Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диафильмы (диапозитивные фильмы)




 

 

Диафильмы (диапозитивные фильмы) способствуют удовлетворению различных познавательных и художественных интересов людей любого возраста. Тематику предлагаемого ребёнку (с 3-летнего возраста) фильма нужно подбирать с учётом возраста и общего развития ребёнка, обращая внимание на доступность конкретного диафильма детскому восприятию, соответствия его интересам ребёнка.

Значительное число диафильмов (в основном цветных) выпускается для детей дошкольного и младшего школьного возраста: ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, по кинокартинам и т. п. Всё больше детских художественных диафильмов выпускается со звуковым сопровождением на магнитофонных лентах и грампластинках. Это создаёт иллюзию восприятия звукового кино. Специальная аппаратура для демонстрации таких диафильмов не нужна. Чтобы изображение на экране совпадало с текстом, необходимо производить смену кадра по звуковому сигналу, записанному на ленте или пластинке.

Диафильмы помогают организовать в семье культурный досуг. Например, на семейных вечерах с помощью диапроектора можно осуществлять коллективный просмотр лент с последующими обсуждениями, проводить викторины и т. п. Большой интерес представляют диафильмы для коллекционеров-филокартистов. Они позволяют составить достаточно полное собрание лент, посвященных выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства и архитектуры (например, «Государственная Третьяковская галерея», «Лувр», «Искусство Древнего Рима», «Сокровища Государственного Эрмитажа», «Кижи» и др.). Такие интересные, красочные диафильмы можно демонстрировать для гостей, друзей и знакомых.

Особенно любят смотреть диафильмы дети. Это эффективное средство развития детской речи, воспитания и развития эстетического вкуса ребёнка, трудовых навыков, формирования интереса к познанию, книге, искусству. К демонстрации диафильмов детям необходимо готовиться самим: заранее просмотреть диафильм

Чтобы сохранить в коробке строго определённый порядок диапозитивов, нужно по торцам рамок провести цветную полосу из одного угла коробки в другой.

продумать комментарии, определить, на какие кадры обратить внимание ребёнка. Тематику предлагаемого ребёнку фильма нужно подбирать с учётом настроения и желания. Родители должны помнить, что сравнительно непродолжительный просмотр диафильма вызывает напряжение зрения, что нежелательно для детей младшего дошкольного возраста. После просмотра диафильма у детей на определённое время снижается острота зрения и устойчивость ясного видения (чем меньше ребёнок, тем быстрее наступают эти изменения). Поэтому дошкольникам рекомендуется за раз смотреть не более одного диафильма и лучше, чтобы это были кукольные или рисованные фильмы с минимальным количеством текста.

Диафильмы недопустимо показывать на стене, так как при этом резко снижается яркость и искажается цвет изображения. Для демонстрации целесообразно приобрести стандартный экран типа ЭПП-3, ЭПП-С, центр которого должен располагаться в 1—1,5 м от пола. Диапроектор ставится в 3—4 м от экрана, а ребёнок садится на расстоянии 2 м от него. Дополнительное освещение уменьшает яркость изображения, поэтому диафильмы необходимо демонстрировать в неосвещённой комнате. Для показа диафильмов используются компактные складные диапроекторы «Этюд», «Спутник», «Экран» и «Свет». Диафильмы занимают мало места и очень удобны для хранения. Благодаря этому любая семья может создать тематическую или универсальную диатеку.

 

 

Коллекционирование

 

 

Коллекционирование (от латинского collectio — собрание) — целенаправленное собирательство, систематизированный подбор и классификация каких-либо однородных предметов, объединённых по определённым признакам и имеющих научную, историческую или художественную ценность. Отличается от простого собирательства, которое сводится в основном к бессистемному накоплению тех или иных предметов. Наибольшую популярность получили такие виды коллекционирования, как филателия (марки и другие знаки почтовой оплаты), филокартия (иллюстрированные открытки), филумения (этикетки спичечных коробок), фалеристика (нагрудные значки, жетоны, медали), нумизматика (монеты), филофония (грампластинки и магнитофонные записи), бонистика (бумажные денежные знаки), коллекционирование репродукций произведений изобразительных искусств, диафильмов. К редким видам коллекционирования, имеющим определённые названия, относятся копоклефистика (брелоки для ключей), фромологистика (этикетки от сыра), перидромофилистика (железнодорожные билеты). Даже самое странное собирательство (пуговиц, различных этикеток, пряников и т. д.) не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие. Найти собственный ориентир в этом мире — значит найти ключ к раскрытию таланта своей личности, к тому, чтобы не испытывать в часы досуга скуки и недовольства собой.

