Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская премия (приз) качества

 

Премия Правительства Российской Федерации в области качества была учреждена постановлением Правитель­ства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. Это явилось результатом масштабного комплекса работ отечественных специалистов по изучению и обобщению за­рубежного опыта в области управления качеством и совершенствования ме­тодов его обеспечения.

Премия присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкурсной ос­нове за достижение организацией значительных результатов в области обес­печения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством.

Ежегодно присуждается не более 12 премий, которые вручают лауреа­там конкурса (во время Европейской недели качества).

В качестве премии организациям-лауреатам вручается приз с эмблемой премии и диплом. Церемония премирования проводится в рамках Всемирно­го дня качества.

Критерии присуждения премий устанавливаются в Руководстве для уча­стников конкурса, утверждаемом ежегодно Советом по присуждении премий Правительства РФ в области качества.

Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов в области управления качеством, представителей общественных организаций. Персональный состав Совета ут­верждается Правительством РФ и пересматривается через каждые три года. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществля­ет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Организации, желающие участвовать в конкурсе, подают заявку уста­новленного образца. Совет направляет указанным организациям Руководство для участников конкурса, в соответствии с которым организации представ­ляют на конкурс необходимые материалы.

В Руководстве изложены основные принципы Российской премии по качеству, порядок подачи заявок, проведения анализа представленных зая­вителем документов, критерии и методы самооценки конкурсантами работы в области качества, процедуры награждения.

Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию в области качества (Рисунок 18) характеризуется девятью критериями, которые отражают возможные направления (совершенствования) деятельности организа­ции и ориентиры для ее улучшения.

Рисунок 18 - Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества

Участники конкурса оцениваются в бал­лах по приведенной на рисунке 18 модели, включающей две группы критериев.

Первая группа, состоящая из пяти критериев, характеризует возможно­стиорганизации, т.е. как организация добивается результатов в области каче­ства и что делается для этого.

Вторая группа, состоящая из четырех критериев, характеризует резуль­таты, т.е. что достигнуто организацией.

Цифры у каждого критерия модели оценки показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.

Содержание составляющих критериевзаключается в следующем.

Критерии возможностей:

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

Содержание критерия

Как руководители организации всех уровнейопределяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества;

1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации;

1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества;

1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации;

1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации.

Критерий 2. Политика и стратегия организации в области качества

Содержание критерия

Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:

2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии;

2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии;

2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии;

2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов.

Критерий 3. Персонал

Содержание критерия

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

3а. Планирование, управление и улучшение работы с персоналом;

3б. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала;

3в. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями;

3г. Общение персонала в организации;

. Поощрение персонала и забота о нем.

Критерий 4. Партнерство и ресурсы

Содержание критерия

Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

4а. Внешние партнеры;

4б. Финансовые ресурсы;

4в. Инфраструктура и материальные ресурсы;

4г. Технологии;

4д. Информация и знания.

Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией

Содержание критерия

Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

Составляющие критерия

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:

5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов;

5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон;

5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей;

5г. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг;

5д. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями.

Критерии результатов:

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг;

6б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей.

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в
отношении удовлетворения своего персонала.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации;

7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала.

Критерий 8. Влияние организации на общество

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:

8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации;

8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества.

Критерий 9. Результаты работы организации

Содержание критерия

Результаты, которых добилась организация в
отношении запланированных целей в работе.

Составляющие критерия

Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация.

9а. Финансовые показатели работы организации;

9б. Качество продукции и услуг и другие результаты работы организации.

В соответствии с правилами участия в конкурсе каждая организация представляет в конкурсную комиссию отчет с описанием своих достижений по каждому критерию.

Критерии и их составляющие не носят характера обязательных одно­значных требований, которые надо выполнять буквально. Работники органи­зации, проводящие самооценку, могут представлять в своем отчете такую информацию, которая, по их мнению, в большей степени соответствует со­держанию критерия применительно к особенностям организации.

Дополнительную информацию по областям деятельности организации, которые могут подходить под содержание составляющих каждого критерия, можно найти в Руководстве по самооценке.

Информация должна представляться отдельно по каждому составляю­щему критерию. Она должна быть сжатой, выразительной и содержать факти­ческий материал.

Для критериев, характеризующих возможности организации, инфор­мация в отчете должна касаться двух аспектов.

