Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-территориальное деление и социально-экономическое районирование




Территория каждой страны для целей эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно - территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

Таким образом, АТД является утвержденным законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием.

В отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчиненную систему. Например, система АТД в Великобритании состоит из следующих взаимосвязанных единиц: графство - округ - приход; во Франции: департамент - район коммуна; в США: штат - графство - тауншип; в России: области (республики, края) - районы - городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития. Как правило, наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, то есть пересмотра существующих границ.

При подготовке к проведению реформы АТД обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определенных правил. Это позволит избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряженности.

Новые административно-территориальные единицы должны быть: 1) достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств; 2) иметь определенное внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны; 3) по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования), границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. Если районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц, то качество административно - территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между ними.

Географические границы

Проблема проведения географических границ - существует в географии с начала ее становления.

Границы сами по себе не могут рассматриваться только как "оболочки" выделенного района, поскольку оказывают непосредственное влияние на прилегающие к ним территории. Положение экономических объектов относительно границ превращается в важнейший фактор их функционирования. Вблизи политических или административных границ часто возникают зоны "экономического спокойствия", а нередко именно в приграничных районах возникают зоны интенсивной хозяйственной деятельности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ. Государства - важнейшие административные территориальные единицы в современном мире. Нерушимость границ между ними является залогом мирного экономического сотрудничества соседствующих народов, недаром говорят, что хорошие границы делают хороших соседей.

Границы между государствами являются четкими линиями разрыва в территориальной структуре хозяйства, общества. В ходе исторического развития выделяются две главные тенденции: укрепление барьерной функции границ и рост контактной, т.е. превращение границ в зоны экономического сотрудничества.

Большинство территориальных конфликтов современности связано с проблемой границ.

Часть государственных границ проходят по естественным рубежам - горным хребтам, рекам, озерам (как правило, по их геометрической середине). Если естественный рубеж трудно преодолим, например, высокие горы, то по разные стороны от него располагаются мало сходные этносы и такие границы являются устойчивыми и стабильными.

В ряде "старых" стран Европы государственные границы формировались в соответствии с границами расселения этнических групп. В ХХ в. поводом к пересмотру границ часто была "защита" народов, оказавшихся в меньшинстве на территории государства с доминированием другого этноса. Так, в Европе ХХ в. главными конфликтными районами были Эльзас и Лотарингия (на границе Германии и Франции), Силезия (Польша - Германия), Румынская Транссильвания, населенная венграми, Косово - Сербская территория, населённая албанцами и др.

По религиозному принципу была проведена граница между Индией и Пакистаном. В 1947 г. для предотвращения конфликтов между индуистами и мусульманами бывшая Британская Индия была разделена, в том числе, на Индию и Пакистан (Западный и Восточный).

Границы между развивающимися, главным образом, недавно образованными странами обладают наибольшей степенью конфликтности, поскольку, как правило, проходят по условно выбранным линиям, "разрезая" ареалы проживания этнических групп.

Особую остроту эта проблема приобрела в Африке, где большая часть границ проведена по соглашениям между бывшими метрополиями по астрономическим линиям - параллелям и меридианам (около 30% африканских границ - прямые линии, 44% - астрономические). По оценке, африканские границы "разрезают" 177 культурных регионов; особенно остро это ощущается, где границы препятствуют ежедневным привычным миграциям людей к рынкам. Например, граница Нигерии и Камеруна разрезает ареалы расселения 14 племён, а граница Буркина-Фасо - 21. Это приводит к несоблюдению границ, частым приграничным конфликтам. Тем не менее, колониальные границы еще в течение длительного времени будут оставаться прежними, так как пересмотр их в одном месте приведет к цепочке конфликтов на всем континенте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...