Для закрепления значков можно использовать картонку с окошечками. В окошки вставляют прижимы значков, в них продевают резинку, натягивают и закрепляют.

Дети увлекаются различными видами собирательства еще в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно создать такую атмосферу, при которой это увлечение уже в самом начале приобретёт характер настоящего коллекционирования и будет способствовать расширению кругозора, развитию художественного вкуса ребёнка, навыков самостоятельной исследовательской работы. Сознательное отношение к коллекционированию требует изучения истории, географии, иностранных языков, знакомства с основами изобразительного искусства. Эти знания в свою очередь расширяются и углубляются в процессе коллекционирования — каждый экспонат

коллекции должен быть изучен, объяснён, а для этого необходимо обращаться к учебникам, справочной литературе, словарям и т. д. Задача семьи заключается в умелом, тактичном руководстве увлечением ребёнка, исключающем резкий и необоснованный запрет. В школах, домах и дворцах пионеров и школьников существуют клубы и кружки юных коллекционеров, где можно получить квалифицированную помощь.

В СССР действует Всесоюзное общество филателистов и Всесоюзное добровольное общество любителей книги. Издаётся журнал «Филателия СССР», ежегодник «Советский коллекционер», в крупных городах имеются специализированные филателистические магазины, организуются тематические выставки по различным видам коллекционирования. Массовыми тиражами выпускаются марки, открытки, значки, этикетки, грампластинки и другие предметы коллекционирования. В Минске работает Городское общество коллекционеров, объединяющее фалеристов, нумизматов, бонистов, филокартистов и других коллекционеров.

Часто ценные любительские коллекции, отличающиеся систематичностью, полнотой, редкостью собранного материала, его культурно-исторической и научной значимостью, становятся общественным достоянием (пополняют фонды краеведческих, народных, школьных музеев, экспонируются на выставках). В истории немало случаев, когда коллекционирование становилось профессией, делом всей жизни, приобретало огромную государственную ценность.

Литература: Альперович Ю. И. Республика чудаков или 1000 и одна страсть. М., 1970; Андроников И. Л. Личная собственность: [о собирателях редкостей]. М., 1960; Власов В. Г., Гортинский Е. М. Если ты собираешь марки, значки... М., 1975; Жада-нов Л. А., Сагалов 3. В. О чём рассказывают коллекции. М., 1978; Забочень М. Филокартия: (Краткое пособие-справочник). М., 1973; Ильинский В. Н. Значки и их коллекционирование: (Пособие для фалеристов). 2 изд. М., 1977; Коллекция служит людям. Л., 1973; Колосов Л. Л. Филателия о Белоруссии. Мн., 1984; Круглое Г. Е. Что такое фалеристика. Мн., 1983; Рябцевич В. Н. О чём рассказывают монеты. Мн., 1977; Стальбаум Б. Что надо знать филателисту. М., 1968; Твоя коллекция: Монеты, марки, этикетки, открытки. М., 1963.

 

 

Занимательный досуг

 

 

Люди всех возрастов проявляют большой интерес к публикуемым в периодической печати шахматным задачам, кроссвордам, викторинам, ребусам и т. п. Разгадывание их многим доставляет удовольствие. Это своеобразная «гимнастика ума», превосходная тренировка для развития логического мышления, внимания, терпения, воли, настойчивости, расширения кругозора, пополнения багажа знаний. Такой досуг не требует особых условий, его молено проводить в одиночку или в кругу семьи.

Самым распространённым из подобного рода досуга является решение кроссвордов. Слово «кроссворд» в переводе с английского языка означает пересечение слов. По сравнению с древними головоломками (криптограмма, магический квадрат) кроссворд — сравнительно молодая форма головоломок. Бывают общие и тематические кроссворды, с расположением слов по горизонтальным и вертикальным рядам, реже — круговые и диагональные. Чтобы разгадать кроссворд, надо определить слово по его описательной характеристике и в каждую клетку фигуры, начиная с пронумерованной, вписать по одной букве (или по две, если это оговорено в условиях). В кроссвордах не принято загадывать названия незначительных географических объектов и понятий. Разгадываются только имена существительные — нарицательные и собственные в именительном падеже, как правило, в единственном числе. При решении кроссворда (как и других головоломок) буквы в клетки рекомендуется вписывать карандашом, чтобы в случае ошибки внести необходимые изменения.

