Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.




Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.

 

Технический регламент – документ, который принят меж-дународным договором Российской Федерации, ратифицированным

 

в порядке, установленном законодательством Российской Федера-ции, или межправительственным соглашением, заключенным в по-рядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Фе-дерации, или постановлением Правительства Российской Федера-ции, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Техническое регулирование – правовое регулирование отно-шений в области установления, применения и исполнения обяза-тельных требований к продукции, процессам производства, эксплу-атации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе тре-бований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хра-нения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области

оценки соответствия.

 

·····························································

 

 

1. 2 История развития стандартизации


 

С самых древних времен копирование и воспроизводство стали самым эффективным инструментом развития человеческого общества. Непрерывно совершенствуя предметы и орудия труда, новые трудовые приемы, постоянно


 

 

фиксируя наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их по-вторного использования, люди всегда стремились к достижению оптимальной степени упорядочения в ней посредством установления положений для всеоб-щего и многократного использования.

 

Применение в древности единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра – это при-меры деятельности по стандартизации. Развитие экономических связей между государствами во все времена неизменно сопровождалось использованием ме-тодов стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции в эпоху Возрождения сборка галер осуществлялась из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унифика-ции).

 

·····························································

 

Унификация – выбор оптимального числа разновидностей

 

продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.

 

·····························································

 

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвен-ции и учреждение Международного бюро мер и весов [2].

 

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правле-ния Ивана Грозного – в 1555 г. по указанию царя в Новгороде было организо-вано литье ядер к пушкам, причем новгородцы «были обязаны ядра делать круглые и гладкие, и каковы им укажут пушкари». Для проверки размеров из-готовляемых ядер были введены специальные «стандартные» калибры-кружала.

 

Важные мероприятия по стандартизации начинают осуществляться при Петре I. Применение принципов стандартизации при строительстве флота было узаконено рядом официальных документов. 5 апреля 1722 г. в Петербурге был издан «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи». B «Регламенте» содержался ряд указаний, по характеру и назначению аналогичных требовани-ям современных государственных стандартов.

 

Наряду с созданием флота большое внимание Петр I уделял и совершен-ствованию вооружения русской армии, в частности ее артиллерии и стрелково-го оружия. И здесь широко использовались принципы стандартизации. Была устранена разнотипность орудий: утверждены и отлиты только три основных типа – пушки, гаубицы, мортиры. Стандартизировались и калибры орудий. Из-


 

 

готовление огнестрельного оружия было первым массовым производством в России. Именно тогда впервые родилась идея взаимозаменяемости, которой Петр I придавал важнейшее значение. Он дал тульским оружейникам наказ, в котором излагались требования взаимозаменяемости. Для ее обеспечения Петр I требовал соблюдения высокой точности в производстве.

 

Стимулом к дальнейшему развитию стандартизации послужило начавше-еся во второй половине XIX в. интенсивное железнодорожное строительство: были стандартизированы ширина колеи, цвет вагонов, диаметры колес и т. д.

 

Развитие государственной стандартизации началось только при Совет-ской власти. B 1918 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов».

 

B 1923 г. создано Бюро по стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции для подготовки предложений по созданию ру-ководящего органа по стандартизации.

 

15 сентября 1925 г. был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны, на который было возложено общее руководство работами по стандартизации во всех ведомствах, а также утверждение стандартов, обяза-тельных для всех отраслей народного хозяйства. Эта дата считается официаль-ной датой начала государственной стандартизации СССР [2].

 

В 1927 г. в стране началась индустриализация. Одной из важных задач, стоящих перед промышленностью, был переход к массовому крупносерийному производству. Решение этой задачи было немыслимо без стандартизации и спе-циализации промышленности. Именно в этот период была введена категория общесоюзных стандартов, приравниваемых к государственным документам, обязательных для всех предприятий и организаций страны.

 

Первая группа общесоюзных стандартов была утверждена 7 мая 1926 г. Это были стандарты на селекционные сорта пшеницы. B последующие годы был утвержден ряд других стандартов на сельскохозяйственную продукцию и сырье (хлопок, кожсырье и т. д. ). На 1 августа 1928 г. было утверждено 300 общесоюзных стандартов в промышленности.

 

Решающую роль в индустриализации страны играло машиностроение. Поэтому разработка стандартов в этой отрасли имела особо важное значение. Первые стандарты на основные размеры, типы и детали машин и механизмов, инструмент, приспособления, стандарты, регламентирующие единую систему допусков и посадок, калибры и т. д., были утверждены в 1926–1929 гг. Они да-ли возможность осуществлять взаимозаменяемость в условиях массового про-


 

 

изводства, a также специализацию и кооперирование в промышленности, при-менять принципы поточного производства.

 

B целом история стандартизации в нашей стране представлена в табли-це 1. 1.

