Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.7 Системы и схемы сертификации




3. 7 Системы и схемы сертификации

 

·····························································

 

Система сертификации – совокупность правил выполнения

 

работ по сертификации, ее участников и правил функционирования

 

системы сертификации в целом.

 

·····························································

 

Наиболее развитой системой сертификации в России является Система сертификации ГОСТ Р, которая объединяет более 1 300 органов по сертифика-ции и более 2 500 испытательных лабораторий. Система сертификации ГОСТ Р имеет собственные формы сертификатов соответствия и знаков соответствия.

 

По состоянию на 1 января 2015 г. в России было зарегистрировано 1 271 системы добровольной сертификации. С учетом тенденций к сокращению


 

 

области применения обязательной сертификации создание систем доброволь-ной сертификации, особенно образованных объединениями производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения необходимого уровня качества потребительских товаров и услуг и повышения их конкуренто-способности.

 

·····························································

 

Схема сертификации – форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установлен-ным требованиям.

 

·····························································

 

Схемы сертификации представляют собой определенный набор действий, подтверждающий официально соответствие продукции заданным требованиям.

 

Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты кото-рых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным нормам, а именно [2]:

 

• испытания (типовых образцов, партий и единиц продукции);

 

• сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и произ-водства или при окончательном контроле и испытаниях);

 

• инспекционный контроль.

 

При выборе схемы должны учитываться особенности производства, ис-пытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя.

 

3. 8 Правила и порядок проведения сертификации

 

Участниками процесса сертификации являются заявители, органы по сер-тификации, испытательные лаборатории, изготовители, продавцы продукции, исполнители работ и услуг.

 

Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекоменда-ции, которые применяются при организации и проведении работ по обязатель-ной и добровольной сертификации [5]. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также мо-гут служить основой для организации систем сертификации однородной про-дукции.

 

Для обеспечения возможности признания российских сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации составлены в соответ-


 

 

ствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными

 

в руководствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских стандартах, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих сертификацию. Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

 

Порядок проведения сертификации в Российской Федерации установлен постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. № 15 «Об утвержде-нии Порядка сертификации продукции в Российской Федерации» по отноше-нию к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем серти-фикации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разра-ботка соответствующего порядка [2].

 

Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям долж-ны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертифика-ции и в чем их сущность. Обобщенная схема процесса сертификации по наибо-лее часто применяемым схемам представлена на рисунке 3. 2.

 

Характеристики товара, которые проверяются при сертификации, выби-раются с учетом следующих основных критериев: они должны позволить иден-тифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификато-ра, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т. п. ); отбираемые характеристики должны полно и достоверно под-твердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию; могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации

 

в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продук-ции.

 

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

 

Сертификация осуществляется по типовой последовательности процедур.


 

 

Рис. 3. 2 – Основные этапы процесса сертификации

 

1. Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заявителем органапо сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Если данную работу могут провести несколько органов по сертификации, то за-явитель может обратиться в любой из них. Заявка направляется по установлен-ной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает ее и сообщает заявителю решение. Решение по заявке также имеет определенную форму. B ней указываются все основные условия сертификации, в том числе


 

 

схема сертификации, наименование испытательной лаборатории для проведе-ния испытаний (если они предусмотрены схемой сертификации) или их пере-чень для выбора заявителем, номенклатура нормативных документов, на соот-ветствие которым будет проведена сертификация.

 

2. Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимости от объ-екта сертификации. Применительно к продукции он состоит из отбора и иден-тификации образцов изделий и их испытаний. Образцы должны быть такими же, как и продукция, поставляемая потребителю.

 

Образцы выбираются случайным образом по установленным правилам из готовой продукции. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Составляется акт по установленной в испытательной лаборатории форме. На всех стадиях хране-ния, транспортирования и подготовки образцов к испытаниям, а также в про-цессе испытаний должны соблюдаться требования, приведенные в нормативной документации на продукцию. Все этапы движения образцов в ходе работ по сертификации регистрируются в журнале и подтверждаются подписью ответ-ственных лиц.

 

Испытательная лаборатория или орган по сертификации может включить

 

в отбираемую выборку дополнительно по одному образцу каждого вида про-дукции (кроме скоропортящейся) для хранения в качестве контрольного экзем-пляра. Срок хранения последнего должен соответствовать сроку действия сер-тификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. B случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов может быть осуществлен органом по сертифика-ции (при необходимости с участием испытательных лабораторий). Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитован-ных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных до-кументах, используемых при сертификации данной продукции.

