Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления и объекты оперативного поиска и их характеристика




 

 

Каждый способ, которым совершаются преступление, оставляет следы в материальной и интеллектуальной сферах. В этой связи преступники, преследуя цель избежать наказания, прилагают максимум усилий к уничтожению или маскировке этих следов. Для экономических преступлений характерны некоторые особенности следообразования:

- поскольку преступления совершаются в сфере экономики и тщательно маскируются, то внешне они, зачастую, имеют вид нормальных хозяйственных операций;

- в этой связи орудия совершения преступлений существенно отличаются от тех, которые используются при совершении общеуголовных преступлений;

- подавляющее большинство экономических преступлений оставляет следы в различных документах (управленческих, бухгалтерских, технологических, составленных контролирующими органами и др.);

- в связи с тем, что совершение экономических преступлений, в конечном итоге, преследует получение виновным материальных благ или выгоды, предметы преступного посягательства (материальные ценности, денежные средства) могут похищаться как непосредственно в процессе совершения преступления, так и присваиваться в дальнейшем, уже при осуществлении правомерных хозяйственных операций.

Следы подготавливаемых, совершаемых (совершенных) экономических преступлений проявляются в виде определенных фактов, явлений, которые принято называть поисковыми признаками.

При обнаружении таких признаков следует учитывать, что они лишь указывают на возможное совершение преступления, то есть в различных ситуациях одно и то же явление может быть как преступным, так и правомерным. Например: длительный период материально-ответственное лицо списывает материальные ценности по максимально допустимым нормам убыли. В процессе проверки информации может быть установлено следующее:

1-я ситуация: условия хранения материальных ценностей (по независящим от материально-ответственного лица обстоятельствам) не соответствуют установленным требованиям, в связи с чем имеют место существенные потери и списание является правомерным.

2-я ситуация: условия хранения материальных ценностей являются оптимальными, а их списание по максимально допустимым нормам убыли позволяет материально-ответственному лицу создавать, для последующего хищения, неучтенные излишки.

По внешним проявлениям признаки, свидетельствующие о возможном совершении экономических преступлений можно условно поделить на следующие группы:

1. Признаки поведения (действий) лиц, подготавливающих, совершающих либо совершивших экономическое преступление. Эти признаки могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности лица. Например:

- в производственной сфере – выполнение должностным лицом действий, не входящих в его компетенцию; систематическое совершение различных злоупотреблений; халатное отношение к выполнению функциональных обязанностей и др.;

- в бытовой сфере – образ жизни не по средствам законно получаемых доходов; наличие связей с лицами, представляющими оперативный интерес и т.п.

Для того, чтобы сузить круг лиц, среди которых целесообразно вести поиск, необходимо прежде всего обращать внимание и изучать поведение следующих категорий людей:

- ранее судимых за совершение корыстных преступлений и имеющих по роду работы доступ к товарно-материальным ценностям;

- в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела, либо уголовные дела прекращены (за исключением случаев прекращения дел за отсутствием события и состава преступления);

- осужденных условно, либо к наказаниям не связанным с лишение свободы;

- должностных и материально-ответственных лиц, выполняющих на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности и систематически допускающих факты недостач, растрат, порчи и иных непроизводительных потерь товарно-материальных ценностей;

- лиц, не наделенных указанным полномочиями, но имеющих доступ к предметам преступного посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы и обеспеченных явно не по средствам;

- лиц, выполняющих обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности и допускающих различные корыстные злоупотребления, обеспеченных не по средствам законно получаемых доходов;

- подвергавшихся административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение различных корыстных злоупотреблений;

- должностных лиц, допускающих нарушения производственной, плановой, договорной штатной и финансовой дисциплины, занимающихся приписками;

- других категорий лиц, чье поведение свидетельствует о том, что они могут совершить или совершили преступление.

2. Признаки, присущие похищенным материальным ценностям. Такими признаками могут быть:

- несоответствие данных в сопроводительных документах фактическому наличию; несовпадение ассортимента; реализация товаров, не имеющихся в торговле;

- сдача в комиссионные магазины крупных партий однотипных товаров;

- продажа товаров по ценам не соответствующим действующим и т.д.

3. Признаки фальсифицированных документов. Такими признаками могут быть:

- неправильное, неполное заполнение реквизитов;

- расхождение данных различных экземпляров одного документа;

- расхождение данных различных документов, отражающих одну хозяйственную операцию и т.п.

4. Признаки, присущие орудиям совершения экономических преступлений, а также материальным объектам, с помощью которых готовилось, совершалось либо маскировалось преступление. Такими признаками могут быть: приобретение либо использование транспортных, измерительных, контролирующих, а также иных механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и иных средств лицами, которые не должны их использовать по роду своей деятельности.

5. Признаки, отражающие отдельные факты, явления, которые могут являться следствием преступной деятельности либо свидетельствовать о подготовке, совершении или маскировке преступлений. Такими признаками могут быть:

- оформление связей руководящих должностных лиц на работу в подведомственные организации;

- получение кредитов с нарушением существующих правил;

- безаукционная приватизация государственных объектов и др.

Информация об указанных и иных признаках, свидетельствующих о возможном совершении экономических преступлений может быть получена оперативным сотрудником из различных источников. К основным из них относятся:

1. Непосредственное выявление оперативным работником признаков экономических преступлений в процессе:

- посещения обслуживаемого объекта;

- изучения содержания управленческих, технологических, бухгалтерских, финансовых и иных документов, отражающих хозяйственную деятельность обслуживаемого объекта и его производственных связей;

- изучение документов, составленных сотрудниками государственных контролирующих, правоохранительных органов;

- осуществление на обслуживаемом объекте, а также по месту жительства или времяпрепровождения лиц, представляющих оперативный интерес, и иных местах (например: рынках, местах скупки краденного и т.п.) оперативно-розыскных мероприятий (осмотров, опросов граждан, наведения справок, наблюдения и др.);

- взаимодействия с различными субъектами, располагающими сведениями, представляющими оперативный интерес;

- проведения запланированных оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета.

2. Информация, поступающая от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. Такие лица ориентируется на:

- выявление лиц, представляющих оперативный интерес и их связей, причем не только по месту работы, но и в других сферах жизнедеятельности: по месту жительства, времяпрепровождения и т.п.;

- обнаружение документов (плановых, технологических, бухгалтерских и др.) со следами материальной и интеллектуальной подделки;

- определение фактов отклонений от нормальной производственной и иной деятельности. (например: незаконных хозяйственных операций; фактов семейственности, круговой поруки в коллективе; нереагирования администрации на имеющие место нарушения; материальной обеспеченности лиц, явно превышающей законные доходы и т.д.).

С целью сбора таких сведений на объекты (участки), представляющие оперативный интерес, внедряется лица оказывающие конфиденциальное содействие, либо подбираются новые лица для оказания содействия. Таковые подбираются из числа:

- лиц, работающих на обслуживаемом объекте;

- граждан, не работающих на объекте, но часто посещающих его в силу производственной либо иной необходимости и имеющих обширные связи среди его работников;

- связей лиц, представляющих оперативный интерес, способных осуществлять наблюдение за объектом поиска по месту жительства и времяпрепровождения;

- лица, которые ранее оказывали конфиденциальное содействие.

3. Информация, получаемая из других оперативных аппаратов и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

4. Из других источников первичной информации следует особо отметить иные правоохранительные органы и государственные контролирующие организации.

Полученная из перечисленных и иных источников первичная информация, как было указано ранее, перепроверяется и реализуется по соответствующим направлениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...