Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судьба либерализма в России




В России либерализм складывался иначе, чем на Западе. Российские либералы конца XIX — начала XX в. не приняли ни «протестантскую предпринимательскую этику» А. Смита, ни абстрактно-рационалистический либерализм французского мыслителя В. Констана, отстаивавшего идеологию представительной монархии, индивидуальных прав и свобод. В России не было безграничного либерализма. Политически либерализм был представлен отдельными членами партии кадетов (П. Н. Милюков, B. Вернадский) и внепартийными демократами (В. Н. Чичерин, М. И. Туган-Барановский и др.). Идеологическим течением либерализма в России являлось «веховство» (П. Б. Струве, С. Л. Франк, C. Н. Булгаков и др.).

Все они, как и большая часть российской интеллигенции, не приняли западного индивидуализма. В начале XX в. российские либералы не воспользовались историческим шансом установления в стране либерально-демократической власти. В 1917 г. они перешли в стан правых сил и потерпели вместе с ними поражение. Второе рождение и официальное признание либерализма в РСФСР состоялось в конце 80-х — начале 90-х годов. 11 апреля 1991 г. был опубликован Закон СССР «Об общих чертах предпринимательства граждан в СССР». В нем были воплощены принципы либерализма, учтены интересы всего общества и лиц наемного труда. Российским предпринимателям, как и во всем мире, предписывалось платить налог государству, соблюдать экологическую безопасность, не нарушать прав трудящихся, потребителей, не мешать деятельности профсоюзов и т. д.

Политологи Борис Пугачев, Алексей Кива и др. отмечают, что в Российской Федерации за прошедшие годы пока не сложилось ни одной влиятельной партии или движения, которые можно было считать стоящими на позициях либерализма. Наиболее перспективной партией, в смысле восприятия западных либеральных ценностей, А. Кива считает «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Эта партия до 1996 г. была одной из влиятельных фракций в Думе первого созыва. «Выбор России» сосредоточил свою деятельность в основном на экономических реформах, проводимых финансово-экономическими методами. Либеральные течения и тенденции есть и в других партиях и блоках демократической ориентации таких как «Яблоко» и «Союз правых сил».

Консерватизм

Термин "консерватизм" был введен Ф. Шатобрианом в 1830 г. Основоположником политической идеологии консерватизма считается Э. Бёрк - английский аристократ, государственный деятель, выступивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э. Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства" (1770 г.) и "Рассуждения о революции во Франции" (1790 г.). В этот период консерватизм являлся реакцией феодальных кругов на французскую буржуазную революцию.

Э. Берк, будучи членом английского парламента, знал А. Смита и поддерживал его программу свободного владения частной собственностью и свободного рынка. Но он возражал против того, как французские революционеры воспользовались идеями либерализма и расправились с монархией. В своей книге «Размышление о революции во Франции» (1790) Э. Берк писал, что монархия лучший политический строй, залог стабильности общества, и предлагал сохранить ее лучшие традиции, или «законсервировать» (отсюда название идеологии — консерватизм). Но Берк в то же время считал, что политическая власть должна меняться, только постепенно и без потрясений. Людям надо время, писал он, чтобы приспособиться к переменам.

Консерватизм возникает не как идеология нового класса, а как реакция на изменение старых условий. В ходе исторического развития его социальная база менялась, а с конца XIX в.- начала ХХ в. он превращается в идеологию буржуазии.

Консерватизм – это политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь, морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

 

Ключевые понятия: авторитет, традиция, сильная власть. Ориентация на эти ценности создает ему репутацию гаранта общественной стабильности и политического порядка, поэтому его влияние особенно увеличивается в кризисные периоды.

В начале XIX века консерватизм выступал как альтернатива либерализму, затем позиции этих идеологий сблизились. В ХХ веке синтезом либерализма (классического) и консерватизма явился неоконсерватизм, проявившийся в общественной жизни развитых стран с 70-х годов. 70-90-ые годы ХХ века называют «консервативной волной», «рыночным ренессансом». Система мер, предложенная консервативными политиками в те годы (М.Тетчер, Р.Рейган) позволила преодолеть последствия структурного кризиса экономики.

Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий.

Современный консерватизм приобрел новые черты: популизм (обращение к массам), демократизм. Деятельность консервативных партий показывает, что они могут опираться на широкую поддержку масс. В настоящее время консерватизм не является однородным течением (в реальной практике «чистого консерватизма» нет). Проявляются следующие течения:

- либерально-консервативное: ключевые понятия «свобода», «власть», «закон». Сильная власть и закон рассматривается как гарантия свободы.

- христианско-демократический консерватизм: акцент делается на христианских моральных ценностях, для защиты которых нужна сильная власть.

- авторитарный консерватизм: общество подчинено государству.

Социализм

Социалистическая идея имеет многовековую историю. Она отражает реакцию широких слоев населения на эксплуатацию, неравенство, стремление к справедливому устройству общественной жизни.