 

B случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что услож-няет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопу-стимо удлиняет их сроки, испытания с целью сертификации допускается про-водить в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации кон-


 

 

кретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший ей их прове-дение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные спе-циалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

 

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертифи-кации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение срока дей-ствия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе

 

и в случае, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответ-ствия продукции требованиям) устанавливают в системе сертификации одно-родной продукции и в документах испытательной лаборатории.

 

Оценка соответствия услуг зависит от их вида. Услуги нематериального характера (например, оценка движимого и недвижимого имущества) оценива-ются экспертным или социологическим методом. Проверка материальных услуг (например, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомото-транспортных средств) основана на испытаниях результата услуги.

 

Испытания результата услуги проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, или на базе заявителя экспертами органа по сертификации с использованием его испытательного и технологиче-ского оборудования. Это оборудование должно быть поверено или откалибро-вано органами метрологической службы. При проведении испытаний осу-ществляется выборочная проверка отремонтированных изделий, если сертифицируются услуги по ремонту (например, автомобиль или швейная ма-шина). Если вид услуг подпадает под требования обязательной сертификации, то оцениваются показатели безопасности изделий после ремонта или обслужи-вания. При добровольной сертификации услуг в основном оцениваются функ-циональные показатели. Число проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативными документа-ми системы сертификации.

 

По результатам испытаний оформляется протокол, который направляется органу по сертификации, а копия – заявителю.

 

Подтверждение соответствия системы качества предприятия требовани-ям, установленным в соответствующих нормативных документах, включает в себя предварительную оценку степени готовности проверяемой организации и оценку системы качества непосредственно на месте. Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных пред-приятием вместе с заявкой на сертификацию.


 

 

Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертифика-ции системы качества. При положительном решении орган по сертификации направляет заявителю «Заключение по результатам предварительной оценки системы качества» и проект договора на проведение проверки и оценки систе-мы качества в организации. В договоре определяют цель, объем и сроки прово-димых работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по про-верке и оценке системы качества.

 

Этап оценки системы качества на предприятии начинается с подготовки в органе по сертификации. При подготовке к проверке и оценке системы качества выполняют следующие работы:

 

• составляют программу проверки;

 

• распределяют обязанности между членами комиссии в соответствии с программой проверки;

 

• подготавливают рабочие документы;

 

• согласуют программы проверки с проверяемой организацией. Программу проверки разрабатывает главный эксперт. C программой

 

должны быть ознакомлены эксперты, консультанты комиссии и проверяемая организация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть доведены до сведения главного эксперта. Разногласия между главным экспертом и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия, разрешаются до начала проведения проверки. Конкретные детали программы следует сообщать заявителю только в ходе проверки, если их преж-девременное раскрытие мешает сбору объективной информации.

 

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится на основе опроса персонала, анализа ис-пользованных документов, процессов производства, деятельности функцио-нальных подразделений и персонала, а также изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

 

Обнаруженные отклонения от требований стандарта должны быть тща-тельно рассмотрены группой экспертов, проводящих проверку, перед тем как охарактеризовать их как несоответствия и отнести к той или иной категории. Окончательное решение принимает главный эксперт. Зарегистрированные несоответствия (уведомления) официально представляют руководству проверя-емой организации. Главный эксперт дает соответствующие пояснения по каж-


 

 

дому несоответствию (уведомлению). Каждое несоответствие должно быть подтверждено объективными доказательствами. Уполномоченный представи-тель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках с несоответствиями (уведомлениями), чем подтверждает их принятие.

 

Несоответствие – это невыполнение установленных требований. Катего-рии несоответствия – значительное (категория 1), заключающееся в отсутствии, неприменении или полном нарушении требований к элементам системы каче-ства, и малозначительное (категория 2) – единичное упущение в элементе си-стемы качества.

 

Уведомление – наблюдение, сделанное экспертом в целях предотвраще-ния появления возможного несоответствия.

 

Например, решение о признании системы качества соответствующей стандарту ГОСТ P ИСО 9001-2015 принимают при отсутствии значительных несоответствий или наличии не более 10 малозначительных несоответствий. Отрицательное решение принимается в случае одного значительного несоот-ветствия или более 10 малозначительных несоответствий. Наличие уведомле-ний не влияет на решение о сертификации.

 

Составление акта, где указываются результаты проверки, выводы и реко-мендации комиссии, проводят по окончании работ по оценке соответствия.

