Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, есть в тексте в виде прямого высказывания?




1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.,

2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

4) Сейчас воспитанных людей стало меньше, чем раньше.

Текст №3

(1) — Наденька, так: вы меня любите? — спросил я.

(2) — Люблю, конечно, люблю,— ответила Надя.

(3) От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа!.. (9) Знала бы она, что меня любит Наденька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка. (11) Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (33) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17) Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» — раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров.

(22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь.

(23) «Держи хулигана!» (24"» Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил – и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31) Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не одинок... (36) Любилии других.

(Ю. Котлярский)

1. В каком предложении автор использует экспрессивные оценочные слова, в которых проявляется его отношение к поведению героя рассказа?

1) 14 2) 18 3) 25 4) 34

Определите стиль и ведущий тип речи текста.

1) разговорный стиль; описание;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; повествование;

4) художественный стиль; описание.

 

Блок № 2 Искусство и литература в нашей жизни. Проблемы культуры. Отношение современного человека к искусству и культуре

Искусство познает мир, отражая действительность в художественных образах. Это способ эстетического освоения мира. Именно художественность является главным свойством произведений искусства. Литература художественная - это искусство слова. Это результат художественного творчества и интеллектуальной деятельности творца в их единстве. Литература обогащает эстетический опыт человека. А знания?

Еще древнегреческие философы советовали: «Человек, познай самого себя!». Около ста шестидесяти лет тому назад один замечательный русский писатель Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна!».

Именно художественная литература помогает человеку познать эту тайну - самого себя, ибо литература в слове воссоздаёт движение, происходящее в духовном, интеллектуальном мире человека, раскрывает причины и следствия человеческих поступков и слов. В художественных произведениях герои рассуждают и совершают поступки, ими движет желание понять свои ошибки, познать самих себя, - и вместе с ними этот путь повторяет и читатель. Такое сотворчество с писателем, возможность для читателя такой формы познания жизни и самопознания и создают уникальность художественной литературы. Вместе с тем литература, оставаясь видом искусства, удовлетворяет и другие потребности человека - потребность в прекрасном, потребность в творчестве.

Вот почему существует такой феномен культуры - художественная литература. Вот почему не иссякнет интерес читателей к непреходящим ценностям литературы классической, и к творчеству писателей-современников.

Общественное предназначение литературы

Как соотносится творчество писателя с жизнью общества? Что оно может дать людям? «Зачем я?» - этот вечный для человека вопрос с особой остротой встает перед художником.

И ответ на него - убедительный, не очень убедительный - мы находим у каждого писателя. Он просматривается во всем творчестве и во всей жизни писателя.

Но есть и непосредственные ответы - раздумья по этому поводу, запечатленные в слове. Вспомним, например стихотворение А.Т. Твардовского

***

Вся суть в одном - единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете-

Живых и мертвых,- знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому -

Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог,

А я лишь смертный. За свое в ответе

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. Итак, как я хочу.

У писателя, создающего эпические произведения, результатом таких раздумий может стать философский трактат «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого. У поэта - чеканный афоризм: «Цель творчества - самоотдача» (Борис Пастернак). Это могут быть записи в дневнике и суждения, высказанные в письмах...

И есть редкие уникальные случаи, когда у писателя возникает потребность создать книгу о писательском труде. Такую книгу написал К.Г. Паустовский и назвал ее «Золотая роза»:

«Это просто заметки о моем понимании писательства и моем опыте... Но если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой».

Текст №4

(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) Итак все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьёт беда! (7) А ещё больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех, (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14) Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.

(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других - это оставлять добрую память о себе.

(Д. Лихачёв)

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

1) Забота о разрушающихся памятниках культуры - не позволительная роскошь для государства.

2) Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.

3) Вид уходящей куль туры оставляет людей равнодушными.

4) Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить память о прошлом, интересоваться и м.

 

Текст №5

(1) До последнего своего часа Пушкин собирал книги. (2) В самые лучшие,

светлые годы, «в изгнанье, горести, разлуке...» - всегда они были неразлучны с поэтом.

(3) Любовь к чтению возникла ещё в детские годы, во время учения в Лицее. (4) Лицейская библиотека была богата. (5) В её шкафах хранились лучшие творения мировой и отечественной классики, обильно были представлены выходившие в то время журналы.

(б) Здесь на протяжении шести лет, питая душу чтением, провел немало

счастливейших часов среди книг и друзей юный Пушкин.

(7) В Лицее родилась и мечта о собственной библиотеке.

(8) Однако лишь во время ссылки в Одессе опальный поэт стал собирать книги.

(9) В книге поэта интересовало всё: и пламенное слово, и бумага, и шрифт, и «одежда». (10) Но, конечно, прежде всего он ценил живую мысль, новое слово. (11) 06 этом свидетельствует пушкинская библиотека, её подбор.

(12) Эта библиотека уцелела до наших дней не полностью. (13) Но и то, что сохранилось, поражает огромным разнообразием. (14) Ныне она находится в Пушкинском Доме.

(15) А с чего начинается у каждого из нас первая книжная полка? (16) Наверное, с нескольких томиков.(17) С нескольких десятков приобретённых на первых порах книг, которые кажутся случайным, беспорядочным собранием. (18) Проходит время. (19) Наша библиотека пополняется. (20) Теперь, правда, берётся уже не всё, а только то, что отвечает интересам ума и души. (21) Невидимая нить связывает одну за другой книги в единое целое, и складывается постепенно, как у Пушкина, библиотека, определяются главные пути подбора книг.

(22) В любую эпоху, в любые времена полезное занятие - собирать хорошие книги, но главное - чаще обращаться к ним. (23) Ведь ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: «Не в библиотеку клади, а в душу».

(Б.С. Горбачевский)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...