Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Основные модели современного рынка

Тема 2.4. Экономические системы, их основные типы.

1 Экономическая система как форма организации общества. Элементы

экономических систем.

2 Основные типы экономических систем.

3 Основные модели современного рынка.

4 Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

5 Основные черты постиндустриального общества.

Литература:

1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: Принципы, про

блемы и политика» М.: Республика

2 «Экономическая теория» / под ред. В.И.Видяпина, А.И.

Добрынина, Г.П. Журавлевой / М.:ИНФРА-М, 2005г.

гл.2 §4.

3 «Экономическая теория» / под ред. А.И.Добрынина,

Л.С. Тарасевича / СПб.: изд. СПбГУэф., «Питер», 2004

гл.6 §7.

 

Вопрос 1. Экономическая система как форма организации общества.

Элементы экономических систем.

Экономическая система – это совокупность социально-экономических механизмов, с помощью которых реализуются экономические решения в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

К критериям классификации экономических систем относятся:

1. форма собственности на факторы производства;

2. тип мотивации принятия экономических решений;

3. способ координации хозяйственной деятельности;

4. цели системы.

 

Вопрос 2. Основные типы экономических систем.

Истории экономической мысли известны разные подходы к типизации экономических систем:

I К.А. Сен-Симон выделял:

а) ранний период; б) рабство; в) средневековье; г) современный период;

д) золотой век.

II К.Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

III Американский социолог и политический деятель У.Ростоу в 60-е годы ХХ века создал теорию стадий экономического роста. В основе их смены лежит прогресс техники и производства. Это:

1) традиционное общество (низкий уровень производительности труда, незначительная норма накопления. В структуре производства преобладает сельское хозяйство).

2) переходное общество (преобладание сельского хозяйства сохраняется, но создаются условия для индустриализации, происходит промышленный переворот, норма накопления растет).

3) стадия решающего сдвига

4) индустриальное общество (широкое распространение машинного производства, среднегодовые темпы экономического роста 10% и более. В структуре производства преобладающей становится промышленность. Рост производства начинает опережать рост населения, создаются условия для роста потребления).

5) стадия массового потребления (технические революции, повышение благосостояния населения. Норма накопления снижается, доля потребления увеличивается).

6) стадия поиска качества жизни.

IV В начале 70-х годов американский социолог Д.Белл подчеркнул, что социально-экономические изменения в обществе происходят вместе и изменениями в производстве. Он выделил:

1) доиндустриальное общество;

2) индустриальное (на основе машинного производства);

3) постиндустриальное:

а) основная доля занятых перемещается из производства товаров к производству услуг;

б) важнейшую роль в экосистеме играют научные знания и нововведения;

в) главное место в профессиональной структуре принадлежит специалистам.

V В конце 80-х – нач. 90-х гг. формируется цивилизационный подход к характеристике экономических систем, в котором рыночная система выходит за пределы частного интереса и отражает процесс развития цивилизации. Делается вывод, что формационный подход ограничен и не является универсальным (культура народа не порождение бизнеса, а самостоятельный результат деятельности общества, нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон жизни общества - материальную или духовную). Только совокупность всех форм жизнедеятельности общества в их единстве и неразрывности есть цивилизация. Цивилизационный подход – это подход с позиций общечеловеческих интересов и ценностей.

 

С современной точки зрения наиболее последовательной представляется типизация экономических систем, предложенная К.Г. Макконнеллом и С.Л. Брю, которая включает: традиционную экономику, командно-административную, рыночную и смешанные системы.

1 Традиционная экономика:

1) экономика основана на обычаях и традициях;

2) экономические решения диктуются наследственностью и кастовостью. Религиозные и культурные ценности выше экономических;

3) технический прогресс ограничен;

4) внеэкономическое принуждение к труду.

2 Командно-административная система имеет особенности:

1) господство общественной (государственной) собственности на все материальные ресурсы;

2) система централизованного планирования и координации процесса общественного производства;

3) прямое распределение продуктов при фиксированных ценах и унифицированной заработной плате;

4) положение хозяйствующих субъектов определяется близостью к режиму и связями с государственным аппаратом;

5) экономический порядок обеспечивается жесткими административными и уголовно-правовыми мерами;

6) высокий уровень теневой экономики;

7) преобладают валовые, объемные показатели развития экономики;

8) идеология господствует над экономикой.

