Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства и показатели ассортимента




Свойство ассортимента – его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Система показателей позволяет осуществлять процесс управления ассортиментом Обычно определяются действительный показатель, базовый и соответствующий коэффициент (отношение действительного показателя к базовому).

Широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями:

Действительная широта – фактически имеющееся количество однородных и (или) разнородных групп, находящихся в продаже.

Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения. Это может быть количество групп, подгрупп, регламентированное техническими нормативными правовыми актами или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя зависит от цели.

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Для них расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем желательная. Однако, чем шире ассортимент, тем больше вероятность, что спрос будет удовлетворен. С другой стороны, сверхвысокая широта затрудняет выбор товара.

Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп.

Структура ассортимента характеризуется долей каждой группы, вида или наименования товара в общем ассортименте. Например, можно рассчитать структуру ассортимента обуви по различным признакам – половозрастному назначению (определяется удельный вес мужской, женской и детской обуви), сезонному назначению (летняя, зимняя, демисезонная, внесезонная), видам (сапоги, ботинки, полуботинки и пр.) и другим признакам.

Различают макроструктуру – соотношение между группами и микроструктуру – между видами и разновидностями внутри каждой группы.

Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню. Показатель определяется на конкретную дату (дату проверки). От 0 до 1, но может быть и больше.

,

Где Кn – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф – фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

Рn – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Устойчивость ассортимента – бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне. Коэффициент устойчивости рассчитывается по данным нескольких проверок.

,

где Куст-коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);

Рn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок.

n – количество проверок Некоторые авторы под устойчивостью ассортимента понимают количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у покупателей.

Обновляемость ассортимента – количество новых товаров в общем поступлении. Приемлемым является обновление до 10% в год. Обновление – одно из направлений ассортиментной политики в условиях насыщенного рынка. Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент являются: замена товаров морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителями; разработка товаров, не имеющих аналогов; расширение ассортимента для создания конкурентных преимуществ. Постоянное и широкое обновление ассортимента и для изготовителя и для продавца связано с определенными затратами и риском. Ожидания не всегда оправдываются, поскольку новый товар может не пользоваться спросом. Следовательно, обновление ассортимента должно быть рациональным.

Некоторые авторы (Абчук В.А.) предлагают использовать также такие показатели, как:

Насыщенность ассортимента – общее число товаров в магазине;

Гармоничность(согласованность)ассортимента – степень близости товаров различных групп с точки зрения использования их конечным потребителем (например, с мебелью гармонируют ковры, галстуки – с мужскими сорочками, обувь, сумки – с одеждой). Гармоничность – качественный показатель. Стремление к гармоничности выражается в специализации магазина или отдельных его секций. Гармоничный ассортимент предполагает наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а потребителя – на поиск и приобретение товаров. Например в магазинах «Все для спорта (сада и огорода, для дома, для стройки и ремонта)» покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

Величины перечисленных показателей для конкретного магазина должна быть такими, чтобы в сочетании в наибольшей степени они соответствовали ожиданиям «своего» покупателя. Такие данные могут быть получены в результате маркетингового исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...