Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексическая тема: Моя Родина – Казахстан.




Предтекстовые задания:

1. Расскажите о символах Казахстана (флаг, герб).

2. Найдите в словаре значение слов флора, фауна, эндемик.

3. Прочитайте текст.

Моя родина – Казахстан. Это страна, которая находится в центре континента Евразии. Казахстан – удивительно красивая земля. Здесь есть и величавые горы Заилийского Алатау, и крупнейшие реки: Иртыш, Сырдарья и Амударья, Или, Ишим, Тобол, и бескрайние степи … Казахстан – это земля, на которой мирно сосуществуют много разных народов. На просторах нашей республики есть несметные богатства – это и редкие красивые животные, и растения, и полезные ископаемые. В Казахстане есть такие прекрасные города, которые по красоте не уступают городам Азии и Европы: это Астана, Алматы, Павлодар, Кокшетау и др.

История казахстанской земли начинается с момента появления на ней первых людей каменного века. В 1-м тысячелетии до н.э.казахскую степь населяли племена кочевников-скотоводов, известных под собирательным именем «саки». Они отличались высоким уровнем материальной культуры, развитыми ремеслами, производством железного и бронзового оружия и развитым изобразительным искусством («звериный стиль»). Другим крупным племенным союзом того периода были усуни (хунны). Эти два этноса оказали наибольшее влияние на формирование тюрских кочевых племен более позднего времени. В VI-IX вв. нашей эры на территории Казахстана появились ранние тюрские государства – ханства. В X веке, когда тюркские кочевые племена захватили столицу Карлукского ханства Баласагун, возникло государство Караханидов (940-1212) – первое тюркское исламское государство. В этот период на территории Казахстана было большое количество процветающих городов (Отрар, Сузак, Сауран, Джент и др.) с высоким уровнем культуры, развитой торговлей и ремеслами.

Монгольское вторжение в Центральную Азию под руководством Чингизхана началось в начале XIII в. В 1218 г. Чингизхан покорил Семиречье и начал осаду Отрара, жители которого отказались сдаться. Спустя 6 месяцев обороны Отрар пал и Чингизхан отдал приказ уничтожить все население города. Наконец, в 40-х годах XIII века казахские земли были включены в состав Золотой Орды. Восстановление хозяйства и городов происходит в XIII-XIV веках. К XV веку складываются предпосылки к формированию казахской народности на основе различных тюркских племен. В конце XV века возникает Казахское Ханство. Оно состояло из трех жузов: старшего, среднего и младшего. В XVIII веке казахский народ, возглавляемый великими ханами и батырами (Абылай, Кабанбай, Абулхаир и др.), одержал окончательную победу над Джунгарским ханством. В XVIII – начале XIX вв. происходит постепенное включение казахских жузов в состав Российской Империи. После октябрьской революции 1917 г. Казахстан стал именоваться КазАССР, а с 1936г. вошел в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в качестве КазССР. Советский период (1922-1991) в истории Казахстана был неоднозначным. Существенный промышленный и образовательный рост сочетался с репрессиями против народа и утратой культурной самобытности. В 1991г. с распадом Советского Союза и обретением независимости началась новая страница в истории Казахстана как демократического, правового государства.

Климат Казахстана отличается разнообразием ввиду значительности его территории. Наиболее общими характеристиками для всей территории являются засушливость и континентальность. Крупнейшей вершиной Казахстана является пик Хан Тенгри (6995 м.) в горах Тянь-Шаня на юго-востоке республики. В Казахстане встречаются 158 видов млекопитающих, 485 видов птиц, около 15-ти видов рыб и множество животных-эндемиков (тушкан, сайгак и т.д.). Флора Казахстана богата и разнообразна. Например, одних лекарственных растений у нас произрастает около 150.

В Казахстане существует 6 государственных заповедников. Многие животные и растения находятся под защитой государства. Среди них снежный барс, ставший символом города Алматы, беркут, символ которого начертан на республиканском знамени и обозначает гордую устремленность Казахстана к солнечному будущему.

Казахстан по своим природным ископаемым и человеческим ресурсам является одной из богатейших стран мира. С обретением независимости казахстанская экономика ориентирована на создание свободного рынка в условиях демократического общества. С 1992 года в стране проходит приватизация государственных предприятий. В условиях рынка частный сектор Казахстана переживает небывалый подъем, создавая базу будущей экономической стабильности страны. Казахстан открыт для иностранных инвестиций в экономику. Несмотря на трудности переходного периода, президентская программа «Казахстан 2030» гарантирует создание демократического общества с развитой экономической системой, делающей нашу страну одной из самых процветающих в мире.

С политической независимостью Казахстан стал демократической республикой с президентской формой правления. Властные структуры представляют две ветви власти: законодательная власть – Парламент, исполнительская власть – Президент и Правительство. Парламент состоит из двух палат: нижняя – Мажилис, верхняя – Сенат. Правительство возглавляет Премьер- министр. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет.

 

Послетекстовые задания:

1.Ответьте на вопросы:

а) Когда начинается история Казахстана?

б) Какие племена населяли Казахстан?

в) Когда возникло казахское ханство?

г) Назовите великих казахских ханов.

д) Когда Казахстан вошел в состав СССР?

е) В какой год Казахстан обрел независимость?

ж) Какова природа Казахстана?

з) Каков Казахстан в наши дни? Расскажите о нем.

2. Составьте хронологию истории Казахстана.

 

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства желания. Язык тесно связан с мышлением, сознанием людей.

Речь существует в двух формах: устной (от слова уста губы) и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользу­емся устной формой речи, когда пишем и читаем – письменной. Речевая деятельность мо­жет быть диалогической (от греч. диалогос беседа), монологической (от греч. монос одини логос – речь) и полилогической (от греч. поли многои логос – речь). Диалог разговор двух или несколь­ких лиц. Монолог речь одного лица. Полилог речь нескольких лиц.

Основные единицы языка.

Язык – это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка».

1. Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.

2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.

3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.

4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.

5. Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.

 

Мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное их отличие не количественное, а качественное (различие в их функции, назначении).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является основным средством общения между людьми?

2. В каких форма существует речь?

3. При каких условиях может возникнуть речевое общение?

4. Назовите основные постулаты речевого общения.

 

Литература: 1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетом (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К, Жаркынбековой Ш.К., Мухамедиева Х.С. –Алматы, Қазақ университеті, 2012.

2.Жаналина Л.К., Килевая Л.Т., Касымова Р.Т., Маймакова А.Д., Абаева М.К. Язык современной науки: языковые портреты. Учимся искусству научной речи: учебное пособие, - Алматы, 2010.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...