнения некоторых этапов обязательств.

4. Гарантия отсутствующих сопроводительных документов (отсутствующего коносамента) (letter of indemnity) преду­сматривает временное несовпадение между транспортировкой товаров и пересылкой сопроводительных документов.

С ее помо­щью снижается оплата по снятию дополнительных складских помещений, оплата за простои транспортных средств, снижается риск от доставки некачественного товара, товара, не отвечающе­го всем оговоренным заранее требованиям, и т.д.

5. Гарантия неполной (некорректно составленной) документации (guarantee in respect of inconsistent documents). Банк обеспечивает потребителя и/или производителя необходимыми средствами для нормального продолжения деятельности независимо от конкрет­ной ситуации, связанной с неправильным оформлением сопроводительной документации.

6. Гарантия для таможенных органов (guarantee towards customs authorities) - обязательство банков оплатить все та­моженные формальности, связанные с перевозкой товара.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...