Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Теория и методика обучения литературе

Содержание рабочей программы государственного экзамена

По литературе и теории и методике обучения литературе

Пояснительная записка

 

Итоговый государственный экзамен является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом и определенных квалификационными требованиями. Типовые задачи профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы соотносятся со следующими видами учебно-воспитательной деятельности:

- филологический анализ художественного текста, выявление средств художественной выразительности;

- применение историко-литературных знаний и аналитических умений для определения темы, идеи, художественного своеобразия произведений литературы, изучаемых в школе;

- разработка учебных ситуаций и уроков разного типа, на которых у учеников формируются знания по литературе и литературоведению и умения по их получению и применению;

- формирование у учащихся знаний и умений литературно-творческого характера;

- формирование культуры устной и письменной речи учащихся;

- мотивированный выбор эффективных технологий, методов познания;

- формирование системы знаний теоретико-литературного характера и адекватных умений по их применению при анализе художественного текста;

- организация работы учащихся в процессе достижения целей обучения.

 

Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных научных знаний в предметной области. В программу государственного экзамена включены разделы и темы учебных дисциплин, которые непосредственно ориентированы на деятельность учителя литературы и русского языка. Основой комплексного задания является предметная область, изучаемая в школе и определяемая школьными программами.

Объединяющей основой для предметных составляющих специальности «Русский язык и литература» является текст, поэтому в основу квалификационного задания положен комплексный анализ текста, позволяющий реализовать знания студентов, полученные в процессе изучения специальных дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов, а также дисциплин общепрофессиональных.

 

Программа соответствует образовательному стандарту

 

 

История русской литературы

 

 

Проверяется знание художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

 

Художественные произведения

М. Ломоносов: оды; Г.Р. Державин: оды; А.С. Пушкин: стихотворения, «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтов: стихотворения, поэмы, «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь: «Мёртвые души», «Шинель»; И.С. Тургенев: «Отцы и дети»; А.Н. Гончаров: «Обломов»; Л.Н. Толстой: «Война и мир»; А.П. Чехов: рассказы, «Вишнёвый сад»; М.Е. Салтыков-Щедрин: сказки; Н.А. Лесков «Левша»;

М. Горький: «Сказки старухи Изергиль»; В.В. Маяковский: стихотворения; И.А. Бунин: рассказы, «Косцы», А.А. Блок: стихотворения; В. Распутин: «Прощание с Матёрой», В. Астафьев

 

Теория литературы

Тема, жанр, литературный род, композиция, эпизод, литературный пейзаж, средства художественной изобразительности (портрет, речевая характеристика, эпитет, метафора, приёмы комического и др.), язык художественного произведения, стиль, метод, литературное направление (классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм, символизм, реализм), стихотворные размеры, литературные типы (маленький человек, лишний человек), образ автора, образ рассказчика.

 

Проверяется сформированность навыков и умений:

 

- определять тему и основную мысль фрагмента текста

- находить в тексте и анализировать указанные явления

- оценивать и обосновывать средства художественной выразительности

- определять значение и место эпизода (главы) в произведении

- сопоставлять и сравнивать художественные явления

- выявлять авторскую позицию и аргументировать её

- комментировать текст

- формулировать идейно-художественные концепции

- атрибутировать принадлежность текста к определенному литературному направлению, методу

- соотносить произведения одного или нескольких писателей

 

Литература для подготовки

Основная:

1. Минералов Ю.И. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2007.

2.Русская литература XVIII века. Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / Под ред. О.М. Буранка. М., 2007.

3. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма: Учеб. пособие. М., 2007.

4. История русской литературы XIXвека. В 3 ч.: учеб. для студентов вузов, /[В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьева, С.М. Скибин]; под ред. В.И. Коровина. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.

5. Русская литература ХХ века.В 2-х частях./под ред. Л.Кременцова. Изд.-е 2, перераб. и доп. М., 2003

6. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 − 1990-е годы. Т.1. 1953 – 1968. Т. 2. 1968 – 1990. М., 2003.

