Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов обследования ребенка




Наиболее важным в проведении комиссии является колле­гиальное обсуждение. По результатам обследования ребенка проводится краткое совещание всех специалистов ПМПК. Роди­тели (законные представители) и ребенок при этом не присут­ствуют. Каждый специалист кратко докладывает свое заключе­ние, высказывает мнение о возможном прогнозе развития ре' бенка в различных ситуациях (как благоприятных, так и негативных), предлагает собственный вариант образователь­ного маршрута. Представленные заключения обсуждаются,


оставляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизи­руются рекомендации. Особые мнения фиксируются в заклю­чениях специалистов в общем протоколе обследования.

Коллегиальное заключение, являясь составной частью про-тОкола ПМПК, представлено на отдельном бланке. Оно состо-йх из двух частей: собственно заключения и рекомендаций как по дальнейшему образовательному маршруту, так и по созданию дополнительных специализированных условий вне-учебного характера (медикаментозная поддержка, помощь специалистов вспомогательного плана, необходимое измене­ние социальных условий и т.п.).

Алгоритм формирования коллегиального заключения

Поскольку психолог как полноправный член ПМПК уча­ствует в формировании коллегиального заключения, необхо­димо привести общий план его обсуждения и написания. Не­обходимо обсудить и описать в заключении следующее:

1. Имеются ли у ребенка признаки психического дизонтогенеза (от­
клоняющегося развития), или его дизадаптация обусловлена
иными причинами. Наличие дизонтогенеза указывает на необ­
ходимость специальной коррекционной работы с ребенком. При
отсутствии признаков отклоняющегося психического развития
(нарушениях функционального плана) дальнейшая работа с ре­
бенком может быть организована в семье, учебном учреждении
при минимальном вмешательстве специалистов.

2. Отмечается тип дизонтогенеза: недоразвитие, асинхрония раз­
вития, поврежденное или дефицитарное развитие либо рядо-
положенное сочетание нескольких вариантов отклоняющегося
развития. Тип отклоняющегося развития позволяет судить о
стратегических направлениях коррекционно-развивающей ра-

» боты, виде коррекционного образовательного учреждения, про­грамме обучения (развития).

При отсутствии признаков дизонтогенеза на этом этапе уточня­ются и квалифицируются причины дизадаптации, послужившие причиной обращения на ПМПК.

3. Варианты отклоняющегося развития внутри данного типа дизон­тогенеза' и их выраженность.

В основу деятельности системы ПМПК Орловской области как основной

илотной площадки проекта ТАСИС положена психологическая типология

клоняющегося развития, предложенная авторами (ел. Приложение 1).

Писание типологических вариантов и особенности их оценки приведены в

°оответствующих работах [108; 109; 110].


               
   
   
 
     
 
 
 

[Jpu возникновении противоречивых мнений по поводу состояния ребенка и рекомендаций по дальнейшему реше

Указание вариантов психического развития в рамках определе ного типа дизонтогенеза (например, при недостаточном развитии выраженная парциальная несформированность регуляторнОг~ компонента деятельности, при асинхронном развитии — искаже ние преимущественно эмоционально-аффективной сферы — 4-группа РДА по О. С. Никольской и т.п.) позволяет более точно выби­рать (индивидуализировать) программы коррекционно-развиваю-щего обучения, их уровень и сложность.

4. Индивидуальные особенности развития ребенка — поведен­
ческие, коммуникативные, учебно-познавательные (в том чис­
ле ресурсные) возможности развития ребенка в его обучении
и социализации.

На основании этих данных разрабатываются рекомендации по ин­дивидуальной коррекционно-развивающей работе (в условиях ре­абилитационного центра, лечебного учреждения, учреждения до­полнительного образования, ППМС-центра, других учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты).

5. Основные рекомендации по условиям образования (образова­
тельный маршрут):

5.1. Нуждается ли ребенок в специальных образовательных ус­
ловиях.

5.2. Квалификация необходимых образовательных условий (тип и
вид специального (коррекционного) образовательного учреж­
дения, дополнительная специализированная помощь в усло­
виях данного образовательного учреждения, вне его и т.д.).

5.3. Рекомендуемые программы обучения, формы его органи­
зации (образовательные, коррекционные программы, сту­
пень обучения, возможности фронтального или индивиду­
ального обучения, особые условия обучения).

5.4. Необходимы ли (и какие именно) дополнительные формы
обучения, развития, коррекции.

