Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, мотивы, инструменты и преимущество корпоративной социальной ответственности (КСО)




Вступление

Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.

Глобализация рынка, превращение его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивации работников. В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности. Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной информации о социальной результативности компании является оценка эффективности управления нефинансовыми рисками, в том числе - социальными.

Сущность, мотивы, инструменты и преимущество корпоративной социальной ответственности (КСО)

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.

Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности условно назван «корпоративной ответственностью».

Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

ü Безопасность труда.

ü Стабильность заработной платы.

ü Поддержание социально значимой заработной платы.

ü Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.

ü Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.

ü Оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

ü Спонсорство и корпоративная благотворительность.

ü Содействие охране окружающей среды.

ü Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.

ü Готовность участвовать в кризисных ситуациях.

ü Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

ü Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

ü Рост производительности труда в компании.

ü Улучшение имиджа компании, рост репутации.

ü Реклама товара или услуги.

ü Освещение деятельности компании в СМИ.

ü Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

ü Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

ü Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

ü Налоговые льготы.

ü Направления деятельности, виды социальных программ.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.).

2. Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.

3. Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований.

4. Корпоративное спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.

5. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности.

6. Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

7. Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

8. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Выделим основные преимущества КСО для развития бизнеса:

ü Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.

ü Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды.

ü Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

ü Улучшаются бренд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

ü Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.

ü Повышаются производительность и качество продукта (услуги).

ü Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

ü Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

ü Улучшается управление рисками.

ü Возрастает конкурентоспособность.

 

Международные модели КСО

2.1 Американская модель

На разных исторических этапах каждая страна проходила период социальной ответственности государства, что создало условия для реализации КСО.

Пример постепенной эволюции концепции социальной ответственности можно проследить, обратившись к истории развития социальной ответственности в Америке. В 30-х гг. «Новый курс Рузвельта» явился прямым и самым массовым вторжением государства в сферу социально-экономических отношений, поворотом к «забытому человеку». Рузвельт признал, что ответственность должна быть полностью возложена на государство и крупных собственников и отказался от классических постулатов индивидуализма.

Ф. Рузвельт согласно закону о восстановлении национальной экономики

16 июля 1933 г., создал Национальную администрацию по оздоровлению промышленности (НИРА) для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Они предполагали правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участие в заключении коллективных договоров.

Социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом была в течение 50–70-е гг. практически везде введена и закреплена государством на фоне множества крупных забастовок. Не всегда это выражалось в прямых указаниях о конкретных формах соцобеспечения, но у работников появились законные основания и инструменты для отстаивания своих интересов.

Многие из завоеваний того периода в области прав работников сегодня являются составной частью корпоративной социальной ответственности. Бизнес заботился не только о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и был мотивирован на необходимость разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Внедрение социальных технологий в управление корпораций мотивировалось соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Стали создаваться объединения, например крупнейшее объединение корпораций США «Бизнес за социальную ответственность». Во многих корпорациях мира появилась должность вице-президента по КСО. Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества – большое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса.

Особенность американского предпринимательства – максимальная свобода субъектов, что сформировало во многих сферах общества механизм саморегулируемости. Государственное регулирование – лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Соответственно, все инициативы в области корпоративной социальной ответственности являются для корпораций добровольными по своей природе.

Администрация США не столько принуждает, сколько поощряет КСО посредством режима «наибольшего благоприятствования» для бизнесменов на законодательном уровне. Выполняя часть работы государства, американский бизнес вправе рассчитывать на ответные уступки. Например, в инструкциях федерального суда США записано, что штрафы компании могут быть уменьшены или полностью отменены, если они осуществляют эффективное социальное инвестирование. Такие стимулы служат существенному снижению рисков компаний, связанных с расходами на благотворительную деятельность и социальное инвестирование некоммерческих проектов, как у себя дома, так и в странах приема. В список крупнейших благотворителей входят Ford, Philip Morris, Exxon Mobil, Wall- Mart Stores, Intel, Washington Profile и проч.

Америка известна традициями систематического участия бизнеса или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 млрд. долл., полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.

В 1977 г. Конгресс США принял «Акт о реинвестициях в местное сообщество» (CRA – Community Reinvestment Act), предписывающий американским банкам инвестировать проекты, имеющие своей целью развитие местной социальной инфраструктуры (прежде всего строительство недорогого жилья), а также поддерживать в надлежащем состоянии окружающую среду. Акт остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне, и никаких санкций им не предусматривается (в виде штрафов или лишения лицензии). По итогам отчета составляется рейтинг банков по критерию активности в области социального инвестирования с пояснениями, что касается он лишь показателей социальной вовлеченности. Однако если банки оказываются с данной точки зрения не в первых рядах, это может послужить для клиентов поводом считать их финансово несостоятельными. Согласно Акту желательно, чтобы муниципалитет выделил каждому банку «подведомственную территорию» и «прикрепил» его к местному правительственному агентству, в обязанность которого входит мониторинг за ходом выполнения программы коммунального инвестирования. Улучшенная версия CRA вступила в силу в 1995 г.

