Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда гармоничные пространственные соотношения цветов нарушены, возникает иррациональное беспокойство.




Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, светлота цвета и, во-вторых, размер цветового пятна. Для того чтобы определить светлоту тех или иных цветов, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне. При этом мы убедимся, что интенсивность действия или степень светлоты отдельных цветов различны.

Гёте установил простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счете решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету.

По Гёте степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:

желтый:
оранжевый:
красный:
фиолетовый:
синий:
зеленый:

Приведем соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

  • желтый: фиолетовый = 9: 3 = 3: 1 = 3/4: 1/4
  • оранжевый: синий = 8: 4 = 2: 1 = 2/3: 1/3
  • красный: зеленый = 6: 6 = 1: 1 = 1/2: 1/2

Если для гармонизации размеров цветовых пятен опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого дополнительным фиолетовым цветом.

 

ДЛЯ гармоничных соотношений пятен, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

  • желтый: фиолетовый = 1/4: 3/4
  • оранжевый: синий = 1/3: 2/3
  • красный: зеленый = 1/2: 1/2

Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

желтый:
оранжевый:
красный:
фиолетовый:
синий:
зеленый:

Или:

  • желтый: оранжевый = 3: 4
  • желтый: красный = 3: 6
  • желтый: фиолетовый = 3: 9
  • желтый: синий = 3: 8
  • желтый: красный: синий = 3: 6: 8
  • оранжевый: фиолетовый: зеленый = 4: 9: 6

Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой.

На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Он построен следующим образом:

  • сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:
    • одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4: 3/4,
    • другая треть для оранжевого и синего, как 1/3: 2/3,
    • и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2: 1/2.

Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый.

 

 При ее изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора — и насыщенность, и размер цветового пятна самым тесным образом связаны между собой.

На рисунке 46 красный и зеленый цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зеленый как дополнительные цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.

При резко выраженном контрасте цветов по площади они начинают производить совершенно новое впечатление.

На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зеленый по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать сильнее.

В разделе, посвященном симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст по площади цветовых пятен. Оказавшийся в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более сильное впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как на рисунке 46. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжелых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.

Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвященном контрасту светлого и темного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого светлого пятна на его плече с общим объемом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, желтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля в его картине «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелено-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины. Согласование размеров цветовых пятен, по меньшей мере, столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен.

Формы, размеры и очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.

Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его светлотой и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого желтого пятна, поскольку его светлота усиливается самим окружением.

Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.

НЮАНС.

Нюанс – это незначительное, тонкое отличие в какой-либо характеристике предмета или явления, оттенок в цвете, звуке, форме. В цветоведении НЮАНС – это противоположность явлениям контраста.

В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, как для сохранения своей жизни, так и для охоты. Нюансные сочетания наиболее характерны для животных и растений средних широт, севера, непроходимых тропических джунглей и т. п. Там, где в меньшей степени наблюдается контраст света и тени, связанных с солнцем. Нюансные сочетания подчеркивают взаимосвязь всех элементов природы, объединяют все живые существа в единую гармоничную цветовую гамму.

Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы, корректирует недостатки, незаметно успокаивает глаз и дает ощущение покоя и надежности, но и пульса жизни в сравнении с равномерной поверхностью. Нюанс – основа качественной реалистической живописи, контраст же – ее выразительность. Основным типам контраста соответствуют свои типы нюанса, они могут дополнять и усиливать друг друга.

 

1. По тону –

2. По цвету (монохром) –

3. По насыщенности –

4. По теплоте\хладности

5. (По площади цветовых пятен)–

Символика цвета.

Оптическому восприятию цвета человеком часто сопутствуют физиологические и психические ощущения. Это порождает определенный комплекс ощущений от каждого цвета.  

Каждый человек отдает предпочтение конкретному цвету в соответствии со складом характера, здоровьем, образом жизни, возрастом и событиями в личной истории.

