Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Источники статистической информации. Статистическое наблюдение




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (2 ЧАСА)

1. Наблюдение как первая стадия статистического исследования: общая характеристика, программа и методология.

2. Основные формы и виды наблюдения.

3. Основные проблемы организации наблюдения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение статистического наблюдения.

2. Кем может проводиться статистическое наблюдение?

3. Что является целью наблюдения?

4. Что такое «объект наблюдения» и как он определяется?

5. Что представляет собой единица наблюдения

6. В каких формах осуществляется наблюдение?

7. Перечислите основные виды ошибок, возникающих при наблюдении, и поясните, какие приемы используются, чтобы избежать их появления.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Учебники из списка основной литературы
  2. Елисеева И.И. Уроки российских переписей населения // Вопросы статистики. – 2009. - № 4. – С. 8 – 10
  3. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. – 2009. - № 1. – С. 17 – 30
  4. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // Вопросы статистики. – 2012. - № 2. – С. 3 – 9
  5. Суринов А.Е. Об итогах всероссийской переписи населения 2010 года в Северо-Кавказском федеральном округе // Вопросы статистики. – 2012. - № 6. – С. 6 – 9
  6. Клупт М.А., Никифоров О.Н. Альтернативные методы проведения переписей населения: применимы ли они в России? // Вопросы статистики. – 2010. - № 9
  7. Чудилин Г.И. Перепись населения как инструмент оценки устойчивости социально-экономических систем: региональный аспект // Вопросы статистики. -2010. - № 10

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Задание 1.

Для изучения состава студентов, поступающих на подготовительное отделение какого-то вуза, сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статистического бланка в виде карточки, в которой фиксировались бы основные социально-демографические характеристики поступающих.

 

Аудиторный тестовый контроль основных понятий темы. Примеры вопросов теста:

1. Объект статистического наблюдения – это:

А) единица наблюдения;

Б) статистическая совокупность;

В) единица статистической совокупности;

Г) совокупность признаков изучаемого явления.

 

2. Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого:

А) заполняются статистические формуляры;

Б) обучается кадровый состав для проведения наблюдения;

В) обрабатывается полученный в ходе наблюдения материал.

 

3.По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает:

А) периодическое;

Б) в виде отчетности

В) документальное;

Г) монографическое.

 

4. Ошибки регистрации возникают:

А) только при сплошном наблюдении

Б) только при несплошном наблюдении

В) как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.

 

5. При изучении продолжительности срока службы кинескопов целесообразно наблюдение:

А) сплошное

Б) методом основного массива

В) монографическим методом

Г) выборочное

 

ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ (2 ЧАСА).

1. Сводка: основное содержание и задачи.

2. Метод группировок, его особенности и принципы построения группировок.

3. Статистические ряды распределения, понятие и виды.

4. Определение количества групп и величины интервала ряда распределения.

5. Построение и анализ вариационных рядов.

6. Графический анализ рядов распределения.

7. Статистические таблицы, их построение и использование в статистике.

8. Сущность и назначение графиков. Основные виды графиков.

9. Решение задач по теме занятия

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ.

1. Почему сводка и группировка считаются вторым этапом статистического наблюдения?

2. Какие виды сводки вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?

4. В чем сложность выбора группировочного признака?

5. Какие задачи решает статистика при помощи метода группировок?

6. Дайте характеристику типологических, структурных и аналитических группировок. Какие задачи они решают?

7. В чем выражается взаимосвязь вышеуказанных группировок?

8. Дайте определение статистической таблицы. В чем основное отличие статистической таблицы от других таблиц?

9. Что такое подлежащее и сказуемое таблицы.

10. В чем состоит основное содержание графического метода анализа статистической информации?

11. Какие виды графиков по форме графического образа вы можете назвать?

12. Какие виды графиков выделяются по способу построения и задачам изображения?

13. Приведите примеры диаграмм сравнения. Чем они отличаются от других графических построений?

14. Что такое статистические карты, каковы их возможности? Приведите примеры.

15. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы? Приведите примеры.

16. От чего зависит решение вопроса об определении числа групп и границ интервала между ними?

17. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?

18. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?

19. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Используя сборники Волгоградского областного комитета по статистике (выдает преподаватель), найдите примеры:

- простых группировок;

- сложных комбинированных группировок.

Поясните, в чем различие между ними. Определите возможность трансформации нескольких простых группировок в комбинированную.

 

Задание 2.

Используя данные о численности постоянного населения Волгоградской области за период с 1979 по 2010 годы, постройте линейный график и столбиковую диаграмму. Поясните достоинства каждого из видов графических построений.

 

Задание 3.

Отметьте в таблице, к каким группировочным признакам относятся признаки, перечисленные в таблице. Ваш ответ по строке обведите кружком.

 

Признак Атрибутивный Количественный
Форма собственности    
Пол человека    
Возраст человека    
Стаж работы    
Профессия    
Национальность    
Отрасль производства    
Объем продукции    
Наименование продукции    
Размер стипендии    
Балл успеваемости    

 

Задание 4.

Разработайте макеты таблиц для статистической характеристики населения Российской Федерации:

1) по полу и возрасту

2) по брачному состоянию

3) по образованию

4) по источникам доходов

Задача 1.

Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов: 5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5. Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию. Постройте ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: не успевающие и успевающие. Изобразите ряды графически.

 

Задача 2.

Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 000 и 10 000 рублей.

 

Задача 3.

Располагая данными об урожайности (ц / га) по группе колхозов области за отчетный год:

 

28 25 45 38 25 30

40 30 40 40 30 45

38 45 25 45 38 40

25 28 38 25 40 30

30 40 30 30 28 38

Построить:

5) дискретный ряд и полигон распределения

6) интервальный ряд распределения, образовав пять групп с равными интервалами.

7) Построить гистограмму распределения.

 

По теме проводится аудиторная контрольная работа. Студент письменно отвечает на один теоретический вопрос и решает одну задачу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...