Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеология современной России




В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В анализе идеологической ситуации необходимо учитывать переходное состояние современного российского общества. Изменение его социально-экономических характеристик, во-первых, создает объективные предпосылки для функционирования и столкновения различных политических доктрин; во-вторых, порождает психологическое отторжение граждан от любой идеологии.

Исследователи выделяют четыре основные группы идеологий в современном российском обществе: демократически-либеральная, национал-патриотическая (сторонники которой ищут самостоятельный «русский путь»), коммунистическую идеологию, идеологию «центризма».

Отличительными особенностями идеологического процесса в России является то, что:

социальная база большинства идеологий еще только формируется (исключение составляет идеология левых ориентаций),

слабо представлено и не имеет массовой опоры центристское направление,

происходит формирование биполярной системы: либерализм – коммунизм, левые – правые.

Движение к рынку, развитие демократических принципов обостряет проблему либерализма в России. Влияние либеральных идей наиболее сильно было в 1990-91 г.г., однако в последующие годы их воздействие на общественную жизнь стало падать, хотя в реальности черты либеральной модели проявляются в различных сферах (экономика: признание частной собственности, свобода предпринимательства; политика: многопартийность, политическая конкуренция, свобода действий оппозиции; идеология: многообразие политических идеологий).

Разочарование в либеральной идеологии объясняется последствиями радикальной модели реформирования России. Отечественные либералы не учли, что западный либерализм в современных условиях пытается соединить индивидуализм, демократию и социал-реформизм. Дальнейшая судьба либеральной идеологии в России во многом зависит от того, насколько успешно удастся соединить идеи реформирования экономики на основе рыночной модели с элементами социальной защиты населения и признанием необходимости сильного государства.

По вопросу утверждения консерватизма существуют две крайние позиции:

1. на данный момент консерватизма как политического течения в России нет и в ближайшем будущем не будет.

2. почва для российского консерватизма есть: это стремление подстраховаться от необдуманных социальных экспериментов, как в радикально-либеральном, так и левом варианте, стремящимся реставрировать прошлое.

Формирование противостоящих друг другу политических идеологий, идеологических течений относится к XVIII в. В последующие столетия спектр политических идеологий пополнился наиболее влиятельными системами воззрений: классического либерализма, консерватизма, утопического и научного социализма, марксизма, современной социал-демократии, марксизма-ленинизма и др. В XX столетии политические идеологии пополнились идеологиями антимарксизма, антикоммунизма, еврокоммунизма.

Политические идеологии (в отличие от политологии) — наиболее подвижные формы общественного сознания, нацеленные на изменение или защиту политических систем. С момента, когда идеологии приобретают прикладной характер, они становятся как бы «цементом», связывающим политические движения, партии и революционные группы.

Контрольные вопросы:

1. Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада?

2. Как объясняли природу государства на Востоке?

3. Почему в учении Конфуция правитель опирается на мораль, а не на силу, как у легистов?

4. Как вы думаете, почему многие принципы конфуцианской политической философии до сих пор используются на Востоке?

5. В чем различия политической мысли Китая и Индии? Дайте сравнительный анализ.

6. Существуют ли различия в объяснении природы государства у мыслителей Востока и античных Греции и Рима? Если да, то в чем они заключаются? С чем связано стремление и в странах Востока, и в странах Запада найти модель идеального государства?

7. Как, по Платону, возникает государство и для чего оно существует?

8. Чем понимание государства у Аристотеля отличается от его трактовки Платоном? По каким критериям Аристотель различал государства?

9. Как вы думаете, почему в античности демократия считалась несовершенной и «извращенной» формой государства?

10. Что нового внес в политическую теорию Цицерон?

11. Что означает понятие «смешанная форма государства»? В чем ее преимущества?

12. Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер?

13. Почему государственная власть, государство, по мнению Аврелия Августина и Фомы Аквинского, имеют божественный характер?

14. Почему Н.Макиавелли считается родоначальником западной политической науки?

15. В чем смысл учения Н. Макиавелли о круговороте форм государства?

16. Что такое «макиавеллизм»? Приведите конкретные примеры из истории России, когда проводившаяся политика могла быть обозначена этим термином.

17. В чем смысл договорной теории государства? Какие причины повлияли на то, что на смену признанию божественного характера государства пришла теория «общественного договора»?

18. В чем различия взглядов Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на сущность государства? Чьи выводы прошли проверку временем и оказались, на ваш взгляд, более жизнеспособными?

