Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты экономической теории




ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука

Экономика – (от греч. oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) – 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающие обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способ распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

 

Экономическая наука или экономическая теория – наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение.

Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Функции экономической науки

1. Теоретическая

2. Практическая

3. Прогностическая

4. Мировоззренческая

5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом.

Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. economics). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, получившая название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономией является марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм (разработанная В.И. Лениным экономическая теория). Одно из принципиальных различий между учениями экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая деятельность, а во второй — экономические отношения.

 

Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Факторный доход -в условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый факторный доход:

Труд – заработная плата – материальное вознаграждение за труд (стоимость труда);

Земля – рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности, затрат и дополнительных усилий.

Капитал – процент – капитал как средство производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, представляющего собой денежные средства, используемые для организации производства.

Предпринимательские способности – прибыль – это финансовый результат предпринимательской деятельности, доход, остающийся после вычета из выручки всех производственных и торговых затрат.

 

Экономические системы

Экономические системы – организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Экономические системы различают по способам регулирования деятельности производителей, решающих в условиях ограниченности ресурсов основные вопросы экономики. В командной экономике основным рычагом регулирования выступает государственный план, в рыночной экономике – цена товара, в традиционной главная роль принадлежит традициям и обычаям.

Важно учитывать и такие характеристики системы, как господствующие формы собственности, механизмы государственного регулирования и роль государства в экономике.

Традиционная экономика – эк-ая система, в которой создаваемые блага не изменяются, как правило, в течении сотен лет и производятся в минимальных количествах, достаточных для поддержания существования. Основная часть ресурсов (пастбища, пашни, охотничьи угодья), используемых для удовлетворения потребностей, принадлежит общинам.

В традиционной экономике используется ручной труд, господствует замкнутая система организационно-экономических отношений. Хозяйственные единицы (семьи, поместья, общины), опираясь на собственные ресурсы, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, разделение труда практически отсутствует.

Административно-плановая система – эк-ая система, в основе которой лежит способ фундаментальных проблем экономики, основанный на безраздельном господстве государственной собственности на средства производства, централизованном планировании экономики и административных методах управления.

Черты командной экономической системы:

- ликвидация частной и установление государственной собственности на средства производства;

- регулирование хозяйственной деятельности страны и распределение экономических благ на основе единого плана, разрабатываемого государством;

- внеэкономические методы принуждения.

Рыночная система – экономическая система, основанная на многообразии форм собственности, свободном предпринимательстве, рыночном ценообразовании.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ограниченных ресурсов.

Важная составляющая – конкуренция – соперничество между производителями товаров и услуг за лучшие производства, купли и продажи товаров.

Главный недостаток рыночной экономики – неравенство в доходах, приводящее к расслоению и конфликтам в обществе.

Смешанная экономика – рыночная система, основанная на многообразии форм собственности, свободном предпринимательстве и регулируемая государством.

Большинство ресурсов находится в частной собственности и распределяется через рыночный механизм, но немаловажную роль играют государственные предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, энергетики, общественного транспорта.

Государство в странах со смешанной экономикой выполняет следующие функции:

- разрабатывает долговременную стратегию индустриального и научно-технического развития в соответствии с национальными приоритетами;

- поддерживает важные для общества социальные институты и сферы жизнедеятельности (образование, науку, культуру, здравоохранение, экологию, оборону);

- определяет приемлемый уровень благосостояния общества и четко его контролирует (устанавливает дополнительные социальные обязанности для обеспеченной части общества, выплачивает пособия малоимущим и т.п.).

 

Рынок и рыночный механизм

Рынок – это совокупность отношений и инструментов сотрудничества экономических субъектов по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Условия функционирования:

- свобода выбора экономическими субъектами ресурсов, видов и способов хозяйственной деятельности, потребительских благ и услуг

- конкуренция – соперничество производителей и потребителей за наиболее выгодные условия реализации своих интересов.

- свободное и равновесное ценообразование – формирование цены под влиянием спроса и предложения.

Совершенная конкуренция – тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого-либо влияния на рыночную цену продукции; при этом доступ на рынок свободен для всех.

