Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Численность постоянного населения Волгоградской области за 1995- 2003 гг (тысяч человек)




 

Годы Численность населения
2693,4
2702,6
2702,3
2699,7
2693,0
2676,5
2658,2
2636,5
2615,9

ТЕМА 7. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТАТИСТИКЕ.

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 10 - 11. ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (4 ЧАСА).

1. Понятие индекса, его содержание и значение в экономике.

2. Общие индексы количественных показателей (решение задач).

3. Индексы цен, их расчет и использование в экономике и статистике.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ:

1. Что называется индексом в статистике?

2. Какие задачи решают с помощью индексов?

3. Что характеризуют индивидуальные индексы? Приведите примеры.

4. Для чего необходимо деление на индексы объемных (количественных) и качественных показателей и какая система взвешивания принята в теории индексов?

5. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует? Напишите формулу.

6. Как исчисляются агрегатные индексы цен (Пааше и Ласпейреса), чем они отличаются и что они показывают? Напишите их формулы.

7. В чем выражается взаимосвязь индексов цен, физического объема продукции и товарооборота, как практически она используется?

8. Как определить долю влияния различных факторов на изменение результативного показателя?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача 1.

 

В фермерском хозяйстве «Рассвет» урожайность в отчетном периоде увеличилась на 10 %, а посевные площади – на 5%. Найти индекс урожайности по хозяйству.

 

Задача 2.

 

По колхозному рынку имеются следующие данные:

 

Количество и цены проданных продуктов

 

Наименование продукта Продано в базисном периоде, единиц Продано в отчетном периоде, единиц Цена за единицу в базисном периоде, руб Цена за единицу в отчетном периоде, руб  
Картофель, кг 120,0 140,0 6,0 8,0
Говядина, кг 50,0 80,0 100,0 120,0
Молоко, л 40,0 35,0 12,0 15,0

 

Вычислить: 1) общие индексы товарооборота, физического объема продукции и цен;

2) общую сумму экономии или дополнительных затрат за счет изменения цен; абсолютное изменение физического объема продукции и товарооборота

 

Задача 3.

 

Известны следующие данные о работе универмага:

 

Реализация товаров по универмагу

Наименование товара Продано в базисном периоде по ценам базисного периода, руб Изменения в продажах в отчетном периоде, % по сравнению с базисным
Шерсть, м 1520,0 + 20 %
Сукно, м 2500,0 - 5 %
Сатин, м 4800,0 + 2 %

 

Найти изменения физического объема товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в % и в абсолютном выражении.

ТЕМА 8. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИКЕ.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ 12. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫБОРОЧНЫХ МЕТОДОВ В СТАТИСТИКЕ (2 часа).

  1. Виды и способы отбора в выборочное наблюдение
  2. Средняя и предельная ошибки выборочного наблюдения
  3. Определение объема выборки.
  4. Решение задач.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Охарактеризуйте сферы применения и особенности различных способов формирования выборочной совокупности.
  2. Каким образом оценивается доля признака?
  3. Какие факторы влияют на определение объема выборки при различных способах отбора?
  4. От чего зависит репрезентативность выборки?
  5. Что такое средняя ошибка выборки и от чего она зависит?
  6. Как определить объем выборки, если неизвестна генеральная дисперсия?
  7. В чем преимущества механической выборки и как определяется величина ее стандартной ошибки?
  8. Что такое доверительный интервал и в чем его преимущества? Что такое уровень доверия?
  9. Как выглядит доверительный интервал для оценки среднего значения?
  10. Чем отличается величина средней квадратической ошибки простой случайной выборки при повторном и бесповторном отборах? Какая из этих ошибок больше?
  11. Как распространяются данные выборочного наблюдения на генеральную совокупность?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Задача 1.

 

Среди выборочно обследованных 1000 семей региона по уровню душевого дохода (выборка 2%-ная, механическая) малообеспеченных оказалось 300 семей. Требуется с вероятностью 0,997 определить долю малообеспеченных семей во всем регионе.

Задача 2.

Для определения среднего возраста 1200 студентов факультета необходимо провести выборочное обследование методом случайного бесповторного отбора. Предварительно установлено, что среднее квадратическое отклонение возраста студентов равно 10 годам.

Сколько студентов нужно обследовать, чтобы с вероятностью 0,954 средняя ошибка выборки не превышала 3 года?

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ 13. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ (2 ЧАСА)

1. Виды статистической связи.

2. Методы изучения взаимосвязей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Назовите основные виды статистических связей.
  2. В чем состоит отличие между стохастической и функциональной связью?
  3. Что представляет собой корреляционная связь?
  4. Какими статистическими методами исследуются функциональные и корреляционные связи?
  5. В чем достоинства и недостатки метода параллельных рядов и аналитических группировок?
  6. Какие основные задачи решаются с помощью корреляционного и регрессионного анализа?
  7. Что собой представляют линейные коэффициенты корреляции и детерминации? Каковы их смысл и назначение.

 

В ЦЕЛЯХ КОНТРОЛЯ ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СЕМИНАРОВ.

РАЗДЕЛЫ КУРСА, ИЗУЧАЕМЫЕ ВО 2 СЕМЕСТРЕ

 

РАЗДЕЛ «СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ. СТАТИСТИКА РЫНКА ТРУДА, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ».

ТЕМА 1. СТАТИСТИКА ЧИСЛЕННОСТИ, СОСТАВА И ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

СЕМИНАРЫ 1-2. СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ (4 ЧАСА).

1. Задачи и направления использования данных статистики населения.

2. Источники данных о населении.

3. Основные показатели статистики населения: расчет и содержание.

4. Возможности статистической оценки влияния демографических параметров на развитие территории (на примере Волгоградской области)

5. Статистические проблемы учета и анализа миграции. Особенности и последствия различных видов миграции в России и регионах

6. Решение задач по теме

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите основные источники информации в статистике населения.

2. Что является объектом наблюдения в статистике населения?

3. Что подразумевается под понятиями «постоянное» и «наличное» население?

4. Как определяется средняя численность населения за тот или иной период?

5. Назовите основные виды демографических структур.

6. Почему переписи населения считаются самым полным источником данных о населении?

7. Перечислите основные показатели естественного движения населения.

8. Назовите основные показатели миграции населения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Демография и статистика населения. Учебник (И.И.Елисеева, Э.К.Васильева, М.А.Клупт и др.; Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Медков В.М. Демография: Учебник.. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 576 с.

3. Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 640 с.

4. Социально-экономическая статистика : учебник для бакалавров / под ред. М. Р. Ефимовой. – 2-у изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. – 591 с.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.