Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация статистики на железнодорожном транспорте.




Значение, задачи и цели статистики жд транспорта.

Жд статистика —изучает Ж\Д транспорт как самостоятельную отрасль материального производства. Статистика транспорта изучает его продукцию, материально-техническую базу, использование перевозочных средств, трудовые и материальные ресурсы, а также финансовые результаты. Ж\Д статистика является отраслью транспортной статистики и входит вместе с ней в общую систему экономической статистики.

Предметом Ж\Д статистики является количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту как особой отрасли материального производства. Ж\Д статистика разрабатывает систему показателей, отображающих условия и результаты деятельности железных дорог. Эта система включает в себя показатели, характеризующие перевозки грузов и пассажиров, техническую оснащенность, наличие и использование подвижного состава, использование рабочей силы, результаты финансовой деятельности и другие стороны работы ж д.

Важнейшие особенности объекта Ж\Д статистики заключаются в следующем:

- продукция Ж\Д транспорта, не имеет вещественного выражения и потребляется в процессе производства;

- жд транспорт представляет собой непрерывную территориальную внутренне связанную и централизованно управляемую систему;

- подвижной состав — постоянно изменяет свое местоположение, что вызывает необходимость применения специфических методов учета наличия, характеристики работы и оценки использования;

- Ж\Д транспорт действует непрерывно во времени, что требует нестандартного подхода к установлению отчетного периода и моментов учета;

Ж\Д статистика дает ис­ходную базу для разработки и проведения в жизнь необходимых мероприятий по дальнейшему развитию железных дорог, их тех­ническому оснащению и реконструкции в целях повышения эффек­тивности перевозок грузов и пассажиров. ее данные используются для изуче­ния развития производительных сил страны, межрегиональных связей и решения других задач. Данные Ж\Д статис­тики служат также базой планирования работы железных дорог и средством контроля за ходом выполнения плановых заданий. Одна из важнейших задач Ж\Д статистики — выявление ре­зервов повышения эффективности транспортного производства, по­вышения производительности труда и снижения затрат на перевозку грузов и пассажиров.

 

Организация статистики на железнодорожном транспорте.

основные разделы статистики; перевозок; основных фондов, технической оснащенности, капитальных вложений и капитального строительства; эксплуатационной; труда и З\П; материально-технического снабжения; финансовой.

Жирная- статистическая информация децентрализованной сводки;

пустая — статистическая информация централизованной сводки;

тонкая— информация первичного учета

По грузовым перевозкам на первом этапе в ИВЦ дороги назначения груза определяют на основе дорожных ведомостей собственную работу дороги в местном сообщении и во ввозе, а также работу каждой из дорог, участвовавших в перевозке прибывших на дорогу грузов, в вывозе и транзите. Сведения о местном сообщении и ввозе из ИВЦ дороги назначения направляются как в службу статистики (НЧ) этой дороги, так и на ГВЦ вместе со сведениями об участии других дорог в перевозках прибывших грузов.

На втором этане в ГВЦ ОАО «РЖД» определяют размеры вывоза и транзита каждой дороги, объединяя данные отдельных дорог назначения, и составляют полный отчет об объеме грузовых перевозок, сообщая данные железным дорогам в установленные сроки.

По пассажирским перевозкам на первом этапе определяется собственная работа в пригородном и местном сообщении и в вывозе, также участие других дорог в процессе перевозки на основе отчетов о проданных пассажирских билетах. Все эти сведения направляются на ГВЦ, где на втором этапе определяют объемы пассажирских перевозок по каждой из дорог в целом и по сообщениям и представляют сведения железным дорогам в установленные сроки.

 

Статистика перевозок. Значение, задачи, содержание.

Статистика перевозок изучает основную функцию Ж\Д транспорта — перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Объектом наблюдения в статистике перевозок грузов служит совокупность товарно-материальных ценностей (грузы), подвергающихся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или ее аналога).

Данные статистики перевозок используют плановые органы страны и других отраслей экономики. они служат базой для планирования перевозок и эксплуатационной работы Ж\Д транспорта и руководства оперативно-распорядительной деятельностью железных дорог.