Во-первых необходимо описать формы и методы работы и насколько систематически они применяются в рамках деятельности, которую характери­зует критерий. Этот аспект оценивается экспертами как совершенство подхода.

Во-вторых необходимо показать, насколько широко в рамках организа­ции указанные формы и методы работы применяются в вертикальном разре­зе—по уровням управления и в горизонтальном — в каких подразделениях и областях деятельности организации. Этот аспект оценивается экспертами как полнота подхода.

Для критериев, характеризующих результаты, информация должна со­держать показатели, которыми организация оценивает свои результаты, и тенденции изменения этих показателей, которые желательно представить за последние три года. Тенденции изменения фактически достигнутых показате­лей следует показывать в сопоставлении с планированием.

Там, где это возможно, следует сравнить показатели организации с аналогичными показателями других организаций, конкурентов, лучших из­вестных организаций. Такая информация оценивается экспертами как дости­жение целей.

Кроме того, должны быть данные о том, насколько приведенные пока­затели охватывают различные направления деятельности организации.

Данная информация оценивается экспертами как полнотаохвата на­правлений деятельности.

Целесообразно иллюстрировать информацию о результатах просты­ми графиками, диаграммами. Желательны также краткие комментарии, которые позволят понять важность и особенности представленных коли­чественных данных.

Финансовые результаты можно представлять в относительных единицах, а не в абсолютных — по соображениям конфиденциальности информации.

При составлении отчета следует учесть весомость критериев, а также то, что составляющие критериев 1, 2, 3, 4, 5 и 9 (например, 1а, 1б, 1в, 1г, 1д) имеют одинаковую весомость, а в критериях 6, 7 и 8 баллы распределены следующим образом: 6а – 150 баллов, 6б – 50 баллов, 7а – 65 баллов, 7б – 25 баллов, 8а – 15 баллов, 8б – 45 баллов.

Оценка конкурсантов проводится группой экспертов во главе с ведущим экспертом. Оценка выражается числом баллов по каждому крите­рию и общей суммой баллов.

Оценка по группе критериев возможности проводится по двум аспек­там: совершенство подхода и полнота подхода.

При оценке совершенства подхода учитывается:

- насколько обоснованы применяемые методы и формы работы, относящиеся к определенному кри­терию;

- насколько систематично они применяются;

- насколько они нацелены на предупреждение ошибок;

- проводится ли с определенной периодичностью анализ применяемых форм и методов;

- внедряются ли улучшения после тако­го анализа;

- в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы.

При оценке полноты подхода учитывается, насколько широко приме­няются методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию, в том числе:

- на разных уровнях управления организацией;

- в разных подразде­лениях и областях деятельности;

- применительно к соответствующим процес­сам;

- применительно к соответствующим видам продукции и услуг.

Оценка по группе критериев результаты проводится по значениям до­стигнутых показателей, т.е. достижение целей по полноте охвата этими пока­зателями различных направлений деятельности организации.

При оценке достижения целей учитываются:

- позитивные тенденции или стабильность хороших значений показателей;

- сравнение с планировавшими­ся целями;

- сравнение с показателями других организаций, включая конку­рентов и лучшие организации (там, где это возможно);

- доказательства того, что результаты обусловлены применяющимися подходами.

При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается:

- на­сколько представленные показатели охватывают все соответствующие направ­ления деятельности организации;

- насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждому составляющему критерия;

- на­сколько представленные показатели характерны для организации.

Шкалы оценок по составляющим приведены в Руководстве для участ­ников конкурса.

Следует учитывать, что хорошие результаты не всегда означают поло­жительные тенденции. Например, удержание сегмента рынка или объема про­дажи на постоянном уровне в период общего спада производства можно рас­сматривать как хороший результат. В таких случаях организация, участвующая в конкурсе, должна представить соответствующее объяснение в своих мате­риалах, которое прояснит ситуацию для эксперта.

Сравнение с другими организациями (конкурентами или лучшими) поощряется, однако такое сравнение не всегда возможно или имеет смысл. Это часто может быть отнесено, например, к финансовым показателям.

Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку де­ятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию.

Учреждение Российской премии по качеству и участие предприятий промышленности и сферы услуг в конкурсах на право получения этой пре­мии, несомненно, активизируют работу по качеству в стране.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...