«Чайнворд» в переводе с английского означает «цепочка слов». Здесь все слова связаны между собой только в начале и в конце, то есть последняя буква предыдущего слова является начальной буквой последующего. Бывают чайнворды с рисунком в виде буквы (в таком случае все слова начинаются и оканчиваются именно ею), а также в форме ромба, квадрата, звезды, многоугольника и т. д. От его формы зависит размещение в нём слов. Это легко устанавливается по их нумерации. Разгадывают чайнворды так же, как и кроссворды. Они бывают общие и тематические.

В кроссчайнворде слова соединены по цепочке, которая петляет, создавая дополнительные пересечения, напоминающие кроссворд. Кроссчайнворд разгадывать значительно легче, чем чайнворд, ему можно придавать практически любую форму, поэтому они выглядят изящнее других головоломок.

Криптограмма — это зашифрованное письмо. Обычно в криптограмме шифруют афоризмы, пословицы, изречения, высказывания, отрывки из произведений. В ней каждой букве текста соответствует какой-либо условный знак, в зависимости от способа зашифровки. Зашифровка может производиться либо путём замены букв числами (целыми или дробями), либо путём замены букв знаками, отличающимися по форме, раскраске и штриховке. Для решения криптограмм нужно по кратким определениям найти искомое слово и написать его буквы под цифрами или знаками. Затем, определив цифровое

Припаять

Отвалившуюся от значка (или броши) булавку можно припаять к жестяной или латунной пластинке размером несколько меньше значка, а затем приклеить на выровненную напильником тыльную сторону знач-Приклеить значение каждой буквы, написать буквы под соответствующими цифрами в сетке рисунка. При этом следует учитывать, что одинаковые цифры соответствуют одинаковым буквам.

В шараде задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причём каждая из них является самостоятельным словом, чаще всего односложным. Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, легко узнать задуманное слово. Например:

Первое — нота, второе — игра;

Целое встретишь у столяра. (Долото)

Нередко в составных словах либо не хватает букв, либо получаются лишние буквы. В таких случаях в стихах шарады указывается, что к определённой части, слову нужно добавить букву или отнять её, заменив другой. Простейшие шарады для детей могут составлять и сами родители. Кроме обыкновенных шарад существуют ещё три их разновидности. Анаграмма — загадка, в которой при перестановке слогов и букв либо при чтении справа налево слово приобретает новое значение. Например*

Я дерево: в родной стране

В лесах найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду. (Сосна — насос)

В метаграмме, в отличие от анаграммы, новое слово получается при замене в нём только одной буквы. Например:

С «о» мной питаются,

с «е» — укрываются. (Плод — плед)

Логогриф отличается от метаграммы тем, что в нём новые слова образуются в результате прибавления или устранения слова или слога. Например: Я синоним осьминога, А без «с» — в метле нас много.

(Спрут — прут)

В ребусах искомые слова или фраза изображаются комбинацией рисунков различных предметов вперемежку с цифрами, нотными знаками, буквами и т. п. Слово «ребус» в переводе с латинского означает «вещь» или «предмет». Чтобы его разгадать, надо знать «ребусную азбуку». Один из основных элементов ребусной азбуки — запятая. Это знак исключения крайней буквы слова — первой или последней (в зависимости от того, где поставлена запятая). От слова могут быть отняты 1, 2 или 3 буквы (в зависимости от количества запятых). Если рисунки или буквы расположены один в другом, один над другим или один впереди, а другой за ним, нужно прибавить соответствующий предлог: в, на, над, за... Встречаются также скрытые предлоги: у, над, под, с, к, от, перед, около, между и др. Если какой-нибудь рисунок ребуса перевёрнут «вверх ногами», то название рисунка нужно читать справа налево. А если возле рисунка написан ряд цифр, то в названии рисунка буквы надо переставить в том порядке, в каком стоят цифры. В ребусах встречается особый тип рисованных букв, которым приданы очертания подвижных или неподвижных фигур (сидящей, лежащей, бегущей, вяжущей и т. п.). К такой

букве-фигуре прибавляют глагол: сидит, лежит, бежит, вяжет и т. д. Используются в ребусах и числительные: например: 40 А (сорока), 100 Г (стог), 7 Я (семья) и т. д. Простейшие ребусы могут решать младшие школьники.

