Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогического исследования

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Содержание образования – система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-волевого отношения к миру и себе. Усвоение этой системы призвано обес­печить формирование всесторонне развитой личности, которая будет подготов­лена к сохранению и развитию материаль­ной и духовной культуры общества. Личностно-ориентированное содержание образования направ­лено на развитие целостного человека: его природных особенно­стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже­ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду­ховности, творчества).

Содержание образования имеет исторический характер, по­скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изме­няется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Музыкальное образование на сегодняшний день рассматривается как освоение системы знаний, умений, навыков и эмоционально-чувственного опыта в процессе специально организованного обучения, а также через музыкальную практику или самообразование. Приобретение знаний, умений, навыков и эмоционально-чувственного опыта, составляющих содержание музыкального образования, позволяет осуществлять ту или иную музыкальную деятельность как в области самодеятельного любительского музицирования, так и в профессиональной сфере (сочинение, исполнение, преподавание, изучение музыки).

Требования к содержанию музыкального образования. Содержание музыкального образования в том или ином учебном заведении регламентируется учебными планами и программами. Основными дисциплинами в ДМШ и ДШИ являются:

· игра на инструменте или вокал (в зависимости от отделения: инструментального или хорового);

· предметы совместного музицирования (ансамбль, аккомпанемент, оркестр, хоровой класс);

· сольфеджио;

· музыкальная литература.

Помимо названных учебные планы предусматривают изучение других дисциплин, способствующих разностороннему музыкальному развитию школьников, предметы по выбору учащихся. В учебной программе в «сжатом виде» изложена информация об учебном материале, подлежащим изучению и освоению.

Система музыкального образования включает в себя: массовое музыкальное воспитание (дошкольное музыкальное воспитание, музыкальное воспитание в средней школе, внешкольные формы музыкального воспитания) и профессиональное музыкальное образование. Начальное музыкальное образование предусматривает овладение игрой на музыкальном инструменте (соло, ансамбль и оркестр), развитие слуха, приобретение некоторых теоретических и исторических знаний о музыкальном искусстве в рамках обучения в ДМШ и ДШИ. Среднее звено профессионального музыкального образования составляют музыкальные училища и училища искусств, а также колледжи, в которых обучение профессии осуществляется параллельно с общим средним образованием. Высшее звено профессионального музыкального образования представляют консерватории (академии музыки), университеты искусств, некоторые отделения педагогических вузов. Каждое из звеньев профессионального музыкального образования строится на основе определенной подготовки: среднее – общей базовой или среднее школы, высшее – законченного среднего специального или профильного общего среднего образования (например, общеобразовательной школы с музыкальным уклоном).

 

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Метод (от греч. «путь») – «путь познания», способ построения и обоснования научного знания, способ, через который познается предмет науки.

Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания и факты. Эти знания и факты применяются для доказательства гипотез, из которых, в свою очередь, складывается научная теория.

Традиционно педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим относят: анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации; анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, моделирование, проектирование и другие. К эмпирическим методам исследования относят: педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; педагогический консилиум и другие. Рассмотрим самые распространенные традиционные методы педагогического исследования.

Наблюдение – самый доступный метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод. В широком смысле это означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, обучения.

Изучение школьной документации дает массу объективных данных, помогающих устанавливать взаимосвязь между изучаемыми явлениями (например, между частотой посещения занятий и успеваемостью).

Изучение ученического творчества опытному преподавателю скажет о многом. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы учения – это лишь небольшой перечень.

Беседа также относится к традиционным методам. В беседах, дискуссиях, диалогах выявляются отношения людей, их чувства, намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа отличается целенаправленными попытками проникнуть в мир собеседника, выявить те или иные причины его поступков.

Эксперимент имеет созидательный характер – через него пробивают дорогу новые приемы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Эксперимент – это, по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам же и организует. В педагогический эксперимент могут быть вовлечены: группа учеников, класс, школа или несколько школ. Исследования могут быть длительными и краткосрочными – в зависимости от цели и темы. Эксперимент проводится для того, чтобы подтвердить возникшую гипотезу.

Пользуется популярностью в педагогической среде и тестирование. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. От других методов тестирование отличается точностью, простотой и доступностью.

Наиболее часто применяемые методы изучения – массовые опросы, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...