Подобное воздействие цвета применяется в цветотерапии, диагностике состояния здоровья и для создания определенной атмосферы в искусстве и дизайне.

Символическое значение цветовых оттенков складывалось у людей на протяжении веков и бывает довольно различным у разных народностей.

Личные цветовые предпочтения

 

 


Символика цвета. Ассоциации.

Физиологическое и психологическое восприятие спектральных цветов.


цвет

физиология

психика

+ - + -
ЖЕЛТЫЙ излучает свет, тепло, свежесть, повышает частоту пульса и сердцебиения, усиливает потоотделение и немного повышает кровяное давление примесь Ч, Ф, Сер. и все «+» исчезают позитив, активность, оптимизм, интуиция, веселье, свобода, энергия, самореализация, надежда, пробуждает ожидания и готовит к активным действиям примесь Ч, Ф, Сер – болезнь, вина, зависть, предательство, обман, двуличие, сомнение, недоверие и безумие
         
ОРАНЖЕ ВЫЙ привлекает внимание, горячее излучение, стимулирует аппетит,  повышает частоту пульса и сердцебиения, усиливает пото-отделение, повышает кровяное давление. слишком заметен – бросается в глаза, раздражает, грубый и кричащий особая привлекательность для детей 3-6лет, позитив, активность, оптимизм, веселье, свобода, энергия, самореализация, ранит своим напором, скрытая агрессия
         
КРАСНЫЙ (к-о) привлекает внимание, горячее излучение, повышает частоту пульса и сердцебиения, усиливает потоотделение, повышает кровяное давление, улучшает обоняние, вкус, аппетит, в К свете все кажется длиннее и тяжелее повышает выброс адреналина усиливает половое влечение, азарт жизнь, подвижность, важность, энергия, богатство, красота, преобразование\революция, опасность, кровь, ад, страсть, рана, ущерб, агрессия
         
ФИОЛЕТОВЫЙ фиолетовый (+К) способствует небольшому электрическому возбуждению кожи, привлекает внимание. (+С) понижает реакцию, успокаивает. когда К=С – раздражает неопределенностью, тревожит Духовность, мистика, (Ж – ясность, познание; Ф – туман, неизвестность, загадка) По соседству с Ж может угнетать, в тусклом варианте – суеверие, темный Ф – предчувствие катастрофы
         
СИНИЙ проясняет сознание, мышление, успокаивает, понижает кровяное давление, потливость, чувство голода и частоту сердцебиения. Ощущение прохлады, управляемость, податливость, расслабление для ярких оттенков синего не работает эффект успокоения и расслабления, на теле смотрится пугающе, цвет ушиба, обморока. постоянство, истина, небо, океан, море, манящая даль\глубина, надежда. Божественная милость, смирение и поклонение. Ощущение мира и покоя, созерцание. Осознание цели в жизни. Надежда, доверие, значимость, солидность. Гармония, контроль, ответственность нравится почти всем, иногда считают цветом депрессии и грусти, особенно, если синего много. Отстраненность, официальность
         
ЗЕЛЕНЫЙ «великий гармонизатор», отдых глазам, расслабление, (К – стимуляция новых идей, З – реальное воплощение в жизнь этих идей). Зеленый интерьер «ускоряет» время, «сокращает» длину и «увеличивает» вес. Позитивный настрой.   природа, экология, растительность, малахит, изумруд, ирландские мифы, рост, развитие, весна, Афродита. цикл жизни. Равновесие и гармония, связь причины и следствия. Медицина. Св. зеленый – симпатия, яркоЗел. – изобретательство, изобилие, целительство. СВ. Троица(православие), Мухаммед (ислам) (ж\з)болезнь, слизь, тоска, неестественность, гной, тошнота серо-зеленый - обман
         