К занимательному досугу относится решение разнообразных по форме, тематике, оформлению и степени сложности головоломок и задач. Некоторые из них сходны с кроссвордами и чайнвордами. Особняком среди головоломок стоят логические задачи. Они отличаются от обычных задач-загадок тем, что в них нет никакой игры слов, нет попыток ввести читателя в заблуждение. Они не похожи и на большинство математических задач. Для их решения не обязателен запас специальных знаний — нужна в основном сообразительность. У каждого человека свой подход к решению, свой метод анализа, поэтому затраченное на них время не следует считать показателем сообразительности. Большой популярностью пользуются предметные головоломки Ру-бика («кубик Рубика», «пизанская башня», «змейка» и др.), головоломки из различного подсобного материала (ниток, верёвочек, кружочков, пуговиц и т. п.).

Викторина — это игра, заключающаяся в ответах на вопросы из разных областей знаний, в которой выигрывает тот, кто-даст больше правильных ответов. Не лишайте детей участия в решении подобных задач, творческая атмосфера, царящая в это время среди взрослых, будет способствовать развитию у ребёнка смекалки и логического мышления.

Литература: Азаров Ю. П. Игра и труд. М., 1973; Бедарев Г. К. Организаторам весёлого досуга. М., 1979; Боронтов В. С. В часы досуга: Ребусы, кроссворды, криптограммы, чайнворды, чайнкроссворды. Сыктывкар, 1972; В свободный час: Шесть кроссвордов. Л., 1984; В час досуга. Кишинёв, 1985; В часы досуга: Сб. кроссвордов. Мн., 1981; Весёлая 3. Игра принимает всех. Мн., 1985; Глебко Ю. Г. В часы досуга. Киев, 1985; Знаете ли вы музыку?: Занимательные задачи-головоломки, ребусы, кроссворды для школьников. 2 изд. М., 1985; Никитин Ю. 3. Возьмите в руки карандаш: Чайнворды и кроссворды. Челябинск, 1982; его же. Забава — всему приправа. Красноярск, 1984.

 

Цветы в доме

 

 

Люди издавна украшают растениями свой дом. Даже скромная квартира выглядит лучше и уютнее, если в ней умело и со вкусом разместить растения. К тому же они благоприятны для человека и с психологической стороны, вызывают у него положительные эмоции. Кроме эстетической и психологической, растения выполняют и санитарную функцию: очищают и оздоровляют воздух, повышают его влажность, что чрезвычайно важно, так как в отопительный сезон влажность воздуха в квартирах заметно снижается. Выращиваемые любителями комнатные растения отличаются большим видовым разнообразием. Родом они преимущественно из тропических и субтропических регионов Земли. По жизненным формам и биологическим особенностям всё многообразие декоративных растений подразделяют на несколько групп.

Красивоцветущие растения выращивают за оригинальность строения цветков, разнообразие их окраски, аромат и способность цвести в помещении в разное время года (рододендрон ноготковид-ный, или азалия индийская, белопероне капельная, пеларгония зональная, гиппе-аструм гибридный, глоксиния гибридная, эвхарис крупноцветковый, или лилия амазонская, гибискус китайский, или розан китайский, либо китайская роза, стрелиция королевская, фиалка узамбар-ская, фуксия гибридная, цикламен персидский).

Декоративно-лиственные растения обладают орнаментальными листьями (алоказия крупнокорневая, антуриум хрустальный, куркулиго головчатое, монстера привлекательная, папоротники, пеперомии). В эту группу входят и растения с листьями пятнистыми (аукуба японская, бегония белоточечная. бегония пятнистая, диффенбахия пятнистая, каладиум двухцветный, кротон пёстрый, маранта Керховена), полосатыми (афеляндра оттопыренная, калатея украшенная, нидулярия блестящая, пилея Кадиера), с красными и золотистыми (бегония королевская, ирезине Линдера, колеус Блюма, кордилина верхушечная). Интересны для внутреннего озеленения ампельные и вьющиеся растения. У ампельных побеги свисают вниз (зебрина висячая, камнеломка плетенос-ная, колокольчик равнолистный, седум Моргана, сеткреазия пурпурная, традесканция белоцветковая, хлорофитум хохлатый). У вьющихся растений побеги, цепляясь за опору, поднимаются вверх (плющ обыкновенный, сциндапсус золотистый, тетрастигма Вуанье, филодендрон цепляющийся, циссус антарктический). Значительное место в комнатном цветоводстве принадлежит суккулентам — растениям с толстыми мясистыми надземными органами (агавы, алоэ, кактусы, каланхоэ

и седумы). Часто выращивают также древесные и кустарниковые вечнозелёные растения высотой 1,5—2,5 м, имеющие оригинальные листья и декоративные цветки (фатсия японская, или аралия японская, камелия японская, олеандр обыкновенный, пальмы, фикус каучуконосный).