 

Таблица 1. 1 – История развития государственной стандартизации

 

Дата События  
     
Подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О вве-  

дении Международной метрической системы мер и весов»

 
   
     
Создано Бюро по стандартизации при Народном комиссариате  

рабоче-крестьянской инспекции (HKPKИ)

 
   
     
Образован Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обо-  

роны (СТО)

 
   
     
Комитет по стандартизации при СТО преобразован во Всесоюз-  

ный комитет по стандартизации (ВКС) при СТО

 
   
     
Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО упразднен  
     
  Создан Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете  
  Народных Комиссаров (Совнаркоме) СССР  
   
Всесоюзный комитет по стандартизации при Совнаркоме СССР  
  переименован во Всесоюзный комитет стандартов при Совнарко-  
  ме СССР  
     
  Всесоюзный комитет стандартов при Совете Министров СССР  
преобразован в управление по стандартизации в составе Государ-  

ственного комитета Совета Министров СССР по внедрению пере-

 
   
  довой техники в народное хозяйство (Гостехники)  
     
Создано Управление по стандартизации при Совете Министров  

СССР

 
   
     
Управление по стандартизации включено в состав Госплана  

СССР

 
   
     
  Образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов  
при Совете Министров СССР на базе Управления по стандарти-  

зации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измеритель-

 
   
  ных приборов СССР  
     
  Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете  
Министров СССР преобразован в Государственный комитет  
  стандартов, мер и измерительных приборов СССР  
     

   
     
Дата События  
     
  Государственный комитет стандартов, мер и измерительных при-  
боров преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных  
  приборов при Совете Министров СССР  
     
  Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете  
Министров СССР преобразован в Государственный комитет  
  стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР)  
     
  Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР  
переименован в Государственный комитет СССР по стандартам  
  (Госстандарт СССР)  
     
  Государственный комитет СССР по стандартам преобразован в  
Государственный комитет СССР по управлению качеством про-  
  дукции и стандартам  
     
  Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября № 237  
  образован Государственный комитет РСФСР по стандартизации,  
  метрологии и сертификации (Госстандарт России) при Президен-  
  те РСФСР на базе Российского республиканского управления  
Госстандарта СССР  
   
  Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря № 304  
  Госстандарт РСФСР определен правопреемником Госстандарта  
  СССР в области стандартизации, метрологии и сертификации на  
  территории Российской Федерации  

 

 

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября

 

№ 1148 Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации реорганизован в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от

 

1992 25 декабря № 1019 установлено, что Комитет Российской Феде-рации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществ-ляет государственное регулирование и межотраслевую координа-цию по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и является правопреемником Государственного комитета Россий-ской Федерации в рассматриваемых областях

 

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа № 1177 Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и

1996     сертификации переименован в Государственный комитет Россий-ской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации

 


   
     
Дата События  
     
  Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля № 483  
  Государственный комитет Российской Федерации по стандарти-  
  зации, метрологии и сертификации упразднен, а его функции пе-  
  реданы Министерству промышленности и торговли Российской  
  Федерации  
     
  Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября  
  № 1142 образован Государственный комитет Российской Федера-  
  ции по стандартизации, метрологии и сертификации с передачей  
ему функций Министерства промышленности и торговли Россий-  

ской Федерации по реализации государственной политики в сфе-

 
   
  ре стандартизации, метрологии и сертификации  
     
  Постановлением Правительства Российской Федерации от  
  9 ноября № 1320 «Вопросы Государственного комитета Россий-  
  ской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации»  
  определено, что Госстандарт России является федеральным орга-  
  ном исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую  
  координацию, а также функциональное регулирование в области  
  стандартизации, метрологии и сертификации  
     
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая  
№ 498 утверждено Положение о Государственном комитете Рос-  

сийской Федерации по стандартизации и метрологии. Данным

 
   
  документом определена сфера ведения Госстандарта России  
     
  Указом Президента Российской Федерации от 9 марта № 314 на  
  базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по  
  техническому регулированию и метрологии  
     
  Указом Президента Российской Федерации от 20 мая № 649 Фе-  
деральная служба по техническому регулированию и метрологии  
  преобразована в Федеральное агентство по техническому регули-  
  рованию и метрологии (Ростехрегулирование)  
     
  Постановлением Правительства Российской Федерации от  
  17 июня № 294 утверждено Положение о Ростехрегулировании  
     
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня  
2010 г. № 408 краткое наименование Федерального агентства  
  «Ростехрегулирование» заменено на «Росстандарт»  
     

 

Стандартизация, как правило, основывается на достижении науки, техни-ки и практического опыта. Выступая в качестве одного из элементов техниче-ского регулирования в условиях рыночной экономики, она может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от


 

 

внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов Германии, например, треть ежегодного экономического прироста относилась к эффекту от примене-ния стандартов.

 

О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт – общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и при-менением стандартов в США достигла 70 млрд долл. в год, а прибыль достигает 1 000% [2].

 

Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие результаты. Рассмотрим наиболее важные проблемы современной стандартиза-ции:

 

1. Низкий динамизм стандартизации. Фонд стандартов стремительно ста-реет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Плани-рование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, напри-мер, в Японии действует система 5–10-летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники. Другая сторона низкого динамизма – недостаточные темпы освоения междуна-родных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведе-ны.

 

2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стан-дартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.

 

3. Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие позна-ния в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.

 

4. Необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...