В период Средневековья социалистические идеи выражались в виде радикальных уравнительных религиозных движений и ересей. В раннем Средневековье в Иране существовали секты маздакистов, считавшие, что все раздоры в обществе возникают прежде всего из-за материального неравенства. В средневековой Европе имели место религиозные секты социалистического толка — катары, анабаптисты и др. Однако теории возможного социалистического будущего стали формироваться лишь в XVI в. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и в XVII-XVIII вв. (Д. Уинстенли, Морелли). В Новое время социализм вобрал в себя гуманистические традиции европейского Возрождения и Просвещения, на почве которых выросли первые социалистические утопии.

Конец XVIII и почти вся первая половина XIX в. явились временем оценки результатов Французской революции, переосмысления идейного наследия правых и левых общественно-политических движений. Выступая за социальную справедливость, Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье наивно полагали решить ее с помощью одного просвещения, реформировать классово поляризованное общество лишь распространением социалистических идей.

Теоретическое обоснование социализма было дано К.Марксом и Ф.Энгельсом в 40-ые годы XIX века. Они разработали теорию уничтожения эксплуатации человека на основе ликвидации частной собственности. Марксизм выступил идеологией промышленного пролетариата. На рубеже 80-90-х годов XIX века в европейском рабочем движении сложились два направления: революционное (на принципах коммунистической идеологии) и реформистское (социал-демократическое).

В советском государстве марксизм превратился в безраздельно господствующую идеологию и в течение ряда десятилетий был поставлен над всеми науками, хотя ему, как всякой научной теории, были присущи внутренние противоречия и нерешенные проблемы. По-прежнему оставался открытым один из самых трудных для всех марксистов вопрос о стимулах к труду в социалистическом обществе, где нет ни конкуренции, ни безработицы.

Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям.

Э. Бернштейн (1850—1932), представляя реформистское направление в европейском рабочем движении, поставил под сомнение тезисы Маркса о путях перехода к социализму. В серии статей — «Предпосылки социализма», «Очерки из истории и теории социализма» — Э. Бернштейн пересматривает политические, мировоззренческие и логические выводы Маркса, отмечает утопические моменты. Бернштейн утвердился в мысли, что историческая необходимость социализма не может быть обоснована в понятиях чистой науки.

Теоретическая позиция Бернштейна тесно связана с его политической ориентацией на стратегию реформ, на исключение революционного насилия и разрушения существующих государственных институтов власти. В этой связи Бернштейн первым заговорил «о рабочей аристократии» как носителе реформистского социализма, созревающего внутри буржуазного общества. Отсюда и его вывод не разрывать с капитализмом, а совершенствовать его.

Марксистской теории социалистической революции, рассматривающей переворот в способе производства как решающее условие социализма, Бернштейн противопоставляет платформу постепенного реформирования капитализма и мирного врастания социализма в капиталистическое общество. Тезис Бернштейна о кооперации и демократии как формах общественного устройства лег в основу его доктрины «демократического социализма».

К концу 50-х годов XX столетия социал-демократические партии в большинстве европейских стран вообще отошли от социализма. В 80-е годы социал-демократы и современные либералы довольно близко подошли друг к другу в некоторых вопросах. Левое крыло демократической партии США окончательно сблизилось с умеренными течениями европейских социал-демократических партий.

Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Они считаются равнозначными и взаимообусловленными. Социально-экономическая программа предусматривает существование смешанной экономики, государственное регулирование экономики (с помощью экономических рычагов и законодательств), развитое социальное законодательство (нацеленное на реализацию принципа социальной справедливости), участие персонала в управлении производством (неокорпоративная модель труда и капитала). Пытаясь приспособиться к новым условиям, социал-демократическая теория и политика трансформируются в направлении отказа от крайностей, от жестких установок на общественную собственность; взят курс на дистанцирование от профсоюзов, чтобы снять обвинение в поддержке корпоративизма; разрабатываются проекты качественного преобразования социальных требований и концепции социального государства.

Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.

Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе.

Что объединяет эти разновидности воплощения социалистических идей?

1. Источники возникновения: теоретический – марксизм, социальная база – рабочее движение.

2. Цель - переход к социализму.

В чем различия?

 

Коммунистическая идеология Социал-демократическая идеология
Стержень политики – учение о классовой борьбе. Ориентация на насильственную реализацию классовых целей (Социалистическая революция). Путь к социализму через установление диктатуры пролетариата, уничтожение буржуазного государства. ДП - условие построения общества без эксплуатации, преодоление отчуждения человека от власти, собственности. То есть: полный разрыв с капитализмом. Форма взаимодействия социальных интересов – «социальное партнерство», «классовый компромисс». Основным методом достижения нового общества является реформа. Путь к социализму – длительный процесс общественных преобразований, в результате которых капиталистическое общество приобретает новое качество, и будут реализованы принципы свободы, справедливости, солидарности. Политический инструмент – правовое государство. То есть: преобразование капитализма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...