Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик




Общие сведения

Наряду с автономной системой освещения, требования правил дорожного движения обусловливают обязательную установку Системы освещения и сигнализации

транспортных средствах светосигнальных устройств, обеспечи­вающих участников движения информацией о характере движения транспортного средства (торможение, разгон, стоянка), о совер­шаемом маневре (поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а также о его принадлежности (освещение номерного знака). Для передачи этой информации международными и отечест­венными стандартами установлены перечень и основные параметры обязательных и необязательных, но допускаемых к применению на автомобиле осветительных и светосигнальных приборов.

В минимальный обязательный комплект светосигнальных при­боров для всех легковых и грузовых автомобилей входят:

- габаритные огни - два передних и два задних;

- два сигнала торможения, расположенных сзади;

- проблесковые указатели поворота - два передних, два задних и боковые;

- два задних световозвращателя;

- фонарь освещения номерного знака.

Некоторые категории автомобилей, согласно принятым прави­лам, должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование:

- контурные огни для грузовых автомобилей;

- опознавательные огни;

- огонь преимущественного проезда.

К необязательным сигнальным огням, установка которых допус­кается, относятся: задний противотуманный огонь; стояночный огонь; дополнительный сигнал торможения; боковые (маркировочные) огни; фонарь заднего хода; указатель траектории.

По характеру работы и своим функциональным особенностям светосигнальные приборы могут быть разделены на два класса:

- активные - фонари, имеющие свой источник света;

- пассивные - световозвращатели, не имеющие своего источни­ка света и дающие сигнал путем отражения света фар другого ав­томобиля.

Активные приборы в зависимости от режимов работы подразде­ляются на фонари продолжительного и кратковременного действия (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет выбор материалов конструкции.

По условиям применения и степени видимости светосигнальные приборы могут быть:

- ночного применения - только для движения в темное время суток или при плохой видимости - габаритные, контурные, опозна­вательные, боковые и стояночные огни;

- круглосуточного применения - сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация.

Эта классификация связана с условиями видимости и силой света прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного при­менения достаточна небольшая сила света 2...12 кд, осуществляе­мая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена также и в солнечный день, необходима сила света около 200...700 кд, так что для этих приборов необходима и соответственно рассчитанная система. Кроме того, при ночном движении фонари с такой боль­шой силой света могут вызвать дискомфорт и даже слепить води­телей других автомобилей.

Принципы нормирования основных характеристик светосигналь­ных огней в основном определяются особенностями их зрительного восприятия. Установленные нормы представляют собой компро­мисс между расчетными максимальными и минимальными значе­ниями светотехнических характеристик при экстремальных услови­ях видимости с учетом динамических характеристик транспортного средства, состояния дорожного полотна, функциональных особен­ностей работы светосигнального прибора и его габаритов.

Многообразие функций, выполняемых светосигнальными прибо­рами, требует, наряду с решением задач определения наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия. Общепринятым для наземных транспортных средств яв­ляется следующее разделение: для передних огней - белый, для задних - красный. Следовательно, задние габаритные огни, задние световозвращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что обусловлено рядом преимуществ. К этим преимущест­вам относятся сохранение ощущения цвета почти до нулевой ин­тенсивности, хорошая заметностъ периферическим зрением, хо­рошая проницаемость сквозь туман и дымку, хорошая заметность на фоне других огней и малая подверженность мешающим эффек­там, меньшее снижение чувствительности человека с возрастом к восприятию красного цвета.

Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода обще­принятым является белый цвет, но допускается также желтый се­лективный цвет.

Для указателей поворота - передних, задних, боковых в евро­пейских странах согласован и узаконен Правилами ЕЭК ООН оранжевый цвет.

В США применяют красные задние указатели поворота и желтые передние и боковые указатели поворота, однако допускается также оранжевый цвет. Для всех боковых огней везде узаконен оранже­вый цвет. Для оперативных машин (пожарных, милицейских, скорой помощи) применяется мигающий огонь преимущественного проезда синего цвета.

Наряду с чисто светотехническими характеристиками в целях обеспечения требований безопасности движения международными и отечественными стандартами нормируются также число и размеще­ние световых приборов на автомобиле, высота установки приборов над уровнем земли и расстояние от плоскости бокового габарита, углы геометрической видимости светящей поверхности приборов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, цвет прибора и др.

Габаритные огни

 

Габаритные огни предназначены для обозначения габаритов транспортного средства в ночное время суток или при плохой ви­димости. В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых автомобилей включены два передних габаритных огня белого цвета и два задних красного цвета. Учиты­вая функциональное назначение, их устанавливают максимально разнесенными друг от друга по краям транспортного средства.

Габаритные огни имеют активную светотехническую систему, т. е. свой источник света, обычно малой мощности - 5 Вт. Режим ра­боты габаритных огней в отличие от других светосигнальных при­боров транспортных средств продолжительный, что накладывает ограничения при расчете нагрева фонаря.