ЧЕРНЫЙ визуально сжимает размер, производит ощущение потенциальной мощной энергии, усиливает уверенность в себе заряд отрицания, высокомерия, пугает материальность, роскошь, официальность,  шик, элегантность, ночь, тьма, потусторонние силы, хороший вкус, воздержание и самоограничение, Африка, монашество, пост, отречение, отрицание общественных ценностей и морали. зло, магия, колдовство, траур, печаль, смерть, неизвестность, несчастье, мрачность, черный юмор, депрессия, бездна
         
БЕЛЫЙ ощущение света и свежести, явление «послевидения» (мягкие оттенки) яркие белые стены ухудшают зрение, раздражают и утомляют, может возникнуть мигрень, невинность, чистота, мир, свобода, день, Небеса, ангелы, святые, боги, Божественная чистота и радость, совершенство, Христос, Воскресение. Снег, облака, младенец, невеста, абсолютный минимализм, мед. униформа погребальный саван, пелены умершего, призраки, яркая белая вспышка шокирует
         
СЕРЫЙ нейтральное впечатление (идеальный фон), способность меняться под любой хроматический оттенок. избыток вызывает скуку и ощущение безнадежности. серьезность, терпение, серебро, сталь, минимализм, изысканность, сумрак, самоуглубление и отрешение (в монашестве), интеллект, труд, сила и долголетие, надежность, консерватизм, благородство, сумерки, дымка, туман, непогода, уныние, серые будни, пепел, паутина, призраки, неясность
         
КОРИЧНЕ ВЫЙ улучшает способность к рассуждению и логическим умозаключениям, увеличивает склонность к честным поступкам притупляет остроту мышления, замедляет реакции сердце, дом, убежище, надежность, защита, хлеб, печеньки, комфорт, вспаханная земля, кора дерева, замша. Смирение, практичность, скромность, простота, трудолюбие; Шоколад, кофе, коньяк, карамель грязь, *****, гнилые овощи, рутина, повседневность, тяжелая работа, упертость
         

 


Значение цвета в разные исторические периоды у разных культур.

КРАСНЫЙ.

Общие значения: самые сильные эмоции +\-, возбуждение, динамика, опасность, секс, любовь, биение сердца, знамя революции, нечистые силы, святые мученики. Жизнь, зло, страсть, энергия, НАЧАЛО.

Самый первый различаемый цвет для младенцев и у первобытного человечества после ахр. Ч и Б.

Значения очень разнятся в зависимости от оттенка красного.

Первобытные культуры:   огонь, пламя, жар, кровь – жизненная сила, рождение. Адам – (иврит) «красная глина»

Древний мир: на многих др. языках слово «красный» происходит от слова «кровь», эликсир здоровья, сигнал любви и страсти. Ацтеки: бог весны с востока, сердце, чувства, плодородие. Индуисты: радость, жизнь, энергия, творчество. Африканские народы: обряды инициации. Египет: красные демоны (идея перешла в христианство)

Средневековье: платье невест, свадебные атрибуты в исламе, Индии, Китае, Тайване, Корее, у славян, на Руси.

Оберег от зла и болезней– Греция, Япония, Россия

 

Розовый: Индия – чувственность, Др. Япония –бедность, Китай – счастье.

 

ЖЁЛТЫЙ.

Общие значения: Солнце, золото, священное, Божественная любовь; власть, высокое положение, престиж

Древний мир: Др. Греция – Аполлон, щедрость, благородство, мудрость, бож. силы, для невест и жрецов. Иудеи: - свадебный навес, сияние Древа Жизни.

Средневековье : Ирландия – королевская власть, страны Африки – королевская власть, благословение при изменениях, Индонезия – солнце и питание всего сущего, Япония – золот. Небеса, Индия – платье невесты до свадьбы как оберег, Китай – священный, благородство, святость, имератор и свита, мудрость, цивилизация, благоприятные перспективы; Будда; Корея – счастье. Европа – (+ч) вина, предательство, измена, низкосортность (желтая пресса), карантин.

Новое время: Америка – надежда, счастливое возвращение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...