19. В чем смысл теории разделения властей Ш. Монтескье?

20. Какова роль государства в теории утилитаризма И. Бентама?

21. Чем теория полисной демократии отличается от теории демократии А. Токвилля?

22. Почему основатели американского государства стремились ограничить влияние народа на власть?

23. В чем различия теорий разделения властей Ш. Монтескье и Дж. Мэдисона?

24. Что нового внесли О. Конт, Э. Дюркгейм и Г. Спенсер в политическую науку? Как объясняется ими природа государства?

25. В чем достоинство бюрократической системы управления?

26. Назовите черты рациональной бюрократии. Чем она отличается от тоталитарной бюрократии?

27. Каково значение политических идей В. Парето?

28. В чем смысл теории плебисцитарной демократии М. Вебера?

29. Что такое идеология и каково ее соотношение с политикой?

30. Что представляет собой политическая идеология?

31. Что представляет собой либерализм? Какие идеи и ценности либерализма Вас более всего привлекают?

32. Что такое консерватизм? Каковы проблемы свободы демократии и государства в трактовке консерватизма?

33. В чем состоит новизна современного консерватизма?

34. Что Вы знаете об утопическом социализме?

35. Каковы теория и практика современной социал-демократии?

Логические задания и проблемные вопросы

1. Какое из утверждений о сущности государства ближе к истине:

а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель);

б) «слабый народ — значит, сильное государство, сильное государство — значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно — главная задача государства...» (китайский философ Шан Ян)?

2. Объясните, чем обусловлено различие в понимании природы государства у античных философов и школы легистов в Китае.

3. Выделите достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у древнегреческого философа Демокрита (460—370 до н.э.). «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет».

4. Как вы думаете, почему в обосновании божественной природы государства у средневековых философов лежит тезис о «естественной греховности» человека?

5. В какой мере могут быть полезными для совершенствования деятельности современных государств следующие утверждения:

а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель — посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели — назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский);

б) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола — это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк)?

Аргументируйте свой ответ.

6. В чем, на ваш взгляд, различия в определении природы государства у И. Бентама и немецкого философа И. Канта:

а) цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц — суть единственно реальные интересы. Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества» (И. Бентам);

б) «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант)?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М., 2000.

2. Антология мировой политической мысли. В т. 5 - М., 1997.

3. Антология политической мысли. В 5 т. - М, 1997.

4. Аристотель. Политика. Полития. – М., 1997.

5. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. - М., 1983. Т. 4.

6. Ашин Г.К., Лозанский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. - М., 2001.

7. Василенко И.А. Современные политические доктрины. - М., 1992.

8. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

9. Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (19-нач. 20 вв.). - СПб., 1997.

10. Гегель Г.В. Политические произведения. - М., 1978.

11. Гоббс Г. «Левиафан». - Соч. - М., 1986. т. 3.

12. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М.,1994.

13. Истории политических и правовых учений. – М., 1995.

14. История политических и правовых учений. - М., 2001.

15. Кант И. Соч. в 6 т. - М., 1963-1966.

16. Локк Дж. Избранные философские произведения: т. 1,2. - М., 1960.

17. Макиавелли Н. Государь. - М., 2001.

18. Мир политики. Суждения и оценки западных политиков. – М., 1992.

19. Платон. Государство. Соч. - в 4 т. - М., 1994. т. 3.

20. Поздняков Э.А. Философия политики. – М., 1994.

21. Политика. Толковый словарь. – М., 2001.

22. Политическая энциклопедия. В 2т. – М., 1999.

23. Посошков И.Г. О скудости и богатстве. - М., 1951.

24. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2002.

25. Современная политическая теория. - М., 2001.

26. Тавадов Г.Т. Политология. Учебник для вузов. М., 2002.

27. Атрхашастра или Наука о политике. – М., 1993.

28. Бентам И. Принципы законодательства // Антология мировой политической мысли: в 5 т. T.I. – М., 1997.

29. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

30. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.

31. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.4. – М., 1965.

32. Крижанич Ю. Политика. – М., 1997.

33. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т.3. – М., 1988.

34. Новиков Н.И. Избранные произведения. – М.; Л., 1954.

35. Платон. Законы. – М., 1999.

36. Политическая наука: новые направления / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., 1999.

37. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. – Минск, 1998.

38. Энциклопедия мысли. – Симферополь, 1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...