Комнатные растения различаются не только по морфолого-декоративным признакам, но и по своему отношению к основным факторам среды (почва, свет, влага, тепло).

Условия выращивания, размножение, уход. Правильно подобрать растения для выращивания в конкретном помещении можно, если знать условия, необходимые для их жизни (освещение, температура и влажность воздуха, почва, набор питательных веществ) и максимально приблизить их к природным. По отношению к свету различают растения светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Светолюбивые растения выращивают на подоконниках, обращенных на юг, или же в помещениях с лампами дневного света. Затенение действует на них угнетающе (агавы, азалия индийская, абутилон гибридный, бувардия гибридная, гастерии, жасмин самбак, ливистона китайская, седумы, фуксия тонкая, цереусы, или свечевидные кактусы).

Тенелюбивые растения растут в условиях слабой освещённости. Их можно размещать в глубине помещения и на подоконниках северной ориентации (аспидистра широколистная, аукуба японская, некоторые бегонии, бромелиевые, драцена душистая, камнеломка плетенос-ная, кипарисовик притуплённый, мирт обыкновенный, некоторые папоротники, плющ обыкновенный, самшит мелколистный, тисе ягодный).

Теневыносливые растения приспособлены к колебаниям светового режима; лучше растут при нормальной освещённости, но могут приспособиться на некоторое время и к слабому освещению. Их можно выращивать на подоконниках, обращенных на юг (аспарагус Шпренгера, некоторые бегонии, диффенбахия пятнистая, драцена узколистная, фиалка узамбарская, фикус каучуконосный) и на запад (аспарагус щетинковид-ный, бегония королевская, гастерия киле-ватая, евгения австралийская, калина лавролистная, финик пальчатый, или финиковая пальма, цитрусовые).

Умеренно теплолюбивые растения развиваются при температуре 16—18 "С. К этой группе относится большинство видов (аспарагусы, бегонии, бильбергии и др.). Холодостойким растениям для нормального роста и цветения достаточна температура 10—15 °С (азалия индийская, гортензия садовая, калла эфиопская, фатсия японская, фуксия гибридная). Отдельные виды одинаково успешно растут и в тёплых и в прохладных помещениях (алоэ древовидное, аспидистра широколистная, аукуба японская, драцена душистая, кливия матово-красная, фикус каучуконосный, филлокактус, эпифиллюм гибридный и др.). Тепловой режим в помещении можно регулировать проветриванием, притенени-ем и опрыскиванием растений. Нельзя допускать резких колебаний температуры воздуха, особенно зимой.

Кливия матово-красная.

Для защиты растений от нагретого сухого воздуха батареи отопления накрывают сверху плотной бумагой или щитком (деревянным, из оргстекла). При слишком

сухом воздухе в помещении рекомендуется наливать воду в поддон горшка или же спрыскивать растения из пульверизатора. При проветривании помещений необходимо следить за тем, чтобы потоки холодного воздуха не попадали на листья растений. Некоторые растения плохо переносят табачный дым (фиалка узамбарская).

Посуда. Лучшей посудой для растений являются обыкновенные гончарные горшки или плошки. Стенки у них пористые, поэтому к корням растений хорошо поступает кислород. Для культивирования кактусов и других суккулентов можно использовать пластмассовые кубики или коробочки. Бывшую ранее в употреблении посуду перед посадкой растений нужно тщательно вымыть горячей водой с мылом и продезинфицировать.

