Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему дошкольникам трудно справляться с многозадачностью.

ИЗ КНИГИ АЛЛЫ БАРКАН «РЕБЕНКУ ХОРОШО В ДЕТСКОМ САДУ. КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ» («ОЛМА МЕДИА ПРЕСС», 2015 год).

 

 

 

 

ДЕТИ МНОГОЗАДАЧНОСТИ

 

Изучая особенности детей поколения «зет», надо помнить, что современные дети — это, прежде всего, дети многозадачности, потому что сегодня даже хай-тек-игрушка для маленьких, не говоря уже о всевозможных гаджетах для больших, многофункциональна, и этими функциями можно пользоваться одновременно. Малыш 21 века не будет скакать на палке, как на коне, его фантазия настроена на другое, причем сразу на несколько дел.

Недаром журнал «Time» назвал современных детей поколением «М», где «М» — означает многозадачность.

Ученые описали даже феномен «подростковой многозадачности», подразумевая под этим способность тинейджеров одновременно справляться сразу с несколькими делами. Например, слушать радио, смотреть телевизор и при этом сидеть за компьютером в соцсетях, отвечая на звонки мобильного телефона.

В то же время, истоки «подростковой многозадачности» начинаются с дошкольного возраста. Появились даже детские социальные сети, куда 25% дошкольников уже входят самостоятельно. Большинство детей этого возраста пользуются мобильниками и забавляются видеиграми, осваивая их часто без помощи взрослых, и все тоже в режиме многозадачности.

Современный ритм жизни требует этого. Времени — дефицит. Как объять необъятное в постоянном цейтноте? Ну,конечно же, делая множество дел в одно время и сразу — чем плохой выход.

Может быть, неплохой, если бы человек в самом деле приспособлен был для подобных задач, ведь ему очень трудно разрываться все время между множеством их. А дошкольники подражают родителям, воспитателям, другим значимым взрослым...

Но пока, к сожалению, людям сегодня не подвластна еще эта многозадачность, и тем более связанная с ментальной активностью, переключать которую с решения одной задачи на другую в одно и то же время для мозга просто невозможно.

Но, пытаясь в возможное превратить невозможное, делая сразу «тысячу дел», дети просто не могут так концентрировать свое внимание, чтоб эта деятельность была плодотворной. И в результате - масса ошибок.

Эта небрежность в любой деятельности из-за феномена многозадачности, как правило, объясняется тем, что внимание ребенка отключено на многие помехи, хотя помехи — это то, что делает ребенок: звонок мобильного, когда он увлечен игрой; игра, когда он должен говорить по телефону.

Уже почти сто лет назад, когда на свете появился телеграф, ученые заметили, что если кто-то вдруг во время набора текста что-то сообщает телеграфистке, то она может ошибиться в этом наборе, так как ее внимание должно переключаться между разными каналами.

Все это послужило поводом для «рождения» особой науки, изучающей влияние помех на деятельность человека.

 

ПОЧЕМУ ДОШКОЛЬНИКАМ ТРУДНО СПРАВЛЯТЬСЯ С МНОГОЗАДАЧНОСТЬЮ.

 

Изучая проблему многозадачности при помощи магнитно-резонансного сканирования мозга, ученые пришли к выводу, что особенности переключения внимания тесно связаны с так называемой десятой областью Бродманна, расположенной в передней части префронтального кортекса. К сожалению, префронтальный кортекс относится к тем участкам мозга, которые формируются позже других и перестают функционировать, разрушаясь, раньше других, в процессе старения человека. Поэтому неудивительно, что дошкольники, так же как старые люди, не справляются с многозадачностью.

В то же время дети, для которых современная многозадачность выполнима, популярнее других в кругу ровесников. Правда, как она на самом деле выполнима — большой вопрос.

Тем не менее, сегодня и дошкольник, лишь едва умеющий читать - писать с блеском может отыскать любую информацию, войдя в Интернет, если ему указали тему.

Оказалось, что благодаря области Бродманна планируются долговременные цели и запоминаются незаконченные по каким-то причинам задания, которые после устранения помех можно довести до конца. К тому же эта область мозга помогает нам разделять задания на мелкие части, расширяя путь к многозадачности. Ведь с фрагментом справиться гораздо проще, чем сразу с большим целым. А так фрагмент, еще фрагмент, еще — и вот уже мозаика готова.

Переключение внимания между задачами поглощает огромное количество времени, которое эффективно можно было бы использовать при решении какой-то одной важной задачи. Так что многозадачность — это только иллюзия экономии времени. Это не экономия, а потеря его.

Однако попробуйте объяснить это детям.

К сожалению, хай-тек-устройства прогресса охладили семейный очаг и общение детей с другими людьми, превратив нашу жизнь в бесконечный цейтнот, ведь живем мы сегодня все с вами в режиме нарастающей многозадачности. Ну, а дети берут с нас пример, наблюдая за мамами, для которых подобный режим стал давно уже нормой, наблюдая за воспитателями, у которых нет тоже свободного времени.

По данным исследований британской корпорации Intel, современный ритм жизни нам буквально диктует сегодня эту многозадачность. Дефицит времени порождает ее. Так что ребенку 21 века без нее просто не обойтись. Но и многозадачность может быть совершенно различной. Да и дефицит времени тоже относителен. Времени для чего? Для потех, развлечений или каких-то дел?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...