Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Подразделения экологии как науки




2. Подразделения экологии как науки

 

В содержательном и предметном отношении экологию как науку делят на две основные части: аутоэкологию и синэкологию (Одум, 1975).

 

Аутоэкология – это наука, которая изучает индивидуальные организмы и отдельные виды. При этом, как правило, особое внимание уделяется жизненным циклам и поведению как способам приспособления к среде (по Ю. Одуму).

 

Сравните с формулировкой понятия синэкология.

 

Синэкология – это наука, которая изучает группы организмов, составляющих определенные сообщества (по Ю. Одуму).

 

Так, если изучается отношение дуба черешчатого (одного дерева или вида в целом), сосны обыкновенной, березы повислой и т. п. к среде, то такое исследование само по себе является аутоэкологическим. Если же изучается лес, в котором как в системе или сообществе произрастает этот дуб (или сосна обыкновенная или береза повислая), то подход будет синэкологическим. В первом случае все внимание сосредоточено на отдельно взятом организме (или отдельном и вполне конкретном виде), и цель исследования состоит в том, чтобы увидеть, как он вписывается в общую экологическую картину, подобно тому как, рассматривая картины живописи, можно сосредоточить свое внимание на каком-то отдельном фрагменте. Во втором случае рассматривается картина в целом, и, если продолжить аналогию с живописью, можно заявить, что изучается композиция картины, которая называется «Окружающая среда».

 

Вместе с тем в последнее время в экологии как науке выделяют новые части и направления: аутоэкологию, демэкологию и др.

 


3. Связь экологии как науки с другими науками и профильными дисциплинами направления подготовки магистров

 

Как самостоятельная наука экология связана с многими другими науками и научными направлениями. Вы легко сможете сами сформировать перечислить перечень наук и направлений и обосновать (детализировать) связь экологии с ними.

 

Задание 6. Перечислите перечень наук и направлений и обоснуйте (детализируйте) связь экологии с ними. Дайте расширенную трактовку этого обоснования в контексте содержательной связи (взаимосвязи) наук, их разделов и (или) направлений науки. Представьте графическую визуализацию связей экологии с другими науками.

 

Обучающиеся самостоятельно разрабатывают несколько версий (редакций) собственного обоснования связи экологии как науки с другими науками и их разделами или с направлениями науки (в более широком смысле слова).

Для повышения эффективности своей работы они используют доступные им ресурсы сети Интернет и существующие на данный момент сведения по данному вопросу. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

Предложенные индивидуальные версии (редакционные формы) обоснований связи экологии как науки с другими науками обсуждаются обучающимися (работа обучающихся в команде) в ходе дискуссии в форме круглого стола. При этом выявляются их (обоснований) сильные и слабые стороны, даются предложения по усовершенствованию каждого из предложенных обоснований отдельно (каждое обоснование «имеет право на жизнь»).

На следующем этапе работы обучающихся в команде проводится мозговой штурм и вырабатывается единое (общее для всех) текстовое и графическое (в виде диаграммы, логической схемы, блок-схемы и пр. ) обозначение связи экологии с другими науками. Выработанный текст вносится в портфолио и записывается на доске или экране.

 


4. Специальный язык, терминологический аппарат, глоссарий экологии как науки

 

Если мы признаем предложенное определение указанного понятия, то, исходя из его трактовки, а именно из того, что экология – это наука, должны будем освоить «специальный язык» и ввести в профессиональное употребление основные термины понятия и определения.

 

Как в любой науке, в «экологии урбосистем» или «урбоэкологии» применяются свои служебные термины, специальные понятия и определения. Используя ресурсы справочных баз данных, составим глоссарий – словарь специальных терминов, понятий и определений.

 

Задание 7. Составьте собственный глоссарий теме «Экология» и теме «Экология урбанизированных систем».

 

Обучающиеся составляют индивидуальную версию (редакцию) глоссария по заданной теме, используя доступные им ресурсы сети Интернет, ресурсы библиотеки, сведения из справочников, учебников, монографий, научных статей. Глоссарий формируется в алфавитном порядке, с введением рубрик (при необходимости) и со ссылками на соответствующий источник. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

На следующем этапе работы обучающихся в команде проводится обобщение индивидуальных версий и вырабатывается единая (общая для всех) редакция глоссария по теме «экология».

 

Подобно всем другим отраслям знания и наукам экология (как наука) развивалась непрерывно, но неравномерно. Труды Гипократа, Аристотеля и других древнегреческих философов уже содержат в себе сведения явно экологического характера, как мы бы их сейчас оценили. Энтони ван Левенгук, более известный как изобретатель первого микроскопа и один из первых микроскопистов начала 18 века, был также пионером в изучении «пищевых цепей» и регулировании численности популяций – двух важнейших разделов современной экологии.

 

Рассматривая вопросы, связанные с экологией урбосистем, невозможно обойти вниманием те их аспекты, которые определяют актуальность данного направления исследований на современном этапе развития человеческого общества. Собственная трактовка указанных проблемных позиций может оказаться весьма полезной при разработке (письменном изложении) магистрами выпускных квалификационных работ (или их частей). В этой связи весьма целесообразно уже сейчас представить в письменной форме свое видение важности и своевременности решения задач и преодоления экологических проблем, возникающих в урбосистемах.

 

Задание 8. Составьте собственное обоснование актуальности проводимых исследований и осуществляемых (выполняемых) мероприятий по теме «Экология урбанизированных систем».

 

Обучающиеся формулируют индивидуальное обоснование актуальности проблем и вопросов по заданной теме. Для повышения результативности своей работы обучающиеся используют доступные им ресурсы сети Интернет, ресурсы библиотеки, сведения из справочников, учебников, монографий, научных статей. Обоснование актуальности формируется с введением рубрик (при необходимости) и ссылками на соответствующий источник информации. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

На следующем этапе осуществляется работа обучающихся в команде и проводится обсуждение индивидуальных версий (редакций) обоснования выявляются их сильные и слабые стороны, определяются варианты и способы усовершенствования текста.

 

Исследования последних десятилетий показали, что совершенно необходимые для жизни на Земле условия (оптимальное соотношение газов в атмосфере, поглощение организмами избыточного углекислого газа (в том числе депонирование углерода), регулирование температуры земной поверхности, нейтрализация усиленной радиации, предотвращение чрезмерного засоления вод Мирового океана) были созданы длительным (около 3, 5 млрд. лет) и усложняющимся взаимодействием живых организмов. В современном многообразии жизни все взаимосвязано, и исчезновение любого элемента биосферы может разрушить систему жизнеобеспечения. Поэтому любая форма жизни на Земле имеет самостоятельную ценность, как и вся природа – результат симбиоза [13, 16]. Через живые организмы прошло большое количество элементов верхней части литосферы, атмосферы и гидросферы. Таким образом, живое вещество создало приемлемую для него среду обитания. После возникновения около 4, 5 млрд. лет назад биосфера прошла несколько этапов эволюционного развития. От первоначального круговорота органического вещества произошел переход к биологическому круговороту – непрерывному обмену веществом и энергией между живыми организмами и окружающей средой в течение всей жизни организмов и после их смерти. Человеческая деятельность превратилась в мощную силу, необратимо и целенаправленно меняющую всю природную среду. Сформированная при определяющем влиянии человечества новая природная среда – биотехносфера – следствие социального и научно-технического развития человека.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...