Функции рынка:

1) интегрирующая, которая сводит воедино изолированные решения многочисленных экономических субъектов, отбирая те из них, которые ведут к цели наиболее эффективным путем;

2) информационная, выявляющая общественные потребности и соответствующие им объемы и структуры производства;

3) регулирующая – распределяет и перераспределяет ресурсы в соответствии со структурой платежеспособных потребностей, определяя тем самым структуру производства;

4) стимулирующая – нацеливает на поиск наивысшей эффективности путем снижения издержек, внедрения новой техники и передовой технологии.

Виды рынков:

а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынок товаров и услуг; рынок недвижимости; рынок труда; рынок ценных бумаг (фондовый рынок); рынок капитала; финансовый и денежный рынок.

б) по географическому положению:

- местный рынок; национальный рынок; региональный рынок; мировой рынок.

в) по отраслям:

-рынок зерна; рынок автомобилей; рынок компьютеров и т.д.

Базовые элементы рыночной системы: потребитель (тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (человек, фирма, общество). Стремится совершать рациональный выбор, т.е. удовлетворять свои потребности с наименьшими затратами ограниченных средств) и производитель (человек, фирма, предприятие, изготавливающие и продающие товары и предоставляющие услуги. Стремится поступать рационально, т.е. получать большую прибыль с наименьшими затратами).

Субъекты рыночной экономики: фирмы (торговые и промышленные предприятия, использующие факторы производства для создания экономических благ с целью получения прибыли; производственные объединения) и домашние хозяйства (собственники факторов производства, потребители товаров и услуг).

Основой экономического механизма рыночной системы является взаимодействие спроса и предложения.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут приобрести в данный момент при данных ценах.

Закон спроса – чем выше цена, тем меньшее количество благ и услуг захочет приобрести потребитель, и наоборот, чем меньше цена, тем выше спрос.

Предложение – количество товаров и услуг, имеющиеся на рынке или способное быть туда доставленным на данный момент времени.

Закон предложения – чем выше цены, тем большее количество товаров и услуг готовы предложить рынку продавцы.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемое продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы приобрести покупатели.

Недостатки рыночной системы:

1. Механизм конкуренции имеет тенденцию со временем ослабевать и порождать неравенство в распределении доходов, что может привести к социальным конфликтам.

2. Данная система ориентирована на индивидуальные интересы и слабо учитывает коллективные и общественные потребности. Ресурсы на эти потребности при распределении их через рыночный механизм будут поступать в последнюю очередь либо не будут поступать вообще.

3. Рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции, не в состоянии обеспечить полную занятость и стабильность цен, что проявляется в таких явлениях, как безработица, инфляция, недогрузка производственных мощностей.

 

Постоянные и переменные затраты

Затраты – выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции.

Постоянные затраты – это затраты предприятия, не зависящие от объема производства. На содержание зданий, на содержание административного аппарата, расходы на коммунальные услуги и т.д.

Переменные затраты – это затраты предприятия, величина которых зависит от объема производства. Приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, тары, упаковки, рекламы и пр.

 

Финансовые институты. Банковская система.

Финансовые институты – государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчётных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг = банки + финансовые компании + инвестиционные фонды + сберегательные кассы + пенсионные фонды + взаимные фонды + страховые компании.

1. Пенсионный фонд – фонд, созданный частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.

2. Инвестиционные компании – финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг. Инвестиционная компания выступает посредником между заёмщиками и частным инвестором, выражая интересы последнего. Привлечённые средства компания размещает в своей стране или за рубежом путём покупки акций и облигаций предприятий. Разнообразный набор ценных бумаг позволяет этим компаниям уменьшить риск потери капитала и обеспечить надёжность доходов вкладчиков.

3. Страховые компании – организации, оказывающие страховые услуги. Они используют средства специальных страховых фондов (отчисления предприятий, граждан), предназначенные для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями.

4. Фондовые биржи. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов.

5. Межгосударственные финансово-кредитные институты: Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития. Они занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле.
6.3.6. Финансовые компании специализируются на предоставлении потребительского кредита и мелких ссуд индивидуальным заёмщикам (оформление через магазин покупки в кредит).

Финансовые посредники – это субъекты экономики, выполняющие роль посредников между теми, кто желает вложить свои временно свободные денежные средства с целью получения доходов (или хотя бы с целью недопущения обесценения), и теми, кому необходимы дополнительные финансовые ресурсы.

Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции.