5.5. Сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендо­
ванных ему условиях (по показаниям). Сроки контроля могут
рекомендоваться как для самой ПМПК, так и непосредствен­
но для консилиума образовательного учреждения, где будет
находиться ребенок. Например, в коллегиальном заключении
в разделе рекомендаций может быть написано следующее.
«Контроль динамики развития ребенка районной ПМПК — Д°
начала четвертой четверти текущего учебного года».

5.6. Та часть специализированных рекомендаций, которые оп­
ределяют непосредственно специалисты, где уточняются и
конкретизируются особенности сопровождения ребенка или
даются рекомендации родителям по организации домаШ"
них условий развития ребенка (прописывается в заключе­
ниях специалистов, в виде их особого мнения, если таковое
имеется).


енки состояни р р

азвитию и обучению принимаются компромиссные реше­ния, направленные на более благоприятные (в социальном плане) для ребенка условия. В этих случаях могут быть оекомендованы диагностические периоды обучения, психо­логического и социально-правового сопровождения, динами­ческое наблюдение специалистами ПМПК в процессе повтор­ных обследований. В любом случае на этом этапе ребенку всегда рекомендуются условия обучения и развития, соот­ветствующие более легкому и перспективному из дифферен­цируемых психолого-педагогических диагнозов. Таким об­разом, у ребенка всегда остается шанс использовать свои ресурсные, не учтенные в процессе экспертизы, возможнос­ти «оправдать» более легкий диагноз, сделать тот «рывок» в развитии, возможность которого интуитивно предполагают специалисты.

Однако следует всегда помнить, что в этом случае именно специалисты, решающие вопрос о помещении ребенка (пусть даже на диагностический период) в более легкие и перспек­тивные, на их взгляд, условия, берут на себя груз ответствен­ности за возможно потерянное время ребенка (в случае, если их предположения не оправдаются).

После завершения коллегиального обсуждения представи­тель ПМПК (им может быть как психолог, так и любой дру­гой член ПМПК)1 знакомит родителей (законных пред­ставителей) с коллегиальным заключением и рекоменда­циями в форме, доступной для их понимания, но в то же время профессионально обоснованной. Часто возникает необ­ходимость (для разъяснения или убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекоменда­ций) представить коллегиальное заключение всех специалис­тов с предполагаемым прогнозом дальнейшего развития и обу­чения ребенка.

Подобное заключение может быть представлено как в орга-Ны управления образования (в качестве основания для на-

Вопрос о том, кто будет сообщать родителям (законным представителям)

ксщендации комиссии, должен решаться каждый раз индивидуально. Выбор

РеДставителя ПМПК в этом трудном и, в общем, неблагодарном деле зависит

Многих факторов. В первую очередь от состояния родителей, других чле-

семьи, их социокультурного или профессионального статуса, степени

Детва с ребенком и многого другого. В каждом случае необходимо исходить

соблюдения прав ребенка на адекватное его возможностям образование.



 


 


правления ребенка в образовательное учреждение), к учреждение, в которое направлен ребенок (как основание зачисления и руководство для организации коррекцион Л* работы), а также инициатору направления на ПМПК. и * циатору обращения на ПМПК полное заключение может п редаваться только с согласия родителей. В ином случае ин циатор направления ребенка на ПМПК может получить толк ко рекомендации по специальному запросу.

По требованию родителей им может быть выдана справка произвольной формы о том, что ребенок прошел обследование на ПМПК. Выписка из протокола ПМПК с коллегиальным заключением и рекомендациями передается всем иным адре­сатам через родителей (законных представителей) ребенка.

Во всех мероприятиях, связанных с оглашением результа­тов и документами, большую роль играет психолог ПМПК. Именно он, в соответствии с психологическими особенностя­ми родителей, должен определить форму и содержание как коллегиального заключения, так и (желательно) процедуру этой части проведения комиссионного обследования. В пер­вую очередь это важно для соблюдения прав ребенка на адек­ватное его возможностям образование. Особенно важны здесь психотерапевтические способности психолога. Следует учи­тывать, что психоэмоциональное состояние родителей в этой ситуации часто бывает очень сложным. Именно на ПМПК в полной степени включаются все защитные и, как правило, неадекватные психологические механизмы. Основная задача психолога в этом случае, помимо проведения обследования ребенка, — правильно и адекватно провести консультирова­ние родителей, так чтобы они поняли и приняли новые условия существования ребенка в образовательной среде, его новый об­разовательный маршрут. Это бывает очень трудно как для са­мих родителей, так и для всех специалистов ПМПК, в первую очередь для психолога как основной фигуры в этой зачастую трагической для самооценки и самопринятия родителей ситу­ации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...