Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политико-правовая сфера жизни общества

Человек и общество

  1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
  2. Человек, индивид, личность.
  3. Потребности и способности человека.
  4. Особенности межличностных отношений.
  5. Малая группа.
  6. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
  7. Исторический процесс и его участники.
  8. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
  9. Цивилизация и формации.
  10. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
  11. Целостность современного мира, его противоречия.

Социальная сфера жизни общества

  1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
  2. Социальные группы и общности.
  3. Собственность, ее формы.
  4. Предпринимательская деятельность.
  5. Человеческая деятельность, её многообразие.
  6. Деятельность и общение.
  7. Социальный статус личности.
  8. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
  9. Трудовая деятельность человека.
  10. Свобода в деятельности человека.
  11. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
  12. Особенности социального познания.

Духовная сфера жизни общества

  1. Религия. Свобода совести. Атеизм.
  2. Основные ценности и нормы морали.
  3. Человек и культура.
  4. Духовный мир личности. Мировоззрение.
  5. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
  6. Духовное производство и духовное потребление.
  7. Познание. Истина и её критерии.
  8. Научное познание. Значение научной теории.
  9. Общество и научно-технический прогресс.
  10. Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
  11. Образование и его роль в развитии общества.

Экономическая сфера жизни общества

  1. Государство и экономика.
  2. Рыночные отношения в современной экономике.
  3. Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности современной экономики.
  4. Россия на пути к рыночной экономике.
  5. Человек в системе рыночных отношений.

Политико-правовая сфера жизни общества

  1. Политическая система общества, её структура.
  2. Правовое государство.
  3. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ.
  4. Демократия. Демократическая политическая структура.
  5. Право, его роль в жизни общества.
  6. Юридическая ответственность, её виды.
  7. Законодательная, исполнительная, судебная власти в РФ.
  8. Правовые основы брака и семьи.
  9. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
  10. Правонарушение, виды правонарушений.
  11. Права ребёнка.
  12. Право на образование: содержание и гарантии.
  13. Права и обязанности гражданина РФ.
  14. Федерация, ее субъекты.
  15. Государство, его признаки.
  16. Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
  17. Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
  18. Политический статус личности.
  19. Парламентаризм. Федеральное Собрание РФ.
  1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.

 

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определённая группа людей, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

Рассматривая общество с социологической точки зрения, можно определить понятие «общество» как некую группу людей, которых объединяют общие интересы и цели. Выделением конкретного этапа в историческом развитии народа или страны характеризуется исторический подход к пониманию общества.

Понятие «общество» имеет также и этнографический смысл, в этом случае внимание акцентируется на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей.

Приведенные трактовки имеют следующие общие характеристики:

общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;

определённое количество людей нельзя назвать обществом: для этого их должны объединять в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;

любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;

связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).

В широком смысле, с философской точки зрения, общество – это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

Поэтому общество – это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов.

 

Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Для анализа этой сложноорганизованной системы учёными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами общества было принято считать сферы общественной жизни.

Принято выделять 4 подсистемы (или сферы) общественной жизни:

экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

социальная (структура общества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом);

политико-правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование);

духовно-нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.).

Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов – например, таких как общественные (социальные) институты.

Институты общества:

семья;

производство;

государство;

образование;

религия.

Слово “институт” происходит от латинского слова “установление”. В различных определениях понятия общественный (социальный) институт акцентируются разные признаки данного понятия.

Социальный институт – это:

Объединение людей для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности;

чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий;

следование образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях;

наличие правовой основы этих способов деятельности и социального контроля за ними.

В обществе как в сложной динамической системе между всеми отдельными подсистемами и элементами существуют многообразные причинные и функциональные связи. Определённые явления в обществе влекут за собой как следствие другие явления (это причинные связи) и в то же время отдельные элементы выполняют определённую роль в функционировании всего общества (это функциональные связи).

 

  1. Человек, индивид, личность.

Человек представляет собой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектом общественно-исторической деятельности и культуры.

Как и все другие существа человек неотделим от природы – он ее часть и продукт природной, биологической эволюции.

Процесс биологической эволюции от высших приматов до современного человека называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” – человек и “генезис” – происхождение).

Ступени развития человека:

Дриопитек – самый далёкий предок человека (14-20 млн. лет назад).

Рамапитеки – 10–14 млн. лет назад. Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян.

Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый) – появились около 2,5–3 млн. лет назад – обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Дату появления Homo habilis современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Питекантропы

Неандертальцы

Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих. Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.

Индивид (от слова – неделимое, особь) – это человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Индивидом обычно называют единичного, конкретного человека, которого рассматривают как биосоциальное существо особенно выделяем социальную сущность человека.

Понятие «человек» употребляют, когда желают показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также показать, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличить понятие «личность».

Личностью называют человеческий индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Личность подразумевает социальную индивидуальность и неповторимость каждого человека. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социальный уровень человека формируется на протяжении жизни и включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д. Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.

Социальный статус – это положение в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства.

Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”.

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

 

  1. Потребности и способности человека.

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Ученые выделяют три группы потребностей:

биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Американский психолог А.Маслоу выделил следующие группы потребностей:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Способности человека определяются и биологическими и социокультурными особенностями его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Например, хороший слух, красивый голос певца, способность быстро бегать, особенности памяти. Очень важно еще в детстве отметить эти задатки и развивать способности в нужном направлении.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности. Способности человека могут проявиться только в его деятельности. Не у всех людей одинаковые способности. Одни склонны к естественно-научным дисциплинам, другие – к гуманитарным.

Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.

 

  1. Особенности межличностных отношений.

Межличностные отношения характеризуют взаимосвязи отдельных личностей и могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.

Система взаимосвязей:

взаимодействие – согласованность действий;

взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;

взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств.

Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства – деловые, личные, приятельские.

Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба». Наиболее часто чувства выражают симпатию, и противоположность ей – антипатию.

В процессе межличностных отношений люди не просто обращаются, а оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений.

Функции общения

Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникации бывают следующих видов:

Материальная – обмен материальными ресурсами;

Духовная – обмен культурными ценностями;

Информационная – обмен деловой информацией.

В структуре общения и коммуникации выделяют:

субъект – тот, кто является инициатором общения;

предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)

средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

Функции общения:

обмен информацией и материальными ресурсами;

передача опыта;

координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;

удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;

социализация – становление человека как личности.

Таким образом, общение с другими людьми представляет собой необходимое условие становления полноценной личности человека.

 

  1. Малая группа.

Для удовлетворения своих потребностей люди часто стремятся объединиться. Социологи называют эти объединения социальными общностями.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.

Только в малой группе возможно личное (неформальное) общение между ее членами (первичная группа). Между участниками больших групп и социальных организаций (вторичные группы) чаще распространено социальное (формальное) общение.

Малыми группами называются семья, школьный класс, дружеская компания и т.д.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам:

совместная деятельность;

единство цели;

межличностное взаимодействие;

характер отношений между членами группы.

Положение человека в малой группе называется статусом. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем. В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д.

Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников

Значение малой группы

Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека.

Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Формы малой группы

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований.

Однако исходных форм всего две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые, подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы.

Диада состоит из двух человек (например, пары влюбленных). Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, т. е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем - от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.

Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен. Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается.

Иное дело триада. Триада — активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение.

Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться. Но когда то же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие.

Диада — крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

Структура малой группы

Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Следовательно, у него наибольшие авторитет и власть. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своим личным качествам.

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом (“самое слабое звено”). Он не участвует в принятии решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.

Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько. Когда лидеров больше одного, группа раскалывается на подгруппы. Их называют кликами.

Хотя лидер в группе один, авторитетных лиц может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее “ядро”.

Если, к примеру, надо устроить вечеринку или сходить в поход, то ядро выступает в роли организаторов.

Итак, лидер — фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют (по умолчанию) ему власть и право принимать решения в интересах всей группы. И делают это добровольно.

Заключение: малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало, и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией.

Структура группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 40-х годов под влиянием работ К. Левина, Дж Хоманса, Р. Бейлза и других.

В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей.

Сделаем выводы о малой группе: она находится в конце типологии социальных групп, так как у нее самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы — диада и триада. На них распадаются более крупные формирования (социальные организации – большие группы – все общество).

  1. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.

 

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Признаки нации:

общности территории;

общность языка;

общность экономической жизни;

общие черты психического склада;

национальное самосознание.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Россия – многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает, по оценкам авторов программы микропереписи 1994 г, представителей более 170 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 1,5 – 2 раза больше этнических общностей. По своему национально-государственному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых "коренными" являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающего около 130 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами. Межнациональные отношения – материя особо тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды. Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй. На современном этапе национализм многих этнических общностей — своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.

Причины межнациональных конфликтов:

территориальные споры;

исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

стремление народов к созданию собственной государственности.

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

отказ от насилия и принуждения;

поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

территориальными спорами;

исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;

попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

отказа от насилия и принуждения;

поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

 

  1. Исторический процесс и его участники.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества;

содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы.

Народными массами можно назвать социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.

Ещё одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы выделяются по различным признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространёнными социальными группами являются классы, сословия, страны.

Каждая из социальных групп имеет общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых учёные называют историческими деятелями. Таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть. Однако кроме них большое влияние на развитие общества оказывают великие учёные и деятели культуры и искусства.

Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Ступени человеческой истории

В науке существует несколько подходов к определению этих ступеней (стадий), различающихся в том числе в зависимости от того, какой фактор общественного развития признаётся основополагающим.

Один из подходов к историческому процессу принято называть формационным. Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.

Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.

Идею стадиального развития разделяют и большинство сторонников теории постиндустриального общества, где ступенями развития выступают доаграрное общество – аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество.

К стадиальному принципу относится и теория модернизации, по которой все общества делятся на традиционные и современные. Переход первых ко вторым и составляет содержание модернизации. Согласно этой теории, основой модернизации является замена конкретных отношений традиционного общества (тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде; созерцательное, образное мышление; важная роль традиций; сословно-кастовая, иерархическая структура, коллективизм, вмешательство государства во все сферы деятельности общества, господство принципа “власть выше закона”) формально-рациональными отношениями современного общества.

Главными чертами современного общества признаются индивидуальная свобода личности; свобода хозяйственной деятельности, основанной на частном предпринимательстве; незыблемость прав человека, политический плюрализм, интенсивное производство, рациональное мышление, правовое государство, неприкосновенность частной собственности.

Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:

Формационный подход

Цивилизационный подход

Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.

Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.

Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.

Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.

Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

Однако надо отметить, что внутри цив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...