Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к преподаванию темы «Алгоритмизация на базе среды программирования ЛогоМиры»




 

Очень важно организовать внимание школьников с самого начального момента, так как ученикам 12 - 13 лет трудно переключаться с перемены на урок. Некоторые учителя требуют организационного вставания всех учащихся и только тогда приветствуют их и начинают урок. Это содействует быстрому переключению внимания учащихся.

Данный прием не соответствует правилам по технике безопасности при работе учащихся в кабинете информатики и вычислительной деятельности, где установлены компьютеры, принтеры и другие технические средства. [17]. Для организации внимания на начальных этапах урока в компьютерном классе можно использовать следующие приемы:

- решение логических задач на смекалку и сообразительность;

-   экспресс опрос;

    проверка домашнего задания;

    игра в развивающие игры;

    клавиатурные тренажеры;

    повторение по вопросам

Устойчивость внимания школьников среднего возраста измеряется 15 - 20 минутами, поэтому его необходимо поддерживать. С этой целью приведены примеры приемов, которые активизируют внимание учащихся в середине урока при объяснении или закреплении материала. При подаче нового материала применяются следующие приемы:

- Мотивационная задача. При объяснении нового материала необходимо дать понять учащимся, что их знаний недостаточно для решения этой задачи. И тогда у школьников появляется интерес, как решить задачу. Внимание направлено на приобретение новых знаний.

-   Использование демонстраций

    Использование новых мыслительных операций. Психологи отмечают, что приемы мышления, которые находятся в стадии освоения их детьми, являются для детей занимательными. Из этой закономерности можно вывести важное следствие: приемы мышления, которые являются обычными для школьников, их освоивших, могут быть занимательными для тех учащихся, которые их еще осваивают.

    Использование игровых моментов. Предполагая объяснение нового материала, учитель задает себе вопросы: а нельзя ли его предложить учащимся в игровой форме? Не будет ли это эффективно? Опыт показывает, что иногда это можно делать.

При закреплении материала можно применить такие приемы:

- Вымышленный герой. В урок вводится вымышленный герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус и так далее.

-   Задание с продолжением. Новое задание получается из предложенного путем дописывания к формулировке старого задания дополнительных условий

    Обращение. В обычных упражнениях требуется по указанным компонентам и действиям получить результат. Но иногда эффективны и обратные задания: по указанным компонентам и результату отыскать действие или по указанным действиям и результату найти компоненты.

    Запрет. При каком-либо высказывании, решении ученику предлагается пользоваться только определенными объектами или запрещается пользоваться заранее оговоренными объектами. Этот прием основан на том, что внезапное сужение поля выбора вызывает дополнительные трудности и требуют умственных усилий.

    Найти ошибку. Ученику предлагается отыскать ошибку (ошибки) в решении (ответе) одного или нескольких заданий.

    Провокация ошибки. Учитель так строит учебную ситуацию, что ученики, как правило, ошибаются при решении какого-либо задания. В этом случае они лучше запоминают нужное правило.

    Использование игровых моментов. Целесообразно использовать игровые приемы при закреплении учебных навыков, особенно когда учащимся приходится выполнять ряд однотипных упражнений.

    Тестовые вопросы.

    С одного взгляда. Учитель (ученик) выполняет какое-либо задание очень быстро с помощью: а) конкретных знаний, умений, навыков; б) догадки, сообразительности; в) рассуждений; г) некоторой хитрости.

На разных этапах урока необходимо применять разные приемы организации внимания.

Вопрос о возможности использования того или иного приема решается учителем, исходя из конкретных условий работы в классе.

 


 

Заключение

 

В организации внимания есть трудности, связанные с индивидуальными особенностями учащихся и учителя, и есть трудности, обусловленные особенностями сегодняшнего дня нашей школы. Они связаны, во-первых, с программами, которые под влиянием требований времени увеличивались в объеме. Во-вторых, они обусловлены и ростом знаний современного учителя, который нередко стремится превысить объем программного материала, и ростом общей «информационной насыщенности» атмосферы. При этом срок обучения остается тот же. Следовательно, за единицу времени учитель должен сообщить учащимся большой объем информации. Наблюдение показывают, что ученик частенько от этой информации защищается, увертывается, говоря в понятиях внимания, - отключается. Поэтому очень важно уметь организовать внимание школьников на уроках информатики.

Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:

1) Литературы по данной теме в достаточном количестве, но в основном это старые издания, дублирующие друг друга по содержанию, содержащие к тому же, только общие рекомендации по организации внимания школьников, причем некоторые рекомендации уже неприемлемы в настоящее время (например, воспитание коммунистического сознания). Нет четко сформулированных приемов организации внимания, наличие которых существенно облегчило бы работу учителя. Молодые педагоги, выйдя на практику, вынуждены сами изобретать эти приемы методом проб и ошибок (причем в итоге ''изобретают велосипед'') или ''подсматривать'' приемы у опытных педагогов. Но на это уходит время, время уроков, которые проходят без внимания. Таким образом, выявлены недостатки изученной литературы по данной теме. Из всего выше сказанного можно сделать вывод необходимости методического пособия, в котором был бы собран опыт педагогов практиков по организации внимания школьников на уроках в виде четко сформулированных приемов.

2) Выявлены причины невнимания школьников на уроках. Условно эти причины невнимания можно разделить на группы:

· Причины содержания (неинтересный, сложный, непонятный материал, отсутствие мотивации);

· Причины изложения (быстрый или медленный темп, тихая или слишком громкая, невнятная, монотонная, неэмоциональная речь);

· Причины состояния (индивидуально-возрастные особенности внимания, состояния здоровья, атмосфера в классе).

