Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение возможных альтернатив осуществления намечаемой деятельности




На территорию намечаемой деятельности по организации государственного природного заказника «Дубровицкий лес» в настоящее время распространяется действие законодательства, регулирующего отношения в областях охраны и использования лесов и водных объектов: Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Леса проектируемого заказника по своему целевому назначению относятся к защитным. В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В соответствии с ч. 4 ст. 17 Лесного кодекса РФ в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

По своим характеристикам территория предлагаемого заказника могла бы быть отнесена к особо защитным участкам лесов категорий «места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных» и «участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений», что означало бы введение дополнительных запретов и ограничений в рамках лесного законодательства. Однако де-юре в качестве особо защитного участка леса предлагаемый заказник не выделен.

Согласно ст. 65 Водного кодекса реки Десна и Пахра, по которым проходит часть границ заказника, имеют водоохранную зону шириной 200 м и прибрежную защитную полосу шириной 50 м. Этой же статьей устанавливаются требования к ограничению хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

В соответствии с частями 15, 16 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, для водоохранных зон установлен ряд ограничений хозяйственной деятельности, в частности запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Для прибрежных защитных полос, помимо обозначенных выше ограничений, также запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ограничения, вводимые водным и лесным законодательством и направленные на сохранение водных объектов и лесов, необходимы и дополняют друг друга. Решая поставленные перед ними задачи, вышеупомянутые ограничения позволяют в определенной степени снижать негативное воздействие на территорию проектируемого заказника. Однако эти ограничения, имея отраслевой подход, не могут в полной мере обеспечить сохранение и восстановление природных комплексов, всех их компонентов (литогенной основы, поверхностных и подземных вод, почв, растительных сообществ и зоокомплексов, отдельно взятых видов флоры и фауны всех систематических групп) и элементов (природно-территориальных комплексов разного типа и таксономического ранга), поддержание высокого биологического разнообразия ценной природной территории проектируемого заказника во всем многообразии присущих ей экосистемных связей и зависимостей.

Потребность установления режима особой охраны природы на рассматриваемой территории определяется необходимостью всеобъемлющего, комплексного сохранения естественных и близких к естественным экосистем. Успешная реализация такой задачи в ближайшем Подмосковье в современных условиях может быть достигнута только путем организации особо охраняемой природной территории с достаточно жестким режимом охраны и значением не ниже областного. Данные материалов комплексного экологического обследования подтверждают, что проектируемый заказник обладает особой природоохранной ценностью для Московской области, однако оснований для создания особо охраняемой природной территории федерального значения недостаточно.

Формами сохранения ценных природных комплексов и объектов, альтернативными государственному природному заказнику областного значения, создаваемому без изъятия земель, может являться создание особо охраняемой природной территории иной категории, либо той же или иной категории с изъятием земель.

С позиций классической российской заповедности для сохранения природной территории, обладающей особым природоохранным значением, является создание особо охраняемой природной территории категории с полным запретом хозяйственной деятельности и изъятием земель. Среди категорий особо охраняемых природных территорий областного значения Московской области законодательством установлена единственная функционально подобная категория «микрозаповедник», максимальная площадь которой ограничена 50 га (площадь проектируемого заказника значительно больше). Помимо этого, для сохранения выявленных объектов охраны нет необходимости в полном изъятии территории из рекреационного и хозяйственного использования (включая прогулочный отдых населения). Вариант изъятия земель при создании государственного природного заказника практически не осуществим в сжатые сроки, которые диктуются повсеместно растущим на территории области антропогенным воздействием на природные комплексы.

Характеристикам территории (имеющие природоохранное значение растительные сообщества, места произрастания и обитания редких и охраняемых видов растений и животных) в наибольшей степени отвечает именно выбранная категория ООПТ – государственный природный заказник областного значения.

Разработанный проект организации заказника областного значения без отвода земель, с достаточно жестким режимом охраны, но без полного изъятия территории из лесохозяйственного и рекреационного использования, является удачным компромиссом, позволяющим успешно решать природоохранные задачи и учесть государственные интересы, связанные с целевым использованием лесов, а также нужды местного населения, связанные с возможностью прогулочного отдыха на природе и любительского сбора грибов и ягод.

Вариант организации государственного природного заказника областного значения без изъятия земель реалистичен, включает все необходимые условия и отличается возможностью оперативной реализации, что при существующих высоких темпах развития негативных антропогенных воздействий на природные комплексы Подмосковья является важнейшим условием их сохранения. Организация заказника, установление и неукоснительное исполнение его режима особой охраны, позволит вывести на качественно новый уровень охрану местообитаний редких видов животных и растений и природных комплексов в целом на его территории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...