 

Дополнительная:

1. Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.

2. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1978.

3. Гаспаров М. Поэтика серебряного века. //Русская поэзия серебряного века. – М., 1993.

4. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. – СПб., 2000.

5. История русской литературы ХIХ века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях./ Под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2011.

5. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

7. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. – М., 1983.

8. Краснощекова Е.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов». – М, 1966.

9. Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: Учебное пособие для студентов вузов / В.И. Кулешов. М.: Академический Проект, Тринете, 2004.

10. Маймин Е.А. Лев Толстой: путь писателя. – М., 1984.

11. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.

12. Максимов Д.Е. Русские поэты начала ХХ века. М.,1986.

13. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М, 1988.

14. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

15. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

16. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л., 1975.

17. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. СПб.,1999.

18. Мусатов В.В. «В то время я гостила на земле…». Лирика Анны Ахматовой. М.,2007.

19. Русская литература XX века. В 2-х тт. Под ред. Л.П. Кременцова. Т.2. 1940-1990-е годы. – М., 2002.

20. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч./ Под ред. Н.Н.Скатова. М., 1998.

21. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1985.

22. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – Л., 1972.

23. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

24. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М.; Л., 1964.

 

 

Теория литературы

Основная:

1. Байкель В. Типология литературных жанров ХVIII-ХХ веков. М.: Изд-во Алетейя, 2009.

2. Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008.

 

Дополнительная:

1.Теория литературы: Учебник: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т.1. М., 2004.

2.Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 2008.

3.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие./ Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999.

4.Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. М.: Высш. шк., 2000.

5. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. Изд. 2-е (доп.). М., 2001.

 

 

Теория и методика обучения литературе

Проверяется знание основных разделов курса:

 

Теоретические проблемы современной методической науки

Методы, приёмы, технологии изучения литературы в школе

Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы

Этапы изучения литературы в школе

Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике

Методика изучения систематического курса литературы в старших классах

Теория литературы в школьном изучении

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы

Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы

Внеклассная работа и внеклассное чтение по литературе.

 

Проверяется сформированность навыков и умений:

- планировать урок, систему уроков по теме, коммуникативную и обучающую деятельность учителя и познавательную деятельность учеников;

- моделировать учебную ситуацию, систему вопросов и заданий;

- создавать методические условия, активизирующие читательское восприятие и познавательный процесс;

- формировать знания по литературе и теории литературы;

- проектировать виды деятельности учащихся при изучении проблемы;

- формулировать учебные цели, задачи, конкретные задания;

- обосновывать и мотивировать различные методические действия;

- пользоваться программами, учебниками.

 

Литература для подготовки

Основная

1.Богданова О. Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М.: Академия, 2008.

2.Щербина И.В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся. Литература. №21. 2006.

3. Рыжкова Т. Проектирование уроков литературы. Литература. № 21. 2007

4.Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана.: В 2 ч.- М.,1995.

5. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов. –М.,1996.

6.Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/ Сост. Р.И.Альбеткова.-М.,1991

7.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.-Л.,1974

8.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.- М.,1981

9.Чертов В.Ф. Уроки обзорного изучения русской литературы 19 века //Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н.Колокольцева.- М.,1990.

10. Учебники по литературе.

11. Программы по литературе.

 

Дополнительная

1.Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «Вако», 2003.

2.Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы. Санкт-Петербург, «Паритет», 2002.

3.Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. Методические приёмы творческого изучения литературы. М,: Флинта, 1999.

4.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. М.: Флинта-Наука, 1999.

5.Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Вопросы и задания по методике преподавания литературы. М., Владос, 2004.

6.Журналы «Литература в школе», «Русская словесность»

7. Щербина И.В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся. Литература. №21. 2006.

8. Рыжкова Т. Проектирование уроков литературы. Литература. № 21. 2007.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.