Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал и процедура исследования




 

В нашем исследовании мы использовали следующие методики:

9. Опросник «Уровень субъективного контроля» (Бажин У.Ф., Голынкина Е.А. и Эткинд А.М.)

Опросник был разработан в 1984 году на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (1966).

Авторы данной методики исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может иметь вариации в различных жизненных сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявления этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, к здоровью и болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений. Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформировавшийся у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник содержит 44 вопроса, 7 шкал, указанных выше.

Методика была апробирована на 1610 человеках. Внутренняя согласованность, или однородность, теста проверялась по формуле Кронбаха; на выборке 595 чел. Полученный коэффициент «альфа» соответствует от 0.5 до 0.76. Фактически все основные шкалы внутренне согласованы. В большинстве западных методик, направленных на исследование локуса контроля личности, коэффициент «альфа» равен от 0.58 до 0.85.

Надежность опросника составила для шкалы Ио 0.72, а для остальных шкал - от 0.42 до 0.74.

Влияния социальной желательности ответов интернального или экстернального полюса и корреляций со шкалами лжи по другим опросникам не обнаружено.

Конструктивная валидность шкал демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кеттела.

10. Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory, СРI) разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Предназначен для оценки личностных характеристик и выявления качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности. Применяется для диагностики испытуемых в возрасте от 12 лет и старше. CPI может использоваться для диагностики в индивидуальной и групповой форме. Руководство к CPI составлено Х. Гоух, переведено на русский язык И.М. Дашковым, Н.А. Курганским в 1995 г. Калифорнийский опросник CPI включает в себя 462 утверждения. В результате обработки получаются показатели по 20-ти шкалам (3 из них контрольные). Первая группа шкал позволяет прогнозировать эффективность межличностного взаимодействия. Вторая группа шкал характеризует личностные ценности, самоконтроль. Третья группа шкал характеризует направленность на интеллектуальную сферу и достижения. Четвертая группа шкал направлена на оценку интересов, образа или стиля жизни личности.

Опросник имеет достаточно высокую ретестовую надежность, что подтверждается авторитетными источниками. Валидность также признается высокой, без указания конкретных цифр. Тест хорошо стандартизирован: выборка репрезентативна (6200 женщин и 7150 мужчин). 178 утверждения взято из состава MMPI. Дискриминативность хороша, ближе к отличной. CPI является на сегодняшний день, по оценкам специалистов, одним из лучших личностных тестов.

11. Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан). Опросник направлен на определение уровня личностной тревожности. Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

12. Опросник исследования тревожности подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева). Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д. Спилбергера (STPI - State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д. Андреевой в 1988 году. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Гнев и тревога - базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д. Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету.

Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.

13. Интервью на основе моральных дилемм об ответственности направлено на выявление понимание атрибутивного компонента ответственности подростками, а также на то, насколько конкретный подросток является ответственным в пяти сферах жизнедеятельности: учебная деятельность, дружеские отношения, любовь и влюбленность, семейные отношения и материальные ценности, включая отношение к деньгам.

Интервью построено на анализе подростками определенных ситуаций, которые построены так, что решение неопределенно, то есть поведение человека нельзя оценить как хорошее и плохое, но можно оценить локус контроля его действий. На основе этого и выделяется атрибуция ответственности. Всего имеются 10 ситуаций. Изначально, их было больше, но практика показала, что после десятой дилеммы подростки перестают серьезно анализировать предложенный материал. Каждая ситуация оценивается по шкале 0-10 баллов в заданных сферах. Далее вычисляется средний балл по каждой сфере.

В исследовании приняли участие 60 подростков, среди опрошенных было 33 девочки и 27 мальчиков, 38 - из полных благополучных семей, 22 - подростки, которые не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав.

Мы использовали следующие методы статистического анализа:

1. коэффициент ранговой корреляции Спирмена

2. анализ межгрупповых различий при помощи U-критерия Манна-Уитни

Статистическое обоснование выбранных методик

Мы бы хотели обратить внимание на тот факт, что аналогичные шкалы в выбранных опросниках имеют корреляцию друг с другом.

Согласно корреляционному анализу шкала имеются значимые прямые корреляции между следующими шкалами:

- Ответственность (CPI) и Самоконтроль (CPI) - 0,71.

-  Ответственность (CPI) и Общая интернальность (УСК) - 0,83.

-  Общая интернальность (УСК) и Самоконтроль (CPI) - 0,59.

-  Самоконтроль (CPI) и Ответственность (CPI) - 0,72.

Анализ расчетов корреляционных связей между шкалами ответственности и самоконтроля по методике CPI и шкалами атрибутивности ответственности, выделенными из интервью, представлен в таблице.

Согласно корреляционному анализу шкала имеются значимые прямые корреляции между следующими шкалами:

Ответственность и Самоконтроль (CPI) - 0,72.

Ответственность (CPI) и все шкалы, обозначенные в интервью, за исключением шкалы «Дружба».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...