 

В акте комиссия указывает, соответствует или нет проверенная система качества заявленному стандарту, дает заключение о наличии в проверяемой ор-ганизации системы испытаний, обеспечивающих контроль всех характеристик продукции, указывает сроки устранения малозначительных несоответствий, ес-ли они имеются. Акт подписывают члены комиссии, главный эксперт и руково-дитель проверяемой организации. К нему прилагаются программа проверки, сведения о несоответствиях и уведомлениях. Акт издается в трех экземплярах: для проверяемой организации, органа по сертификации и Технического центра регистра систем качества.

 

На заключительном совещании главный эксперт представляет руковод-ству предприятия, главным и ведущим специалистам замечания комиссии в по-рядке их значимости, заключение комиссии о соответствии или несоответствии проверенной системы качества требованиям заявленного стандарта. Он также знакомит их с рекомендациями комиссии органу по сертификации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия системы качества. На этом этап практической оценки соответствия при сертификации систем качества заканчи-вается.


 

 

3. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертифика-ции установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов ис-пытаний, экзамена или проверки системы качества в органе по сертификации.

 

При сертификации продукции заявитель представляет в орган документы, указанные в решении по заявке, и протокол испытаний образцов продукции из испытательной лаборатории. Эксперты органа по сертификации проверяют со-ответствие результатов испытаний, отраженных в протоколе, действующей нормативной документации. После этого принимается решение о выдаче сер-тификата соответствия или проведении недостающих испытаний. Аналогичные действия производятся органом по сертификации услуг при проверке соответ-ствия результата услуги.

 

При сертификации систем качества анализ результатов оценки соответ-ствия проводится на основании акта о проверке. Выводы по акту сводятся к од-ному из трех вариантов:

 

• система полностью соответствует заявленному стандарту;

 

• система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные

 

малозначительные несоответствия по элементам системы качества;

 

• система содержит значительные несоответствия.

 

Решение о сертификации или отказе в ней принимает руководство органа по сертификации совместно с главным экспертом комиссии. B системе серти-фикации ГОСТ P окончательное решение принимает центральный орган по сертификации.

 

4. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соот-ветствия заявителю или отказом в нем. При положительных результатах испы-таний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы пред-ставленных документов орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его. Продукция или документация на услуги, про-шедшие сертификацию, маркируются знаком соответствия. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъ-являемых к объекту сертификации, или отказе заявителя от оплаты работ орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

 

Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются пра-вилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на продукцию распространяется на срок ее службы (эксплуатации или реализации), на услу-ги – до 3 лет, на системы качества предприятий – 3 года, на персонал – 5 лет.


 

 

5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводит-ся органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертифика-ции. Он проводится в течение всего срока действия сертификата – обычно один раз в год в форме периодических проверок. B комиссии органа по сертифика-ции при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территори-альных органов Федерального агентства по стандартизации и метрологии, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются при наличии информации о претензиях

 

к качеству продукции и услуг, а также при существенных изменениях в кон-струкции сертифицированного изделия, технологии оказания услуг или органи-зационной структуре предприятия, влияющих на процессы системы качества.

 

Инспекционный контроль включает в себя анализ информации о серти-фицированном объекте и проведение выборочных проверок образцов продук-ции, услуг или элементов системы качества. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или приостановлении его дей-ствия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Ростехрегулирования и дру-гих участников системы сертификации. Приостановление действия сертифика-та происходит при выявлении нарушений его использования, которые можно устранить в достаточно короткое время. В этом случае орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и уста-навливает срок их реализации. Заявитель, со своей стороны, должен уведомить потребителей его продукции или услуг о выявленных несоответствиях и пред-принять необходимые меры. Отмена действия сертификата соответствия и пра-ва применения знака соответствия осуществляется при несоответствии продук-ции и услуги требованиям нормативных документов, а также в случае изменений нормативного документа на объект сертификации, технологическо-го процесса изготовления продукции или реализации услуги, а также конструк-ции, комплектности продукции или состава услуг.


 

 

·····························································

 Контрольные вопросы по главе 3

 ·····························································

 

1. Что такое сертификат соответствия?

 

2. Как называется основополагающий закон Российской Федерации в области сертификации?

 

3. Какие формы подтверждения соответствия существуют на территории Российской Федерации?

 

4. Каким знаком маркируются товары, сертифицированные в системе добровольной сертификации?

 

5. Как называется наиболее развитая система сертификации в России, которая объединяет более 1 300 органов по сертификации?


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...