Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Этика как явление духовной культуры личности




Вопросы для обсуждения

1. Мораль как предмет этики. Основные этапы развития морали. Концепции происхождения морали (религиозная, натуралистическая, культурологическая). Нравы родового строя (институт табу, значение и функции ритуала, теория дара, отношения обмена и дарения, благодарность, милость, щедрость, кровная месть, взаимность и эквивалентность).

2. Мораль как система нравственных принципов, норм и идеалов. Моральное сознание и моральное поведение. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Структура морального поступка. Проблема целей и средств, мотива и оценки в человеческом поведении.

3. Добро и зло как основные этические понятия. Проблема борьбы добра и зла.

4. Долг и совесть как этические понятия и социальные ценности. Внутренняя противоречивость долга и совести

5. Понятия чести и достоинства как отражение ценности и моральной значимости личности, их единство и различие.

6. Страдание и сострадание. Милосердие: сущность и формы проявления.

7. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Свобода воли и свобода морального выбора. Виды свободы.

8. Смысл жизни и счастье как нравственные ориентиры морального сознания. Психология счастья: счастье и несчастье, удовольствие и ограничение, ожидаемое и действительное.

9. Любовь как высшая ценность.

10. Права человека в контексте различных культур современности. Права человека и права народов. Права человека и исторические перспективы гуманизма.

Технология проведения занятия: беседа, сообщения студентов.

 

Эвристические вопросы

1. Какая из концепций происхождения морали кажется вам наиболее приемлемой и почему?

2. Какова сфера влияния морали как социального института? В чем ограниченность морали как человеческой добродетели?

3. Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость? Врожденные ли эти качества или они вырабатываются под влиянием обстоятельств?

4. Что, по вашему мнению, побуждает человека поступать морально? И что заставляет его творить зло?

5. Что больше свидетельствует о нравственном облике личности — ее поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов ее поведения?

6. Какая моральная проблема нашла отражение в высказывании И. Бентама: «Одни мотивы, как бы они ни были достаточны, недейственны без достаточных средств»?

7. Какие основные нравственные проблемы и тенденции их развития характерны, на ваш взгляд, для нашего времени? Совпадают ли моральные проблемы личности и общества?

8. Существует ли абсолютное Добро? А абсолютное Зло? Что означает выражение «Из двух зол выбирать меньшее»? Что значит меньшее или большее добро?

9. В каких явлениях вы усматриваете борьбу добра со злом? Как вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла? 10. Всегда ли долг положительно сказывается на выборе человека? Есть ли такие ситуации, в которых нужно или мож-но «обойти» долг стороной?

11. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

12. Всегда ли у человека есть выбор? Зависит ли выбор от места, времени, условий и ситуации?

13. В чем вы видите см смысл существования и предназначение человечества? Есть ли смысл жизни у каждого человека? Задумывались ли вы, в чем смысл вашей жизни?

14. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

15. «Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался» (индийское изречение). Можно ли утверждать, что в нем выражен смысл жизни человека?

16. Великий исламский мыслитель Ибн-Сина дает такое определение: «Любовь — заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию. Нередко человек навлекает ее на себя, подчиняя свои мысли восхищению образом и чертами, присущими возлюбленной; иногда этому способствует похоть, а иногда и не способствует». Можно ли согласиться с этой формулировкой?

 

Дискуссия по этическим понятиям

1. И мораль и право — два регулятора поведения людей, только право принуждает, заставляет, а мораль взывает к человеку, к его совести, к его долгу. Возможно ли в будущем такое состояние общества, когда все будет регулироваться только моральными законами, а право отомрет?

2. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда — добро, а ложь — зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

3. «Духовность и профессионализм: миф или реальность?». Приведите аргументы «за» или «против» духовной культуры современного специалиста.

4. Американский философ Б. Данэм приводит следующие точки зрения на то, какой поступок считать добрым: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего неозначающий. Оцените эти определения.

5. Долг солдата, а, присягнувшего на верность Родине, — выполнять приказ командира. Как быть со своей совестью, если этот приказ заставляет его стрелять в мирных жителей? 6. Как вы считаете, что дало основание французскому философу Д. Дидро утверждать: «Чтобы быть счастливым, нуж-но иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести»?

 

Модуль 2. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

Тема 1. Сущность прикладной этики

Вопросы для обсуждения

1. Прикладная этика. Понятие. Функции. Принципы.

2. Медицинская этика и биоэтика. Возникновение медицинской этики и ее основные принципы Причины возникновения биоэтики. Основные направления исследования биоэтики: шоковая терапия, генная инженерия, трансплантация органов, искусственное оплодотворение, эвтаназия.

3. Этические проблемы насилия и ненасилия. Наказание и смертная казнь. Этика войны и мира. Терроризм и мораль.

4. Авторские права и Интернет. Этические проблемы исследования искусственного интеллекта. Киберпреступления. Проблема девиантного поведения в сетевой коммуникации и формирования норм его регулирования. Этические аспекты рекламы в Интернете.

 

Сообщения студентов 1. Современные концепции аборта. 2. Этические проблемы «суррогатного материнства». 3. Этические проблемы клонирования, трансплантологии. 4. Понятие авторского права и интеллектуальной собственности. 5.Этические аспекты защиты авторских прав в Интернете.

 

Эвристические вопросы и задания

1. Раскройте смысл известной формулы из этического принципа «благоговения перед жизнью» А. Швейцера: «Я жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить».

2. Раскройте основные принципы биоэтики: «не навреди», «делай благо», уважения автономии пациента, справедливости.

3. Проанализируйте точку зрения Ж. Бодрийяра по вопросу транссексуальности. Каковы преимущества позиции коллективного мнения и разделенной ответственности в данном вопросе?

4. Является ли логически корректной постановка вопроса о моральном оправдании насилия? Согласны ли вы, что принцип равного воздаяния, предполагающий насильственные действия, можно интерпретировать как форму справедливости? Является ли покорность по отношению к агрессивной несправедливости единственной альтернативой насилию?

5. Всегда ли «худой мир» лучше «доброй ссоры»? Может ли война быть средством решения противоборства между добром и злом?

6. Оцените высказывание: «Революцию начинают герои, а ее плодами пользуются подонки». Есть ли в современной России примеры, подтверждающие это высказывание? 7. Можно ли оправдать хакерскую практику «взлома» сайтов, если считать ее одним из средств повышения профессиональной квалификации?

 

Дискуссия по теме

Эвтаназия. Почему этическая проблема эвтаназии сос-тоит не в том, каким наиболее благоприятным способом умертвить безнадежного больного, а в принятии решения о проведении эвтаназии? Можно ли эвтаназию назвать исключительным случаем, когда принцип гуманизма удается утвердить через видимое отступление от него? Раскройте моральный смысл различных форм эвтаназии: активной, пассивной, добровольной и недобровольной. Приведите аргументы «за» и «против» эвтаназии. Какие могут быть выставлены моральные возражения против добро-вольной пассивной эвтаназии помимо тех, которые выдвигаются против самоубийства? Обладают ли суждения человека перед лицом и в ситуации неизбежной смерти такой же степенью ответственности как суждения человека в нормальном состоянии и нормальных условиях? Возможно ли рациональное самоубийство? Эвтаназия — это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?

Смертная казнь. Приведите этические аргументы против смертной казни. Если смертная казнь — благое дело, то почему она совершается тайно, а палач считается самой презренной профессией? Почему Л. Н. Толстой и другие критики смертной казни считали ее большим злом, чем разбойные, бытовые или иные убийства человека человеком?

Профессиональные армии и всеобщая воинская обязанность: аргументы «за» и «против».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...