Размещение растений в комнате. В современный интерьер хорошо вписываются не только одиночные растения, но и групповые посадки — по нескольку штук в один ящик или плоскую декоративную вазу. Для групповой посадки необходимо подбирать растения с одинаковыми требованиями к условиям содержания, сочетающиеся по размеру и форме куста. Одно из растений в группе должно быть высоким и крупным (аукуба японская, драцена душистая, кордилина южная, сансевиера трёхполосчатая, или щучий хвост, фатсия японская). Для прикрытия основания посадки молено использовать ампельные растения (шотландский плющ, фикус укореняющийся, солейролия солей-ройская). При объединении в группу растений следует учитывать их окраску и форму листьев. Вместе, например, можно посадить диффенбахию пятнистую и маранту беложильчатую или сенсевиеру трёхполос-чатую и хлорофитум хохлатый. Такие композиции можно дополнить различными природными материалами (камни, куски стволов, ветки, коряги, характерные для мест естественного произрастания растений). Крупные растения (тетрастигма Вуанье, драцены, монстеры, пальмы, фикус) в отдельных кадках или специальных контейнерах следует размещать на подставках. Ампельные растения хорошо выглядят на полочках, в настенных цветочницах. Глиняный горшок с цветком можно вставить в другой, более декоративный, диаметр которого на 2 см больше основного — для притока воздуха к его пористым стенкам и корням растения.

Цветы улучшают вид квартиры, однако их не должно быть слишком много. Заставленные цветочными горшками подоконники затрудняют уборку и проветривание комнаты, уменьшают приток свежего воздуха.

Земля для комнатных растений. Различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В магазине «Природа» и других можно приобрести готовые почвенные смеси с инструкциями по их употреблению для отдельных комнатных культур. Но в комнатном цветоводстве чаще всего используют смеси, самостоятельно составленные из компостной, листовой, торфяной, парниковой, глинисто-дерновой земли с добавлением песка и древесного угля.

Компостную землю готовят компостированием в штабелях травы, опавших листьев и других растительных остатков. Компост известкуют и сверху присыпают торфокрошкой, в течение 2—3 лет несколько раз перемешивают и увлажняют. При отсутствии парниковой земли её можно заменить смесью дерновой и торфяной.

Листовую землю готовят осенью из опавших перегнивших листьев берёзы,

вяза, клёна, липы, осины (кроме содержащих дубильные вещества листьев дуба и ивы) и плодовых деревьев. Опавшие листья сгребают, укладывают в штабеля, в течение следующего лета 2—3 раза перелопачивают и увлажняют. К концу второго года листья превращаются в лёгкую, рыхлую листовую землю, питательные вещества которой быстро усваиваются растениями. Применяют её для выращивания растений с мелкими семенами (бегония, глоксиния и др.), а также в качестве основы смеси для камелии, примулы, цикламена, цинерарии.

Торфяную землю заготавливают на торфяных болотах, когда собирают хорошо разложившуюся крошку торфа на топливо. Её можно также приготовить, складывая в кучи хорошо разложившийся торф, который известкуют и выдерживают в течение 2 сезонов. Получается лёгкая, рыхлая, хорошо впитывающая влагу земля. Малопитательная в чистом виде, она используется в смеси с дерновой землёй. Пригодна для составления смесей при выращивании азалии, камелии, орхидей, папоротников, рододендронов.

Парниковую, или перегнойную, землю получают из хорошо перепревшего (обычно в течение 2 лет) использованного в парниках навоза. Пригодна для выращивания однолетников, а также для смесей, когда необходимо создать условия для быстрого роста растений. Такую землю используют в цветоводческих хозяйствах.

Дерновую землю заготавливают на лугах в конце июня — начале июля. Дернины, нарезанные толщиной 10—12 см, укладывают в штабеля травой к траве. В углублении, сделанном в верхней части штабеля, накапливается вода, способст-

вующая перегниванию растительных остатков. В течение лета землю несколько раз перелопачивают. Через 2 года дерновая земля готова. Перед употреблением её обязательно просеивают через решето. Используют для горшечных культур, некоторых однолетников, драцен, пальм, цитрусовых.

Песок (крупнозернистый речной) добавляют в большинство земельных смесей, что создаёт лучший доступ воздуха к корням.

Древесный уголь используют в виде небольшой добавки в земельные смеси для растений, которые плохо переносят переувлажнение. Уголь адсорбирует излишнюю влагу. Предварительно его дробят на мелкие части (0,5—1 см). При черенковании кактусов и других сочных растений срезы посыпают угольным порошком в качестве антисептика.

В зависимости от вида, возраста и фазы развития растений вышеприведённые компоненты смешиваются в различных пропорциях.

