Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы безопасности жизнедеятельности (7 часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По окружающему миру

 

для ученика 1 класса

Титова Аркадия

 

 

 

Составитель:

 

 

Санкт-Петербург

2015 год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом особенностей развития слабослышащих детей и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, Просвещение, 2006г.). Составители сборника: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по окружающему миру:

· формирование у учащегося элементарных понятий о природе;

· расширение его представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;

· формирование навыков правильного поведения в семье, в школе, в общественных местах, на улице и природе;

· воспитание любви к родным, внимательного отношения к друзьям, взрослым, уважения к их труду;

· формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой;

· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

 

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ №31 на 2015 – 2016 учебный год рассчитана на 66 часов (исходя из 33 учебных недель в году).

Коррекционная направленность курса «Окружающий мир» выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире, а также формирования речи как средства общения. Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента обучающихся, имеющих нарушения слуха и речи.

У данного учащегося имеется кохлеарный имплант, поэтому он относится к категории слабослышащих. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирова­ния в речевой деятельности. Кроме того, данный учащийся имеет сложную структуру дефекта. Этим объясняется своеобразие субъективных отношений ребенка со сложным дефектом и с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. В результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает не слышащий ребенок со сложным дефектом по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления его личности. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества.

Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащегося с ОВЗ овладевают под руководством и с помощью учителя и с опорой на речевые таблички, иллюстрации.

 

Основной коррекционной целью рабочей программы является воспитание у школьника внятной и грамотной речи.

Коррекционными задачами на уроках окружающего мира являются следующие:

§ создание слуховой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции глухого учащегося со сложным дефектом;

§ использование ЗУА;

§ использование различных форм речи;

§ применение речевых табличек и иллюстративного материала;

§ осуществление коррекции звуко-произносительной стороны речи учащегося;

§ применение индивидуального подхода.

 

Специфика организации обучения ребёнка с нарушением слуха, имеющего сложное строение дефекта: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащего учащегося; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухого со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения данного учащегося речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.

 

Изучение предмета ведется в двух направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство с обществен­ной жизнью, трудом людей, культурой поведения.

Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью наше­го общества разнообразны: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, бесе­ды и чтение о труде, о людях труда, просмотр кино- и диафильмов, теле- и радиопередач, подготовка к праздникам и т. п. Полученные представления дети закрепляют в своей практиче­ской деятельности (учебные занятия, дидактические и творческие игры, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд и др.).

Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею; ведется работа по формирова­нию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре по­ведения в природе и работа по организации посильной деятельно­сти по охране природы.

Задача этого раздела заключается в том, чтобы на конкретном и доступном материале познакомить детей с живой и неживой при­родой, сформировать у них первоначальное представление о приро­де как едином целом, научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы, между природой и трудовой дея­тельностью людей.

В свою очередь, приобретаемые знания служат формированию мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного отноше­ния к природе, чувства патриотизма и понимания прекрасного.

Первоначальные знания о природе являются основой для даль­нейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способству­ют развитию словесно-логического мышления.

Связующим звеном всех разделов является изучение труда лю­дей и организация практической деятельности детей (общественно полезной, трудовой, игровой).

Изучение тематики первого направления («Наш дом», «Наша школа», «Город, где мы учимся», «Родная страна») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам на­капливать, обогащать и систематизировать представления об окру­жающем мире, о близком и далеком.

Предмет «Окружающий мир» тесно связан с остальными предме­тами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей способствуют лучшему пониманию учебного матери­ала по таким предметам, как русский язык, технология и др. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на дру­гих уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогаща­ются, приобретают большую практическую направленность.

Информация об УМК:

1. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. Ознакомление с окружающим миром. 1 класс.

Учебник для С(К)ОУ I и II видов. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.: ил., утвержден приказом по школе-интернату от года.

 

Основными технологиями являются:

· использование электронно-образовательных ресурсов;

· личностно-ориентированная технология;

· здоровьесберегающая технология;

· проблемного обучения;

· развивающее обучение;

· игровая технология;

· модульное обучение.

