Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы несовершенной конкуренции




 

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

 

Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.


44. Теория управления фирмой – менеджмент.

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.

По масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить: генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).Организационные функции генерального менеджмента предприятия включают: - непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в•соответствии со стратегией деятельности компании - управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы - контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. — координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Менеджмент на уровне отдела (подразделения) выполняет следующие функции: постановка целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи. Как показала практика, применение планирования создаст следующие важные преимущества: - делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; - проясняет возникающие проблемы - стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе - улучшает координацию действий в организации - создаст предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров - увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией - способствует более рациональному распределению ресурсов; - улучшает контроль в организации[17]

 


45. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы.

Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учёту рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности.
Основные принципы маркетинга применены практически во всех областях коммерческой деятельности (например, банковское дело, страхование, туризм) и некоммерческой практики (здравоохранение, образование, политика и другое). Вместе с тем, разработка конкретных маркетинговых мероприятий требует дифференциального подхода, учитывающего специфические особенности той или иной отрасли.
Таким образом введение в практику предпринимательства концепции маркетинга позволяют решить целый комплекс вопросов:
1. установить двусторонние отношения между продавцом и покупателем путём изучения рынка, распределения, продвижение товара и рекламы;
2. определить параметры производства в зависимости от количества и качества характеристик потребностей, покупательной способности потребителя;
3. развивать рекламу и другие формы стимулирования сбыта;
4. осуществлять координацию всей работы по удовлетворению интересов потребителя как главной цели предпринимательства;
5. наличие специализированных организаций, способных оказать помощь в осуществлении маркетинговых мероприятий.
В основе маркетинга лежат следующие понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Если говорить упрощенно, то потребности выливающиеся в конкретные желания, которые с учётом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки, то есть маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.

Цели маркетинга:
1. Максимизация потребления, максимизирующая производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества.
2. Максимизация степени удовлетворения потребителей. Здесь более важным является не увеличения потребления, а достижение роста степени удовлетворённости потребителей.
3. Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их потребности.
4. Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.
На основе результатов подобных маркетинговых исследований сотрудники службы маркетинга вырабатывает рекомендации по определению целей и задач предприятия по продаже производимых им товаров и услуг, по улучшению их качества и целесообразности разработки новых видов товаров и услуг в соответствии с пожеланиями потребителей, по ценовой политике, по совершенствованию способов доставки и развитию сети сбыта, а также предложения по программе действий (плана маркетинга), направленные на продвижение товаров и услуг конкретной рыночной ситуации.
После утверждения руководством плана маркетинга осуществляются соответствующие меры, связанные с продвижением товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции. Такие меры осуществляются по основным направлениям:
- доведение до потребителей при помощи рекламы информации о товаров и услугах, производимых предприятием, и их преимуществах по сравнению с производимыми конкурентами;
- личное обращение с потребителями, в процессе которого могут решаться не только вопросы, связанные с исследованием рынка, но и продвижением товаров и услуг (вплоть до непосредственной их продажи на месте конкретному потребителю);
- создание привлекательного образа (имиджа) предприятия в глазах общественности путем спонсорской, благотворительной деятельности, помощи науке, культуре, проведения различных конкурсов, лотерей и другого.
Следует при этом отметить, что основными факторами, влияющими на продвижение товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции и роста объёма их продажи, является качества товаров и услуг, их цена и возможность предложения новых товаров и услуг по сравнению с конкурентами. Таким образом, в целом по своему содержанию деятельность специалистов маркетинговой службы предприятия включает два основных направления:
- деятельность, связанную с анализом рынка товаров и услуг, производимых предприятием (маркетинговые исследования);
- деятельность, связанную с продвижением (обеспечением продажи) товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции.
46. Первоначальное накопление капитала – исходное начало становления предпринимательства.

Первоначальное накопление капитала - насильственный процесс превращения массы непосредственных производителей (прежде всего крестьян) в наёмных рабочих, а средств производства и денежных богатств - в капитал; исторически предшествовал капиталистическому способу производства. Первоначальное накопление капитала было подготовлено развитием производительных сил, ростом товарно-денежных отношений и формированием достаточно широких национальных рынков. Расширение в недрах феодализма товарно-денежных отношений усиливало экономическую дифференциацию и разорение мелких товаропроизводителей. Появление мануфактуры вызвало увеличение спроса на рабочую силу. В этих условиях на первый план выступали насильственные методы экспроприации крестьян и мелких ремесленников. «Классическим» примером таких методов были огораживания пахотных наделов крестьян и общинных земель английскими лендлордами, получившие особенно большое распространение с конца 15 в. В 18 в. английский парламент издал ряд законов («статуты об огораживаниях»), по существу разрешавших крупным землевладельцам полностью присваивать общинные земли. Массовое обезземеливание непосредственных производителей и ломка феодальных аграрных отношений привели к тому, что к началу 19 в. английское крестьянство исчезло как класс.