Успех комнатного цветоводства в значительной степени зависит от умения составлять смеси (тяжёлые, средние и лёгкие). При их составлении каждый компонент берут в определённом объёме и тщательно перемешивают. Тяжёлая смесь состоит из дерновой земли, парниковой и песка (3:1:1),средняя — из дерновой, парниковой, торфяной земли и песка (2:2:1:1), лёгкая — из торфяной или листовой, парниковой земли и песка (3:1:1).

Опрыскивание растения из пульверизатора

Полив растений. Поливать цветы следует только тогда, когда верхний слой земли подсох после предыдущего полива. Любители комнатных растений чаще излишне поливают, чем пересушивают растения, а это приводит к загниванию корней, особенно зимой. Если при избытке влаги корни загнили, растения следует пересадить в другой горшок с хорошим дренажем (слоем черепков или камешков на дне). Поливать их можно речной, дождевой, снеговой, прудовой или водопроводной водой комнатной температуры или на 5—7° выше. Водопроводную воду перед употреблением какое-то время выдерживают в открытой посуде, чтобы улетучился растворённый в ней хлор. Не следует поливать комнатные растения кипячёной водой. Летом в период бурного роста и при цветении растения нуждаются в обильном поливе, а осенью и зимой в период покоя — в умеренном. Летом их поливают вечером, зимой — утром. Чем больше в комнате солнечного света, суше воздух, выше температура, меньше горшок и легче почва, тем обильнее должен быть полив. Поливают растения различных видов дифференцированно. Например, все суккуленты (они содержат большое количество воды) поливают мало. Такие растения, как гиппеаструм, ахименесы, бегонии клубневые, глоксинии в период покоя поливают 1—2 раза в месяц.

Многие растения (кроме видов с бархатистыми или опушёнными листьями) нуждаются в опрыскивании из пульверизатора, особенно в комнатах с центральным отоплением или в жаркую погоду. Весной и летом комнатные растения, особенно стоящие у открытых окон, на наружных подоконниках и балконах, полезно опрыскивать: вечером — после полива, а ранним утром — до того, как на них начнут падать прямые лучи солнца.

Для поддержания чистоты (загрязнённые растения чаще поражаются вредителями и болезнями) листья растений необходимо раз в неделю обмывать с обеих сторон под душем или протирать губкой или ватой, смоченной в тёплой воде; желобчатые листья очищают от пыли мягкой кисточкой. Не следует обмывать густоопушённые листья растений (некоторые бегонии, глоксинии), с них пыль следует удалять мягкими щётками или кисточками.

Пересадка и перевалка растений. Растения постепенно истощают почву, поэтому их периодически следует пересаживать в свежую землю. В первую очередь нужно пересаживать растения, корни которых оплели весь земляной ком или мелкие корешки образовали «войлок».

Рекомендуется удобрять комнатные растения не более одного раза в 2 недели. Частые подкормки могут вызвать буйный рост зелёной массы, растение не будет цвести. Удобрения (в виде растворов) следует вносить в период роста и цветения растений. Нельзя удобрять только что пересаженные и не успевшие укорениться растения, а также растения больные или находящиеся в периоде покоя. Вносить подкормку следует только во влажную землю, минут через 40—50 после полива, лучше это делать после захода солнца. В качестве минеральных удобрений используют аммиачную и калийную селитру, суперфосфат. Во время роста растения следует поливать смесью из аммиачной селитры (2,5 чайные ложки), суперфосфата (1 чайная ложка), калийной селитры (0,5 чайной ложки), растворённой в 10 л воды; перед цветением и во время его — смесью из аммиачной селитры (0,5 чайной ложки), суперфосфата (2,5 чайные ложки) и калийной селитры (1 чайная ложка), растворённой в 10 л воды. Можно использовать и готовые удобрительные смеси (к ним прилагается инструкция).

Для нормального развития растений важны и микроудобрения (соли бора, марганца, цинка — на ведро воды их добавляют на кончике ножа). Органические удобрения по санитарно-гигиеническим соображениям далеко не все приме-

промочить земляной ком. Размер новых горшков или кадок не должен намного превышать размер предыдущих. Пересадку обычно производят в марте — апреле. Больные и цветущие растения пересаживать не следует. На дно маленьких горшков кладут черепок выпуклой стороной кверху, в большие горшки — слой дренажа. При пересадке очень важно, чтобы корневая шейка не была засыпана, но и не находилась выше уровня земли и чтобы в земле не было пустот. Особенно важен хороший дренаж при посадке растений группами в контейнер, который может не иметь сточного отверстия.