3 Рыночная экономика свободной конкуренции:

1) господство частной собственности на средства производства;

2) свобода выбора и предпринимательства;

3) личный интерес как главный мотив поведения (экономическое принуждение к труду). Участие в трудовой деятельности стимулируется процессом причастности субъектов к доходам и прибыли;

4) наличие конкуренции;

5) опора на рыночную систему цен;

6) ограниченная роль государства.

 

Смешанные системы.

Преобладают в реальной действительности.

К смешанной относится экономика, базирующаяся на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использующая различные формы хозяйствования.

Классический образец смешанной экономики был использован в России в 20-е годы, когда в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный.

Достоинства смешанной системы:

1. экономически устойчива;

2. социальная защита населения;

3. экономикой управляет и рынок, и государство, т. е. то, что не может

сделать, проконтролировать государство, делает и контролирует

рынок и наоборот;

4. товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях

конкуренции, следовательно, существует много самостоятельно

действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса;

5. эта система благоприятствует эффективности использования ресур-

сов, стабильности производства и занятости, быстрому экономиче

скому росту

6. вмешательство правительства подрывает эффективность функциониро

вания рыночной системы, поэтому роль правительства ограничивается

защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой

структуры.

 

Вопрос 3. Основные модели современного рынка

В настоящее время в России создается рыночная модель функционирование всей экономической системы хозяйствования.

В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах с развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие ры­ночные системы и направленность их развития зависят:

• от географического положения;

• от наличия природных ресурсов;

• от исторических условий развития;

• от традиций населения и его обычаев;

• от уровня развития производительных сил;

• от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

• наличие многообразных форм собственности;

• преобладание свободных цен на товары и услуги;

• развитая система свободной конкуренции;

• распространение предпринимательской деятельности;

• определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используе­мых в современных условиях.

 

Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

• малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США —10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

• минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли­чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про­граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокра­щения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще­ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ­ства — сократилась;

• всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

• резкая дифференциация на богатых и бедных;

• большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

• приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

 

Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования проис­ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:

• высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек­троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го­дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи­ки;

• составление 5-летних планов укрепления сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 года. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав­лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем ис­пользования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

• широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию
решений;

• незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

• социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци­ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан вслучае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

 

Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержа­нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы фун­кционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями не­мецкой модели являются:

• сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бес­платная медицина, образование;

• Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий уча­стие работников предприятия в его собственности;

• в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан­кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

• различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

 

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В Швеции за последние 110 лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным являeтcя низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2%. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста­вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям. В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг опреде­ленных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собствен­ной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Боль­шая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бес­платно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

 

Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла­ны — индикативное планирование. А. Самуэльсон отмечал, что французское «го­сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. «Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабыпрямой предпринимательской деятельности государ­ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

 

Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста­лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно вклю­чает следующие экономические рычаги:

• планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра­батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион­ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи­нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее вре­мя выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

• в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появи­лись лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ­ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек­тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

• регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз­витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч­но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте­ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста­навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави­тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща­лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы­шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой­ное место в мировой цивилизации.

 

Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как ос­новных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 года. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет. Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя­щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало­гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян­ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повы­шенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при формировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи­тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше­го развития деревни — по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г после полного перехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские уче­ные разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Вен­грии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии — с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, пред­приятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макро­уровне рыночное регулирование – на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалисти­ческое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводи­телями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдви­нул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности предприятии государственного сектора путем отделения права собственности от права хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова­ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать прямые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено со­зданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагает­ся осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо­мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но­вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельству­ют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % вы­пуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %. Новый механизм предоставил предприятиям возмож­ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль­тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили воз­можность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко­номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про­мышленного производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...