Структура банковской системы двухуровневая: верхний уровень – центральный (эмиссионный банк). Нижний уровень – коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки, и небанковские кредитно-финансовые институты.

Центральный банк – являющийся собственностью государства или непосредственно контролируемый государством банк, который должен обеспечивать стабильность функционирования банковской и денежно системы своей страны.

Функции ЦБ:

- эмиссия банкнот (выпуск в обращение новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении)

- аккумуляция и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны

- кредитование коммерческих банков

- проведение расчетов и переводных операций для правительства страны

- контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческий банк – коммерческая фирма, имеющая лицензию на ведение банковских операций, т.е. операций по привлечению денег, имеющихся у фирм и домашних хозяйств, на предоставление кредитов и другие формы инвестирования привлеченных денег.

 

Основные источник финансирования бизнеса

Бизнес – инициативная экономическая деятельность по производству продукции, оказанию услуг и занятию торговлей, осуществляемая на свой риск с целью получения прибыли.

Финансирование – получение необходимых для деятельности предприятия финансовых ресурсов.

Источники финансирования – это функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а так же экономические субъекты, которые могут предоставить эти финансовые средства.

Внутренние источники финансирования:

- прибыль фирмы – доход от продажи товаров (услуг). При этом на финансирование бизнеса невозможно пустить всю полученную прибыль – часть ее придется выплатить работникам в виде заработной платы, государству в виде налогов, возможно направить на погашение банковского кредита.

- амортизация – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств.

Внешние источники финансирования:

- другие фирмы – фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы.

- продажа акций – привлечение финансов извне

- банки – одолжение дополнительных средств у банка в форме кредита.

- торговый (или товарный) кредит – предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

- государство – одна из форм государственного бюджетного финансирования.

 

Ценные бумаги

Ценная бумага – составленный по установленной форме документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

Признаки ценной бумаги:

- документарность – ценная бумага есть документ;

- воплощает частные права – ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (вещественно-правовые) и, возможно, неимущественного характера;

- начало презентации – предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;

- оборотоспособность – ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

- публичная достоверность – по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.

В зависимости от цели выпуска и характера операций различают следующие виды ценных бумаг: фондовые (акции, облигации), коммерческие (вексель, чек, закладные, залоговые свидетельства).

Облигация – ценная эмиссионная долговая бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Акция – это ценная долевая бумага, которая удостоверяет, в соответствии с требованиями законодательства, отношения совладения.

Вексель – строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводной вексель) уплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

Закладная – документ о залоге должником недвижимого имущества, дающий кредитору право продать заложенное имущество при невыплате долга в срок.

Чек – письменное распоряжение владельца счета банку выдать другому лицу или перевести на счет другого лица определенную сумму денег, указанную в чеке.

 

Деньги.

Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.

Этапы развития современных денег: 1) период полноценных денег; 2) период неполноценных денег.

Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т.е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (т.е. той, которая на этой монете обозначена).

Почему в конечном итоге выбор был сделан в пользу золота? Золото – это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: 1) делимость; 2) портативность (или высокую концентрацию); 3) большую стоимость; 4) наличие в количестве, достаточном для обмена.

Золотой стандарт (1879 – 1934) – 1) денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото; в конце XIX века наиболее развитые страны Европы вслед за Великобританией перешли на золотой стандарт; 2) форма организации денежных и валютных отношений стран, основанная на использовании золота как базисного товара, посредством которого определяется и сравнивается ценность, стоимость разных валют.

Неполноценные деньги - номинальная стоимость никак не соответствует затратам на их изготовление.

Виды неполноценных денег: 1) бумажные деньги; 2) билонные деньги, биллоны (металлические денежные знаки в виде монет, изготовленных из недрагоценных металлов); 3) кредитные деньги (векселя, чеки, пластиковые карточки).

Функции денег:

1) мера стоимости, 2) средство обращения, 3) средство накопления.

Рынок труда. Безработица

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу (способность человека к труду). Рынок труда состоит из людей, продающих рабочую силу, и предприятий, покупающих ее.

Заработная плата – цена фактора труда, формирующуюся под влиянием спроса и предложения на труд. Номинальная з/п – это общая сумма выплат работнику за определенный период времени. Реальная – то количество благ и услуг, которое можно приобрести на номинальную з/п при данном уровне цен.