Перевалку производят только с целью увеличения объёма почвы. При этом земляной ком не нарушают и корневую систему почти не тревожат: растение переваливают в горшок на 2—3 см больше прежнего и добавляют землю. Перевалка возможна и во время цветения, она не задерживает развития растения.

После пересадки или перевалки землю вокруг стеблей надо обжать палочкой или пальцами и оставить свободными края посуды для полива. Затем растения полить, опрыскать и поставить на место, защищенное от сквозняков и прямых солнечных лучей.

В целях дезинфекции почвы растения полезно поливать 2—3 раза в год слабым (розоватым) раствором перманганата калия.

Размножение растений. Комнатные растения размножают семенами, черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), корневищами, клубнями, луковицами, корневыми отпрысками, отводками. Из с е-м я н комнатные растения развиваются очень медленно и в фазу цветения в большинстве случаев вступают в зависимости от вида через 5—10 лет.

Среди основных приёмов вегетативного размножения самый распространённый — деление куста, корневища, клубня на части. Делением размножают растения, находящиеся в стадии покоя, лучше всего ранней весной. Растение с земляным комом осторожно выбивают из горшка и делят секатором или острым ножом на части (каждая с 1—2 побегами).

Клубни перед делением предварительно проращивают. При появлении ростовых почек их разрезают на части с 1—2 почками на каждой. Так размножают бегонию клубневую, глоксинию гибридную. Черенками размножают большинство травянистых и древесных декоративных растений.

Травянистые растения (абутилоны, бегонии, пеларгонии, колокольчик равно-листный, фуксии и др.) размножают стеблевыми черенками — частями побегов (примерно 6—8 см длиной) с 2—3 междоузлиями (узел — место прикрепления листа к стеблю) и 2—4 листьями, срезанными с молодых, здоровых, развитых экземпляров. Такое размножение проводят в марте — апреле. В начале лета в период вызревания побегов лучше

укореняются черенки у древесных растений (камелия, олеандр, фикус, филодендрон). Черенок срезают с 2—3 парами листьев прямо под почечным узлом. Нижний срез делают косым, непосредственно под почкой, верхний — прямым, на 1—1,5 см выше почки. Нижние листья на черенке удаляют полностью, а верхние у крупнолистных видов обрезают наполовину. У фикуса и других растений, содержащих млечный сок, срезанные черенки промывают тёплой (25—30 °С) водой и оставляют в ней до прекращения выделения сока. Черенки с неотмытым соком нередко загнивают. Черенки кактусов, растений с толстыми мясистыми листьями перед посадкой провяливают (подсушивают срезы) в течение нескольких часов или даже суток (кактусы), что способствует их лучшему укоренению.

Укоренение черенков проводится в промытом крупнозернистом песке или в перлите. Глубина посадки черенка в субстрат 1,5—2 см. После посадки их опрыскивают и накрывают плёнкой или стаканом. Благоприятные условия для укоренения: температура воздуха 20—25 °С, влажность воздуха 90—95 %, полив 2—3 раза в день.

Сроки укоренения зелёных черенков комнатных растений различны. Быстро (на 6—8-й день) укореняются черенки пеларгонии, колеуса, традесканции, фуксии, хризантемы. Черенки некоторых растений (плющ, сциндапсус, узамбарская фиалка) образуют придаточные корни в воде. После появления корней растения постепенно начинают закаливать", усиливать освещение и проветривание, сокращать полив. Затем их пересаживают в горшки.

Листовыми черенками (листьями с черешками или кусочками листьев) размножают некоторые виды бегоний, глоксинию, фиалку узамбарскую. Зрелые листья срезают и укореняют в песке с торфом или в сосуде с водой. Если лист сансевиеры разрезать поперёк на отрезки по 6—8 см, можно получить 10—12 черенков. Лист королевской бегонии разрезают по основным жилкам на трёх- или четырёхугольные кусочки площадью 4—5 см2. Для размножения на крупном листе бегонии снизу по основным жилкам делают бритвой надрезы, затем лист плотно кладут плашмя для укоренения на увлажнённый песок.

Прививкой (сращивание части одного растения с другим близкого вида или рода) размножают азалию, кактусы, камелию, лимоны, чайные розы. Различают подвой (растение, на котором производится прививка) и привой (прививаемая часть). Способы прививки разнообразны: окулировка — прививка одной почкой (глазком); черенком — производится вприклад, в ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...