задачи, стоящие перед статистикой, можно разбить на две группы:

- общеэкономические, к которым относятся характеристики: объема перевозок грузов по установленной номенклатуре и пассажиров, грузооборота, продолжительности доставки грузов как элемента полного цикла обращения товаров; степени подвижности населения страны и отдельных ее регионов; информация для изучения и совершенствования тарифов;

- внутриведомственные (транспортные) задачи, к которым относятся: характеристика объема и структуры перевозок как базы для оценки и анализа выполнения плана; изучение закономерностей развития перевозок; выявление нерациональных перевозок; разработка системы показателей, обеспечивающей характеристику качества перевозок и степени удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения в них.

Для решения этих задач статистика характеризует объем и структуру перевозок в различных разрезах, размещение их по территории страны и по подразделениям железных дорог, совершенствуем организацию статистического наблюдения, систему показателей,

методы получения и обработки статистической информации о перевозках с использованием ЭВМ.

 

Первоисточники учета. Предъявление грузов к перевозке по железным дорогам оформляется накладной форм ГУ-27 и ГУ-28, которая заполняется отправителем при представлении груза к транспортировке.

Накладная — юридический документ, отражающий заключение договора на перевозку между отправителем груза и дорогой. На ее основе устанавливаются права и обязанности дороги, отправителя и получателя груза, производятся расчеты между ними, определяются условия перевозки и т.д. Накладная служит основанием для составления первоисточников статистики перевозок грузов. В настоящее время в основном применяется система подготовки и обработки грузовых документов на ЭВМ.

Наличие двух первоисточников учета перевозок — дорожной ведомости и ее корешка — дает возможность статистике учесть каждую отправку как по моменту отправления (начальному моменту), так и по моменту прибытия груза (конечному моменту).

Момент отправления —Ж\Д транспорт берет на себя полную ответственность за сохранность груза и обязательство доставить его по назначению в установленный срок.

Учитывая перевозки по моменту отправления, Достоинством этого учета является срочность получения информации, однако в этом случае характеризуются предполагаемые, а не фактически произведенные перевозки, которые в ряде случаев могут отличаться друг от друга. В процессе перевозки могут быть изменены маршрут и расстояние перевозки, уточнены масса отправки и провозная плата и т.п. Все эти изменения не найдут отражения в статистической информации о перевозках, полученной по моменту отправления, нобудут учтены в информации по моменту прибытия. В этом достоинство учета перевозок по конечному моменту, Однако сведения о перевозках, запаздывают по сравнению с их свершением, особенно для отправок, следующих на большие расстояния, и в этом недостаток использования момента прибытия для получения информации о перевозках груза.

В действующей практике статистического учета предпочтение отдается моменту прибытия, на основе которого и разрабатываются сведения, всесторонне характеризующие перевозки грузов. По моменту отправления получают лишь информацию о размере перевозки по начальной операции.

К объемным показателям, отражающим количество перевозимых грузов и перемещение их на определенное расстояние, относятся: отправление грузов, прибытие грузов, "перевезено грузов", грузооборот.

Отправление грузов () отражает объем выполненной железной дорогой работы по моменту приема грузов к перевозке.

Прибытие грузов () отражает объем выполненной железной дорогой работы по моменту окончания процесса перевозки груза.

" Перевезено грузов" () характеризует количество перевезенных железной дорогой грузов во всех видах сообщений.

Перевозки грузов учитываются по видам сообщения: местное и прямое.

Грузооборот дороги дает полную характеристику перевозочной работы и определяется как произведение отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние перевозки измеряется в тонно-километрах.

Тарифный грузооборот — это показатель продукции Ж\Д транспорта, выраженный в тарифных тонно-километрах. Показатель равен сумме произведений массы отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние их перевозки.

Тарифное расстояние перевозки отдельной отправки складывается из кратчайших расстояний ее перевозки по каждой из дорог фактического пути следования груза

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...