Формы организации познавательной деятельности:

· индивидуальная.

Рабочая программа отражает особенности развития обучающегося.

 

Характеристика учащегося.

У ребенка IV степень тугоухости, он кохлеарно имплантирован. У ученика помимо нарушения слуховой функции имеются различные нарушения в развитии, в том числе ДЦП.

По развитию навыка чтения с губ: понимание резко ограниченно.

Показатели внимания – ниже возрастной нормы. Внимание неустойчиво, переключаемость на очень низком уровне.

Объём кратковременной и долговременной памяти не соответствует возрасту.

Уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления не соответствует возрасту. На невербальном уровне не может даже с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Мотивация к обучению отсутствует, самоконтроль отсутствует.

Трудности в обучении. В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата у ребенка отмечается ряд трудностей, а именно:

1. Невозможность использовать письменную речь.

2. Предъявляемая информация в виде табличек и картинок усваивается с трудом.

3. Трудности при дактилировании и проговаривании предъявляемого речевого материала.

Уровень сформированности познавательных интересов низкий. Основной способ предъявления речевого материала – устно-дактильный с использованием письменных речевых табличек, а также жестовая речь. Дактилологию самостоятельно не использует, путает дактилемы. Мальчик не соотносит дактилему со звуком. Отсутствуют все виды речи, кроме бытовой жестовой на примитивном уровне.

Способность и мотивация к обучению очень низкая. Скорость формирования новых навыков крайне низкая.

Каждый предмет вызывает у Аркадия очень большие трудности.

 

 

Содержание рабочей программы.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

РАЗДЕЛ I (32 часа)

Наш дом (8 часов)

1. Мое имя и моя фамилия.

Требования к уровню усвоения материала.

Называть свое имя и фамилию, подкладывая табличку;

Использовать в речи основные формы приветствия.

2. Мои родные (состав семьи). Имена, родителей.

Требования к уровню усвоения материала.

Называть имена родителей, подкладывая таблички;

Расширять конкретные представления о себе и своей семье, об окружающих их людях, их занятиях, о социальной среде обитания человека.

3. Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры). Выполнение посильных поручений в семье.

Требования к уровню усвоения материала.

Называть домашние помещения; знать их назначение.

Выполнять посильные поручения дома.

4. Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Режим дня первоклассника.

Требования к уровню усвоения материала.

Соблюдать элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;

Соблюдать режим школьника.

Наша школа (8 часов)

1. Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.)

Требования к уровню усвоения материала.

Знать и выполнять правила поведения в школе и классе.

Знать расположение классов и других помещений.

С опорой на таблички называть школьные помещения и мебель класса.

2. Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель. Уважение к труду работников школы.

Требования к уровню усвоения материала.

Называть с опорой на таблички профессии работников школы.

Уважать труд работников школы.

Родная страна (5 часов).

1. Профессии людей, занятых на производстве, транспорте, строительстве. Требования к уровню усвоения материала.

Называть с опорой на таблички профессии людей.

Расширять представления о технике, облегчающей труд людей.

2. Природа города (села). Растения в парке. Бережное отношение к окру­жающим растениям.

Требования к уровню усвоения материала.

Познакомить с разнообразием растительного мира.

Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.

3. Знаменательные даты. 8 марта, 23 февраля, Праздник День Победы.

Требования к уровню усвоения материала.

Знакомить с различными праздничными датами.

Участвовать в подготовке различных утренников.

Основы безопасности жизнедеятельности (7 часов)

Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни).

Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручени­ям и просьбам).

Правила поведения в игре (распределение ролей в игре, проявление инициативы).

Требования к уровню усвоения материала.

Соблюдать элементарные правила поведения в школе, во время занятий, перемен.

Знать и соблюдать правила игры.

Правила поведения в столовой. Правила пользования столовы­ми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.

Требования к уровню усвоения материала.

Соблюдать элементарные правила поведения в столовой.

Называть предметы мебели и столовые приборы.

Соблюдать правила пользования столовыми приборами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...