На смену мелкой крестьянской собственности на землю пришло крупное землевладение нового типа, связанное с организацией капиталистических фермерских хозяйств. Насильственная экспроприация крестьянства и узурпация земли лендлордами отрывали массы людей от привычных средств существования, лишали их не только прежнего хозяйства, но и крова. Быстро увеличивалась армия пауперов, превращавшихся по существу в бродяг и нищих. Существенное влияние на формирование пролетариата в странах Западной Европы в 16-18 вв. оказало государство, издавшее ряд законодательных актов, вошедших в историю под названием «кровавого законодательства против экспроприированных».

Оно было направлено на то, чтобы заставить неимущих людей работать по найму и подчинить их капиталистической дисциплине труда. Важнейшим условием интенсивного развития процесса было освобождение крестьянства от личной крепостной зависимости. Другая сторона процесса - превращение узурпированных средств производства в капитал и формирование буржуазии. Мощными факторами, ускорившими процесспервоначального накопления капитала, послужили колон, войны и хищническая эксплуатация населения захваченных колоний. Пользуясь монопольным положением и опираясь на активную поддержку государства, западноевропейские торговые компании диктовали колониальным странам грабительские условия коммерческих сделок. Наряду с этим они прибегали к прямым захватам земель в колониях, разграблению сокровищ, военным контрибуциям. В колониальных странах создавались крупные плантационные хозяйства, основывавшиеся на самых бесчеловечных формах эксплуатации местного населения. Использование на многих рудниках по добыче драгоценных металлов и плантациях рабского труда дало мощный толчок расширению работорговли, которая обеспечивала колоссальные доходы, превышавшие прибыли от любых промыслов того времени. Крупные состояния многих английских и голландских капиталистов своим происхождением обязаны варварскому порабощению колониального населения и торговле невольниками. Вместе с тем эксплуатация рабского труда в колониях и работорговля в тот период способствовали развитию мирового рынка. Подчёркивая связь процессов с эксплуатацией рабского труда и работорговлей, К. Маркс называл рабство краеугольным камнем буржуазной промышленности. «Рабство придало ценность колониям, колонии создали мировую торговлю, мировая торговля есть необходимое условие крупной промышленности» [3]

Колониальные захваты и торговые войны требовали крупных правительственных ассигнований. Государственные расходы росли быстрей, чем налоговые поступления, увеличивая дефицит бюджета. Для покрытия его государство должно было размещать займы на крупные суммы среди владельцев денежного капитала. Это позволяло буржуазии, которая выступала в роли кредитора государства, регулярно присваивать значительные процентные доходы, выплачиваемые по правительственным обязательствам. Развитие государственного кредита дало толчок торговле всякого рода ценными бумагами, биржевой игре, приносившей обогащение спекулянтам. Конечным источником процентных платежей по государственным облигациям и последующего погашения этих обязательств являлось налоговое обложение. Поэтому увеличение правительственной задолженности имело неизбежным следствием введение новых налогов и дальнейший рост ставок обложения. Рост налогового бремени ускорил процесс разорения мелких товаропроизводителей. Важным средством первоначального накопления капитала служила также система протекционизма.

Отделение непосредственного производителя от средств производства было в то же время важнейшим условием расширения внутреннего рынка. Становясь наёмными рабочими, массы крестьян и ремесленников вынуждены жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые товары на рынке. Средства производства, которые концентрируются в руках меньшинства, превращаются в капитал, создаётся рынок средств производства, необходимых для расширенного воспроизводства.

Специфические черты, которые процесс принимал в отдельных странах, отражали прежде всего различия в общественном и экономическом строе, особенности исторического развития каждой из стран. Так, в Италии рано исчезли отношения личной крепостной зависимости. На основе интенсивного развития транзитной торговли и международного ростовщичества в 14-15 вв. в городах Северной и Средней Италии сформировались довольно крупные капиталы. С конца 15 в. Испания и Португалия первыми среди западноевропейских стран вступили на путь территориальных захватов и грабежа колониальных владений. Увеличение вывоза шерсти из Испании способствовало ускорению процессов массового обезземеливания крестьянства и превращению пахотных земель в пастбища. Однако начало капиталистического развития относится в этих странах к 16 в. Во Франции основными рычагами были налоговая и откупная система, ростовщичество, протекционизм и колониальная политика. В США процесс в значительной степени опирался на обезземеливание местных индейских племён, работорговлю и хищническую эксплуатацию цветного населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...