Для автомобилей длиной более 6 м и тягачей с прицепами и полуприцепами, кроме названных обязательных для всех транспорт­ных средств габаритных огней Правилами № 48 ЕЭК ООН преду­смотрены также боковые габаритные огни оранжевого цвета, дуб­лирующие боковые световозвращатели. Основным требованием для светосигнальных автомобильных приборов, в том числе габа­ритных огней, является хорошая видимость огней на заданной дис­танции, которая с ростом интенсивности автомобильного движения возрастает. В настоящее время считают, что минимальная дистан­ция видимости сигнальных огней должна быть не менее 100 м.

В отношении размещения габаритных огней Правила устанав­ливают следующие нормы: минимальная высота размещения

должна быть в пределах 350 мм, максимальная - 1500 мм; для автомобилей со специальным ку­зовом (таких, как самосвалы, уборочные машины) максимальная высота установки мо­жет быть увеличена до 2100 мм;

Рис. 4.12.

минимальное расстояние между парными приборами по ширине - 600 мм (для малогабаритных автомобилей - 400 мм); рас­стояние до плоскости бокового габарита - не более 400 мм.

Для светотехнических харак­теристик Правилами № 6 и № 7 ЕЭК ООН и ГОСТ Р41.6-99 и Р41.7-99 определены следующие значения. Сила света сигнальных огней под углами до ±20° по горизонтали и ±10° по вертикали, выраженная в про­центах от осевой силы света, должна быть не менее значений, указанных на рис. 4.12. В табл. 4.4 даны максимальные и минимальные зна­чения осевой силы света, т. е. силы света, измеряемой на оси отсчета габаритных огней, а также значение минимальной силы света в крае­вых точках полной зоны видимости.

 

Таблица 4.4

Сигнальный огонь Сила света, кд
минимальная по оси расчета максимальная по оси отсчета максимальная в любых точках поля видимости
Передний габаритный     0,05
Задний     0,05

 

При фотометрировании обращают внимание на достаточную равномерность освещения контрольного экрана. Если при визуаль­ном осмотре создается впечатление неравномерности, то прове­ряют силу света между контрольными точками, изображенными на рис. 4.12.

При этом минимальная сила света в промежуточных точках должна быть не ниже 50% значения, соответствующего соседней контрольной точке с меньшей силой света; максимальная сила света в промежуточных точках должна быть не выше значения, полученного интерполяцией между максимальными значениями силы света смежных контрольных точек.

Сигналы торможения

Сигналы торможения предназначены для предупреждения дру­гих участников движения о замедлении хода или остановке автомо­биля. В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех транспортных средств входят два сигнала тор­можения красного цвета, устанавливаемые сзади.

Учитывая, что эти сигналы должны быть хорошо видны днем при ярком солнечном свете, их сила света устанавливается выше, чем у сигналов ночного применения, а так как при ночном движении боль­шая сила света этих огней вызывает слепящее действие или дис­комфорт у водителей других автомобилей, их максимальную силу света ограничивают, либо используют двухрежимную схему их рабо­ты. Нормативные требования к размещению сигналов торможения на автомобиле аналогичны требованиям к габаритным фонарям.

В отношении светотехнических характеристик Правилами № 6 и № 7 ЕЭК ООН и ГОСТ Р41.6-99 и Р41.7-99 определены следующие значения: сила света сигналов торможения под углами 20° по гори­зонтали и 10° по вертикали, выраженная в процентах от осевой си­лы света, должна быть не менее значений, указанных на рис. 4.12. В табл. 4.5 даны значения силы света, измеряемой на оси отсчета сигналов торможения, а также значения минимальной силы света в краевых точках полной зоны видимости.

 

Таблица 4.5

Сигнальный огонь сигнала торможения   Сила света, кд  
минимальная по оси отсчета   максимальная по оси отсчета   минимальная в любых точках поля видимости  
Однорежимный       0,3  
Двухрежимный днем       0,3  
Двухрежимный ночью       0,07  

 

Низкое расположение приборов внешней сигнализации в ряде слу­чаев (плотные и интенсивные транспортные потоки) препятствует по­лучению информации о маневре (торможении) удаленных транспорт­ных средств, которые загорожены от водителя соседними автомоби­лями, что уменьшает запас времени для принятия правильного реше­ния об изменении режима движения. Поэтому, начиная с 1970-х годов, стали появляться дополнительные сигналы торможения, установлен­ные в салоне непосредственно за задним стеклом. Использование этих сигналов позволяет восполнить недостаток информации о пери­ферийных транспортных средствах и по данным США на 25% снизить число дорожно-транспортных происшествий, возникающих по этой причине. В настоящее время установка этого сигнала узаконена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...