Занятость – уровень использования трудовых ресурсов.

Безработица – это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что часть трудоспособного населения не имеет работы (или других источников дохода) и активно ищет работу в течение законодательно определенного периода времени.

Причины и виды безработицы:

1. В условиях свободного выбора рода деятельности и места работы часть людей в каждый момент времени переходит с одного места работы на другое, ищут новую работу или, достигнув трудоспособного возраста, впервые пытаются устроиться на работу. Оказавшаяся «между работами» или ожидающая работу определенная часть трудоспособного населения постоянно образует один из видов безработицы – фрикционная безработица.

2. Структурная безработица. Научно-технический прогресс и другие факторы меняют структуру потребительского спроса, что, в свою очередь, приводит к изменениям отраслевой и производственной структур. Одни профессии устаревают и даже отмирают, другие появляются и развиваются. Меняется спрос на работников тех или иных профессий, а также в потребности в них в разных районах. Такие представители должны пройти переподготовку и дополнительное обучение, иногда для этого требуется смена места жительства.

3. Циклическая безработица. В фазе спада делового цикла сокращается и спрос на рабочую силу, а, следовательно, сокращается и спрос на рабочую силу.

Фрикционная и структурная безработица составляют естественную норму безработицы. Она не постоянная, на нее могут влиять демографические факторы, например, увеличение доли молодых людей в составе рабочей силы. Другой важный фактор – расширение программ компенсации по безработице, которые позволяют более продолжительное время искать работ, а, следовательно, увеличивают фрикционную безработицу.

Уровень безработицы оказывает серьезное влияние на состояние экономики, в частности, на объем ВВП. Неспособность экономики использовать труд всех, кто хочет и может работать, означает потерю тех товаров и услуг, которые могли бы быть произведены.

 

Виды, причины и последствия инфляции

Инфляция – повышение общего уровня цен, в результате которого денежные знаки обесцениваются и переполняют каналы денежного обращения.

Причины: сокращение производства, либо выпуск чрезмерного количества денег. Чрезмерное увеличение спроса и рост издержек.

Инфляция спроса – это рост цен, вызванный появлением дополнительной платежеспособности, превышающей производственные возможности. Например, увеличение государственных расходов или повышение спроса на инвестиционные товары во время промышленного бума.

Инфляция издержек – рост цен, вызванный увеличением издержек на единицу продукции при неизменном или сокращающемся спросе. Рост издержек уменьшает предложение товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к повышению цен. Основными причинами инфляции издержек являются рост заработной платы и повышение цен на сырье и электроэнергию.

Заработная плата – важнейший элемент издержек производства. Если профсоюзы добиваются ее повышения, предвосхищая рост цен, и при этом не происходит адекватного повышения производительности труда, то издержки на выпуск единицы продукции растут. Это ведет к сокращению производства и новому росту цен.

Удорожание сырьевых и энергетических ресурсов также влечет за собой повышение цен.

Введение косвенных налогов, в частности, акцизов. В отличие от прямых налогов, они непосредственно прибавляются к ценам, вызывая их рост.

Виды инфляции:

- ползучая (до 10% в год);

- галопирующая (от 10 до 100% в год);

- гиперинфляция (свыше 100% в год);

- супергиперинфляция (более 50% в месяц).

 

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

В структуре экономического цикла выделяются четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем.

Резкое падение производства – экономический кризис.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

Фазы экономического цикла:

1. Экономический подъем характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, пока не будут задействованы все производственные мощности, ростом доходов, а, следовательно, расширением совокупного спрос. Подъем завершается перегрузкой экономики.

2. Экономический спад или рецессия – характеризуется прямо противоположными явлениями: сокращаются производство и потребление, доходы и инвестиции, падает уровень ВВП. Падение спроса на производимую продукцию, которую в большом количестве поставляло на рынок множество предприятий. Плюс: пока кризис развивается, цены на товар падают, что приводит к выходу их создавшегося положения.

3. Депрессия – когда экономика, достигнув дна, топчется на месте – нужно время, чтобы она стала понемногу набирать обороты. Безработица растет, объем производства продолжает уменьшаться. Инвестиционные процессы практически угасают.

4. Оживление – постепенный рост производства, потому что растет спрос; промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, торговля заказывает все больше товаров, растут доходв населения и прибыли предпринимателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...