1) Изучены причины и особенности возникновения разных видов внимания, условия их сохранения, свойств внимания.

2) Сформулированы приемы организации внимания школьников применительно к конкретным этапам урока.

Апробация приведенных приемов во время педагогической практики работы в школе №120 г. Екатеринбурга показала, что предложенные приемы действительно организуют внимание школьников: способствуют быстрому переключению, повышают устойчивость внимания, степень сосредоточения, концентрации.

Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута. Вместе с тем, можно указать направления дальнейшего продолжения работы и развитие использованных в ней идей: далеко не все приемы организации внимания представлены в работе, а значит можно продолжать исследование, выявлять и разработать новые приемы.

внимание информатика психологический педагогический


 

Литература

 

1. Акимова С. Занимательная математика. - СПб.: «Тригон». - 1997 - 608 с.

2. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994.

3. Бочкин А.И. методика преподавания информатики. - Минск: «Высшая школа», 1998.

4. Выгодский Л.С. Психология. М., 2000.

5. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение,1973.

6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.,1972.

7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. М., 1997.

8. Григорьева С.А. Как сконцентрировать внимание учащихся. //Математика в школе. 1994., №5, с. 18 - 20.

9. Грищенко Л.Н. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. пособ. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.

10.Гунина Е.В. Игры и упражнения по развитию памяти, мышления, внимания у детей с задержкой психологического развития.

11.Добрынин Н. Ф. Внимание и память. - М.: Знание, 1958.

12.Добрынин Н.Ф. Об изучении свойств внимания. «Вопросы психологии внимания». Выпуск IV, 1971.

13.Дормашев. Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания./ М., 1995.

14.Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах).-М., 1984.

15.Ересь Е.П. Организация внимания в Учебно-воспитательном процессе. - Минск, 1974.

16.Ермолаев О.Ю. И др. Внимание школьника. М.,1987.

17.Занятия в компьютерном классе: гигиенические требования; Метод. Рекомендации /Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2001, с. 40.

18.Злотопольский Ф.М. Алгоритмизация простейших игр. // Инфо. - 1998-№6, - с 77 - 80

19.Зотов Ю.Б. организация современного урока: книга для учителя под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвящение1984.

20.Информатика в уроках и задачах. Приложение к журналу «Информатика и образование» №1. 2000. М.: Информатика и образование, 2000. - 80 с.

21.Информатика. 6-7 класс. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 256 с.

22.Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

23.Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория./ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

24.Использование программной среды ЛогоМиры в учебном процессе: Сборник учебных программ/Сост. Центр новых информационных технологий. Екатеринбург, 2000.- 54 с.

25.Использование программной среды ЛогоМиры в учебном процессе: Сборник учебных программ / Сост. Центр новых информационных технологий. Екатеринбург, 2000.

26.Каймин В.А. Информатика: учебник - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: инфа - 2001. - 272 с.

27.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14.М.,1999.

28.Кузин В.В. С. Психология. М., 1997.

29.Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: пособие для учитнля: Свердловск, 1988, с. 152.

30.Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов физико-математических пед. институтов: Свердловск, 1987, с. 152.

31.Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов: Свердловск, 2001,

32.Левитина С.С. Можно ли управлять внимание школьника? - М.: Знания,1980.

33.Макарова Н.В. Программа по информатике (системно - информационная концепция). - СПб.: Питер, 2002. - 64 с.

34.Малышева М.А. Дети и Лого // информатика и образование. 1995. №5

35.Мануйлов В.Г. Выпускная работа по алгоритмизации и программированию. // Инфо. - 1998. - №3. - с.101 - 114

36.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988

37.Общая психология. Учеб. Для студентов пед. Ин-тов. Проф. А.В. Петровского. Изд.2-е, доп. И перераб. М.: Просвещение, 1976.

38.Общая психология.: Курс лекций для первой ступени педагогического образования./Сост. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1995. -448с.

39.Основы информатики и вычислительной техники.: Пробный учебник для 10 - 11 класса сред. шк./ А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. - М.: Просвещение, 1991. 254с.

40.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т III, кн 2, стр. 335.

41.Познавательные процессы и способности: учебное пособие для студентов пед. Ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.К. Корнеева и др. - М.: Просвещение, 1990 - 142 с.

42.Примеры алгоритмов с рекурсией. // Инфо. - 1999 - с. 75 - 80

43.Пронина Е.С. Лого в школьном курсе информатики.//Инфо. - 1995. - №2.

44.Райс. Ф. Психология подростков и юношеского возраста. - С-Пб.: «Питер», 2000.-656 с.

45.Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998.

46.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2001

47.Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. - М.: Учпедгиз, 1958.

48.Страхов И.В. психологические основы педагогического такта. - Саратов, 1972

49.Урнов В.А., Климов Д.Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе.: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.

50.Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.

51.Хрестоматия по вниманию/ под ред. Леонтьева и др. - М., 1976

52.Шнейдеров В.С. Занимательная информатика. - СПб.: Политехника, - 1994, - 304 с.

53.Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. - 2-е издание. М.: Просвещение, 1995. - 220 с.

54.Экспериментальное исследование внимания. М., 1970.

55.Юдина А.Г. Практикум по информатике в среде LogoWriter: Учебное пособие для общеобразовательной школы. - М.: Институт новых технологий образования. - 1997. 92 с.

56.Юдина А.Г. Информатика на Лого для старшеклассников// Информатика и образование. 1994. №6.


 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...