Регулирование социальной ответственности (СО) распространяется и на поставщиков. Для решения проблемы, связанной с выбором способов принуждения поставщиков к реализации КСО, существует стандартный набор инструментов. Во-первых, это контроль за обязательным соблюдением «Правил поведения поставщиков» (Supply Chain Code of Conduct); во-вторых, это соблюдение обеспечивается: а) проверкой поставщиков и отказом осуществлять закупки у компаний, которые не удовлетворяют данным условиям; б) проведением тренинга поставщиков с тем, чтобы они могли повысить свой уровень СО до необходимых стандартов. Начиная с 2002 г., когда в США приступили к сбору подписей об исполнении принципов и стандартов Кодекса поведения для малого и среднего бизнеса и поставщиков, были открыты курсы по их обучению.

Наиболее четко отношение американских компаний к КСО выразил профессор экономики Университета штата Огайо Ричард Стекель: «Для компаний, которые хотят заниматься лишь производством и сбытом своей продукции, социальная ответственность представляется трудновыполнимой задачей. Те из них, кто не справился с ней, проиграют в конкурентной борьбе. Те же компании, которые стремятся к ее решению через стратегическое партнерство с некоммерческими организациями, обретут мощный инструмент обеспечения рентабельности и жизнеспособности своего бизнеса на долгосрочную перспективу».

Отношение бизнеса к КСО остается неоднозначным. С одной стороны, в общественных вызовах и разнообразных требованиях к бизнесу стейкхолдеров топ-менеджмент компаний усматривает риски для своей деятельности и трудности, связанные с их избеганием. С другой стороны, источник «нескончаемых возможностей», убеждаясь в том, что события могут складываться удачно, если руководство компании убедится, что участие в решении социальных и экологических проблем действительно отвечает их стратегическим интересам.

К концу XX в. большинство крупных компаний США выдвинуло собственную модель КСО. Некоторые ее элементы, будучи включены в контракты с поставщиками, становились юридически закрепленными как фактически действующие минимальные стандарты. Обязательной стала маркировка и сертификация продукции, включаемой в контракты по всей цепочке поставок. Как показывает проведенное в начале XXI в. Обследование 246 кодексов этического поведения американских корпораций, они отличаются большим разнообразием по содержанию и по степени детализации и основываются на принципах, разработанных ООН, МОТ, ОЭСР, правительствами, социально ответственными инвесторами, другими заинтересованными сторонами.

Обратимся к примерам. Под давлением общественности компании Nike и Gap, как и другие мировые производители спортивной одежды, расширяющие производство в странах третьего мира, признали свою ответственность за использование детского труда, а производители алкоголя (Segram, Diageo) – за безопасность движения, связанную со злоупотреблением алкогольной продукцией. После того как Nike подверглась критике за недозволенные методы использования рабочей силы, применяемые некоторыми из ее подрядчиков в ряде стран Юго-Восточной Азии, ею были приняты отвечающие нормативам МОТ корпоративные кодексы поведения в сфере трудовых отношений. В ситуации с Nike публичные претензии к ней правозащитников оказали существенное влияние на основных потребителей компании – молодых американцев, объявивших бойкот продукции компании. Он обернулся для нее значительными убытками.

Совсем недавно одной из обсуждаемых в печати, научных статьях и на конференциях проблем было воздействие рецессии и финансового кризиса на судьбы КСО. Высказывались разные, порой противоречивые мнения. Одни утверждали, что ответственные перед своими акционерами компании должны отказаться от своих проектов в области КСО. Другие выражали убеждение, что в выигрыше останутся социально ответственные компании. По словам Р. Вэлфорда, эксперта по КСО, «предприятия, которые не утратили способность участвовать в инновационных и имеющих глубокий смысл социально ответственных инициативах, будут чувствовать себя гораздо лучше в период экономического спада, чем те, которые игнорируют социальную ответственность».

Несмотря на то, что в настоящее время перед многими коммерческими организациями стоит вопрос о том, как остаться в бизнесе и не обанкротиться, существуют компании, которые продолжают вести активную социальную политику. По итогам 2012 г. частной международной компанией (Reputation Institute), базирующейся в Нью-Йорке, было проведено исследование компаний, по результатам которого было выбрано 10 компаний с лучшими принципами КСО. Было приглашено около 47 000 потребителей в 15 странах для участия в данном исследовании. Первое место в рейтинге заняла корпорация Microsoft. Рассмотрим некоторые социальные программы данных корпораций и результат их деятельности (табл. 1).

По результатам сравнительного анализа можно отметить, что основными направлениями социальной ответственности американских компаний является защита окружающей среды (путем снижения негативных воздействий производственной деятельности компаний на природу) и защита сотрудников компании.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...