Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 7. Главные трезвучия лада.

Билет 1. Лад.Тональность.

 

Лад - это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных общей тоникой. Тоника — наиболее устойчивый звук лада (I ступень). Звуки лада, расположенные по порядку высоты от тоники до тоники вверх и вниз называются гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями и обозначаются римскими цифрами. Основа лада - устойчивые звуки, находящиеся на I - III - V ступенях. Неустойчивые звуки - на II - IV - VI - VII ступенях стремятся перейти (разрешиться) в рядом стоящие устойчивые(II – I, IV – III, VI – V, VII – I). Ступени лада имеют функциональное значение и название. Главные ступени- I - Тоника, IV - Субдоминанта, V - Доминанта. Все остальные ступени - побочные. В музыке существует множество ладов, но наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажор и минор. Высота, на которой расположен лад называется тональностью. Тональности бывают мажорные и минорные, бемольные и диезные.

 

Билет 2. Виды мажора и минора.

 

Существует три вида мажора и минора – натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном виде мажора и минора ступени не изменяются. В гармоническом миноре повышается VII ступень. При этом обостряется её тяготение в I ступень. Доминанта в гармоническом миноре (Dг ) мажорная. В мелодическом миноре повышаются VI и VII ступени. При движении вниз повышение ступеней может отменяться. В гармоническом мажоре понижается VI ступень и усиливается её тяготение в V ступень. В гармоническом мажоре субдоминанта (sг ) звучит минорно. Мелодический мажор в музыке встречается реже. В этом виде мажора понижаются VI и VII ступени. Можно заметить, что верхний тетрахорд мелодического минора совпадает с верхним тетрахордом натурального мажора. Также совпадают верхние тетрахорды мелодического мажора и натурального минора, гармонических мажора и минора. Таким образом, все изменения ступеней приводят к сближению мажора и минора. Основной показатель мажорного или минорного лада - III ступень, находящаяся в нижнем тетрахорде гаммы.

 

Билет 3. Септаккорды.

Септаккорд – это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы. Все септаккорды различаются по септиме между крайними звуками (малая, большая, уменьшенная) и трезвучию в основе аккорда (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное). От одного звука можно построить семь видов септаккордов – три малых (малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой), три больших (большой мажорный, большой минорный, большой с увеличенной квинтой) и один уменьшенный. Тоны, составляющие септаккорд, называются по интервалу от первого звука - прима, терция, квинта, септима. Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Наиболее употребительные септаккорды в ладу: Д 7 с обращениями, мVII 7 , умVII 7 , II 7 . Септаккорды в ладу звучат неустойчиво и требуют разрешения в тонику.

 

 

Билет 4. Метр. Виды размеров.

 

Чередование акцентных сильных и безакцентных слабых долей в определенном темпе называется метром. В нотах метрвыражен размером. Размер - это числовое обозначение метра. Размеры бывают: простые, сложные, смешанные, переменные. Простые размеры - имеют один метрический акцент (сильную долю)- двухдольный и трехдольный, например 2/4,3/4, 3/8. Сложные - состоят из нескольких одинаковых простых размеров, например - 4/4 = 2/4+2/4,

6/8 = 3/8+3/8, 9/8 = 3/8+3/8+3/8, 12/8 = 3/8 +3/8 +3/8 +3/8. В таких размерах есть не только сильная, но и относительно сильная(относительно сильные) доли. Смешанные размеры образуются от слияния нескольких разных по количеству долей простых размеров, например – 5/4 =2/4+3/4, 7/4 = 2/4+2/4+3/4 и т. д. Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей в такте, т.е. когда размер в произведении меняется.

 

Билет 5. Ритм. Группировка длительностей.

Музыкальный ритм - (греч.- стройность, соразмерность) упорядоченное, организованное метром чередование и соотношение звуков разной или одинаковой длины. В музыке ноты имеют различную длительность. Нередко они объединяются в группы (пунктирные ритмы,сочетания восьмых с шестнадцатыми и т.д.), образуют ритмический рисунок музыкального произведения, собственно ритм. Группировка длительностей - обьединение нот по долям или тактам в соответствии с размером. В размерах, где доля равна четверти (2/4, 3/4, 4/4 и т.д.) - длительности группируются по долям. В простых размерах, где доля восьмая (3/8) - ноты группируются вместе, целым тактом. В сложных размерах ноты группируются не только по долям (4\4), но и по простым тактам (6/8, 9/16,12/16). При этом должна быть видна граница между ними. Основная форма дробления длительностей в музыке - четная. Основные длительности (четного деления) - это целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. Среди ритмических групп встречаются различные формы произвольного деления основных длительностей. Так, триоль образуется от деленияосновной длительности на три части вместо двух (например, четверти на три восьмых, половинной на три четверти). Существуют также квинтоли, секстоли, дуоли(деление длительности с точкой на две части).

 

Билет 6. Аккорд. Виды трезвучий.

 

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием. От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия. Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий: 1. Мажорное или большое трезвучие (Б53 )состоит из большой терции внизу и малой - вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.

2. Минорное или малое трезвучие (М53 ) состоит из малой терции внизу и большой - вверху, между крайними звуками также чистая квинта. 3. Увеличенное трезвучие (Ув53 ) состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.

4. Уменьшенное трезвучие (Ум53 ) состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта. Трезвучия имеют обращения - секстаккорд и квартсекстаккорд. На ступенях натурального мажора и минора можно построить три мажорных трезвучия, три минорных и одно уменьшенное. Увеличенное трезвучие строится только в гармонических ладах, т.е. на белых клавишах его построить невозможно. В тональности трезвучия имеют функциональное значение (тоника, субдоминанта. доминанта).

 

Билет 7. Главные трезвучия лада.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Всего их семь. Три из них являются главными, четыре — побочными. Главные трезвучия располагаются на I, IV, V ступенях. В мажоре они звучат мажорно, в миноре — минорно. Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Трезвучие на I ступени лада— тоническое, (обозначается - Т 5/3 в мажоре, t5/3 – в миноре), состоит из устойчивых звуков, в ладу звучит устойчиво. Трезвучие на IV ступени лада– субдоминантовое, (обозначается - S5/3 в мажоре и миноре) имеет 2 неустойчивых звука и один общий с Тоникой (I ступень), в ладу звучит неустойчиво. Трезвучие на V ступени лада — доминантовое, (обозначается D5/3 в мажоре и миноре) - (латинское dominanta – господствующая) имеет 2 неустойчивых звука — вводные ступени — VII и II и один общий с Тоникой (V ступень).


В гармоническом миноре образуется мажорная доминанта, в гармоническом мажоре – минорная субдоминанта. Главные трезвучия лада ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимодействия устойчивых и неустойчивых звуков). Доминанта имеет в своем составе VII ступень и более остро тяготеет в тонику. Субдоминанта не имеет ярко выраженного тяготения в тонику и может переходить в доминантовый аккорд. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...